"Шаг за шагом – к доверию и взаимопониманию"

Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Общение способствует познанию окружающей действительности и овладению человеческими способами деятельности (первоначально в системе «взрослый – ребёнок»).

Общение способствует расширению кругозора, развитию психических образований, интеллекта, эмоциональной сферы воспитанников, воли, психологической культуры. Таким образом, психологически подготовленный к общению человек – это тот, кто хорошо усвоил – что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнёра по общению хорошее впечатление и нужное влияние.

У воспитанников детского дома этапы развития проходят с искажениями. Когда они начинают самостоятельную жизнь за пределами учреждения, то оказываются практически не готовы к ней. Воспитанники детского дома часто оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, не соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей. Такую ситуацию развития называют социальной депривацией. Дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, часто отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру. У них не складываются позитивные формы социального поведения, нарушается умственное развитие, затрудняется социализация.

Тяжесть последствий социальной депривации и трудность компенсации зависят от возраста, в котором ребёнок лишился полноценных и устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов. Следует отметить, что со временем последствия социальной депривации могут быть хотя бы частично преодолены.

Особую форму социальной депривации представляет эмоциональная депривация (лишение эмоциональных контактов с другими людьми, особенно близкими). Наиболее серьёзное негативное значение для психического развития имеет отсутствие общения с матерью. Так называемая материнская депривация может возникнуть в результате недостаточной привязанности матери к ребёнку, в ситуации длительной разлуки, при отсутствии материнского воспитания с младенчества, а также при лишении матери в более позднем возрасте.

Как показано в исследованиях, последствия материнской депривации резко негативно сказываются на дальнейшем развитии ребёнка и могут привести к глубоким отклонениям в личностном развитии. Согласно теории психического развития Эриксона, первая стадия (до 2 лет) характеризуется полной зависимостью ребёнка от взрослых. В этот период при благоприятных обстоятельствах у ребёнка вырабатывается «чувство хорошести» жизни, формируется представление о мире как предсказуемом и добром, при других условиях – наоборот, как о непредсказуемом и опасном. У ребёнка развивается социальное взаимодействие, которое в положительном варианте приводит к появлению доверия, в отрицательном – недоверия.

Степень доверия, которым ребёнок проникается к миру, другим людям и самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой о нём заботе. Если младенец получает всё, что ему нужно, и не испытывает дискомфорта, если его потребности быстро удовлетворяются, если с ним разговаривают и играют, достаточно его ласкают, то он начинает считать, что мир – уютное место, а люди достойны любви и доверия. Ребёнок, получивший в течение первого года жизни достаточно любви и заботы, становится эмоционально уравновешенным и приобретает доверие к окружающему миру и людям в целом, поэтому в дальнейшем он способен устанавливать глубокие тёплые эмоциональные отношения с другими людьми.

Если же ребёнок не получает должного ухода, не встречает понимания, заботы и любви, то у него появляются недоверие, подозрительность и боязливость по отношению к миру и людям. Это недоверие ребёнок несёт с собой в другие стадии своего развития, что негативно отражается на его взаимоотношениях с окружающими людьми. Его самоощущение в этом случае можно было бы описать словами: «Хочу быть любимым, но это не получается». Этот конфликт может найти своё выражение в истерических реакциях, психосоматических заболеваниях, смысл которых состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и добиться их любви.

Успешное прохождение младенческого возраста открывает ребёнку возможность полноценно войти в более широкое социальное окружение, а неблагополучное – даёт о себе знать в течение всей последующей жизни, особенно – в периоды жизненных неудач.

Чувство безопасности и защищённости возникает у ребёнка в условиях, когда мать (или замещающие её люди) обеспечивают ребёнку полноценное комфортное состояние. Это, в свою очередь, помогает сформироваться чувству привязанности ко взрослому. Психологи считают, что в норме привязанность к матери формируется у младенца к 7–8 месяцам жизни.

Привязанность – это устойчивые эмоционально – психологические связи ребёнка с любящими его людьми. Она проявляется по отношению к людям, которые заботятся о ребёнке, удовлетворяют его потребности и обеспечивают ему эмоционально комфортное состояние. Можно считать, что привязанность у ребёнка сформировалась, если реакция на взрослого становится избирательной: исчезает радостная, дружелюбная реакция на абсолютно любого человека. Доброжелательные проявления сохраняются только по отношению к близким людям. Напротив, при приближении чужого, незнакомого взрослого у малыша появляются признаки беспокойства, тревоги. Однако, и когда от ребёнка уходит мать, он огорчается, плачет, требуя её возвращения.

Непостоянное или неполноценное удовлетворение основных потребностей, прежде всего в любви и принятии ребёнка, ведёт к затруднению или искажению формирования у него привязанности. В отдельных случаях это может привести к появлению специфического заболевания, которое так и называется реактивное расстройство привязанности детского возраста». Считается, что главной причиной его происхождения является плохая забота о ребёнке, пренебрежение к его основным нуждам на раннем этапе развития.

В условиях детского дома из-за крайней неустойчивости и кратковременности эмоциональных связей привязанность не успевает сформироваться из-за частой смены воспитателей, а также при неоднократном и кратковременном нахождении ребёнка раннего возраста в приёмных семьях.

Основные проявления расстройства привязанности выражается в устойчивом нежелании ребёнка вступать в контакт со взрослыми или поддерживать общение.

У младенцев это можно заметить по отсутствию заинтересованности в зрительном и эмоциональном контакте (ребёнок не смотрит в лицо взрослого, не отвечает на улыбку, не подражает его голосу).

У более старших детей (1–2 года) можно наблюдать сниженное настроение, боязливость, настороженность, отсутствие любопытства, эмоциональной живости и непосредственности. Дети отказываются от совместных игр со взрослыми, оказывают сопротивление при попытке организовать с ними игру. Они плохо взаимодействуют со сверстниками, могут проявлять агрессию по отношению к окружающим и к самим себе.

У детей дошкольного возраста (с 3–4 лет) расстройство привязанности иногда выражается в поверхностной рассеянной общительности, в отсутствии чувства дистанции. Такие дети излишне фамильярны в общении с незнакомыми людьми. Они обращаются ко взрослым с незначительными просьбами, стараются всеми способами привлечь к себе внимание. Такое поведение называется «прилипчивым». Дошкольники с расстройством привязанности неразборчивы в установлении дружеских связей со сверстниками; проявляют к ним амбивалентное (двойственное) отношение: то они боязливы, недоверчивы, то агрессивны.

В более старшем возрасте у детей с расстройством привязанности замедленно и ущербно формируется представление о себе. У этих детей возникает ощущение отторгнутости, заброшенности, которое поначалу может не соответствовать реальности. Однако само это ощущение приводит к напряжённости, недоверию в отношениях с людьми, и, как итог, к уже вполне реальному неприятию себя и окружающих. В ходе дальнейшего взаимодействия усиливается негативное отношение как к самому себе, так и к другим людям.

Для возникновения отрицательного представления о себе у ребёнка – сироты, воспитывающегося в детском доме, помимо влияния материнской депривации, имеется ещё одна серьёзная причина. Начиная с самого раннего возраста, ребёнок, растущий в семье, усваивает два уровня отношения к себе. С одной стороны, взрослые, особенно родители, любят ребёнка, безусловно, вне зависимости от его реального поведения, свойств характера, способностей, а с другой – объективно и беспристрастно оценивают (плохо или хорошо он поступает, каков ребёнок в конкретной ситуации).

Ребёнок, растущий с раннего детства вне семьи, лишён самого главного и важного – безусловной любви. Поэтому для него характерно простое и нерасчленённое отношение к себе, чаще всего – отрицательное. Для возникновения позитивного образа «Я» (положительного отношения к себе) ребёнку от окружающих его взрослых не хватает, прежде всего, проявлений безграничной и бескорыстной любви и положительной оценки его действий и поступков.

Основные принципы общения с детьми и подростками.

Выражение лица – максимально доброжелательное, приветливое, тон голоса в разговоре с ребёнком – предельно доброжелательный, приветливый, тёплый в любых ситуациях. В лексике, по возможности, не употреблять:

  • частицу не,
  • приказные фразы,
  • повелительное наклонение,
  • словосочетание «ты должен», «ты обязан»
  • чаще использовать местоимение мы и глаголы в форме сослагательного наклонения.

Не надо:

  • вставать на сторону людей, обвиняющих вашего ребёнка публично (лучше потом спокойно обсудить возникшую проблему без посторонних);
  • хвалить в присутствии ребёнка других детей и ставить их в пример;

Телевизор – не нянька. Нужно смотреть телевизор с ребёнком – это поможет снять волнение и напряжение, возникающие в процессе восприятия фильма или передачи;

  • если вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребёнку, что это связано не с ним, что теперь вы, находясь рядом с ребёнком, будете в лучшем настроении, так как ваш сын или дочь – это радость;
  • от вас ребёнку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнимите, погладьте, приголубьте, приласкайте его.

Старайтесь:

  • не говорить с иронией и насмешкой,
  • не делать постоянных замечаний, особенно мелочных,
  • не ругаться и не кричать на ребёнка,
  • всегда быть с ребёнком доброжелательным, вежливым,
  • не торопить и не подгонять ребёнка,
  • хвалить как можно чаще,
  • показывать любовь к ребёнку,
  • никогда не говорить ребёнку, что вы не любите его, даже если сильно обиделись на него,
  • «плохой – поступок», а сам ребёнок добрый, хороший.

При неправильном поведении ребёнка необходимо переключать его на другой вид деятельности. Общение с ребёнком должно проходить под девизом: «Терпение, терпимость и всегда – любовь».

Приложение 1