Программа по экологии "Сохраним родную планету!"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

Цели: создание условий для социального становления и развития личности, формирование экологической грамотности и культуры школьника через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

Задачи:

  1. Создание концепции экологизации образования в условиях сельской школы.
  2. Формирование активной позиции детей, подростков и родителей в области охраны окружающей среды.
  3. Формирование осознанно-бережного отношения в суждениях, поступках ко всему, что окружает детей.
  4. Приобщение детей, подростков и населения к благоустройству села.
  5. Формирование нравственной экологической позиции личности.
  6. Разработка новых форм исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении.
  7. Включение родителей в экологическое движение, экологически-ориентированную деятельность.

Актуальность программы:

  1. Отвечает требованиям учебно-воспитательного процесса.
  2. Затрагивает широкий спектр проблем жизни школьников.
  3. Материалы практических действий ориентированы на каждого учащегося.
  4. Учит применять знания на практике.
  5. Использует эффективные методы обучения.
  6. Обучает учащихся навыкам межличностных и внутриличностных отношений.
  7. Объединяет в себе широкий спектр междисциплинарных и внеклассных занятий, в которых принимают участие учащиеся, родители, жители села, общественность, персонал медработников, школьной столовой, учителя.

Программа по экологическому воспитанию и образованию учащихся школы построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды с внедрением новых инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Структура и содержание программы определены с учетом остроты и глобальности экологических проблем в современном мире.

Направления:

  1. Познавательное.
  2. Природоохранное.
  3. Здоровьесберегающее.
  4. Научно-исследовательское.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступности для учащихся.

В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушений экологического равновесия.

В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также внося свой посильный вклад в сохранение природы.

В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристические походы.

Компоненты программы:

  1. Учебная программа.
  2. Научно-исследовательская программа.
  3. Методическая работа.
  4. Оздоровительные мероприятия.
  5. Медицинский контроль.
  6. Внеклассные мероприятия.
  7. Оценка программы.

Предполагаемый результат деятельности:

  1. Изучение богатства природного наследия.
  2. Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
  3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.
  4. Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
  5. Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости.
  6. Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
  7. Воспитание экологической культуры.
  8. Активная позиция детей, родителей в области охраны окружающей среды.

Сроки реализации программы: один год.

Направления программы

Познавательное направление

Сентябрь

  1. Обновление и оформление Уголков здоровья в классных кабинетах и в школе.
  2. Экскурсии на природу «Вот и осень к нам пришла».
  3. Знакомство и изучение осенних природных явлений, сбор гербария, оформление коллекций, фотовыставка.
  4. Книжная выставка «Взаимодействие человека с природной средой».
  5. Масштабы воздействия человека на природу. Здоровье и окружающая среда. Как защитить природу.
  6. Урок по обществознанию в 8 классе «Человек, природа, общество».
  7. Взаимодействие природы и человека. Вмешательство человека в природные процессы. Экологические проблемы. Составление буклетов «Правила поведения на природе», «Берегите нашу природу».

Октябрь

  1. Посещение Елабужского эколого-биологического центра и Национального парка «Нижняя Кама».
  2. Знакомство с экспонатами выставки животного и растительного мира родного края.
  3. Лекция на тему «Целительная флора».
  4. Изучение литературы по фитотерапии. Применение витаминных чаев для профилактики гриппа и простуды.
  5. День заповедников и национальных парков.
  6. Привлечение населения села Лекарево и деревни Армалы к Национальному парку «Нижняя Кама» как к природному и культурному достоянию.
  7. Акция «Птицы» (осенний этап).
  8. Участие во Всемирных Днях Наблюдений Птиц. Заполнение анкеты по учету птиц. Проведение конкурсов рисунков «Наши пернатые друзья».

Ноябрь

  1. Выставка книг «Нет наркотикам!».
  2. Конференция на английском языке «Поможем Планете быть чистой».
  3. Экология. Защита окружающей среды. Здоровый образ жизни.
  4. Проведение экологического утренника в детском саду д. Армалы «Мои домашние питомцы».
  5. Знакомство детей с домашними животными, их повадками. Правила ухода за домашними животными.

Декабрь

  1. Экскурсия на природу «Зимушка-Зима».
  2. Знакомство и изучение природных явлений в зимнее время года.
  3. Викторина «Человек и природа в лирике А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Заболоцкого.
  4. Сравнить место человека и природы в лирике поэтов. Знакомство со стихами поэтов, не изучаемые в школьной программе.
  5. Беседа на экологическую тему в начальной школе «Где красота – там доброта».

Январь

  1. Экологическое лото «Эти забавные животные» в начальной школе.
  2. Знакомство с животными различных материков. Изучение среды их обитания и жизнедеятельности.
  3. Устный журнал «Знай и люби родную природу».
  4. Животный и растительный мир Елабужского района. Водные ресурсы родного края. Экологические проблемы, связанные с нефтедобычей.

Февраль

  1. 2 февраля – День водно-болотных угодий.
  2. Знакомство с Конвенцией о сохранении и рациональном использовании водно-болотных угодий как средства достижения устойчивого развития во всем мире.
  3. Классный час «Берегите землю! Берегите…» (среднее звено).
  4. Показать красоту земли, ее таинственность, загадочность. Экологические проблемы, связанные с загрязнением литосферы.
  5. Урок-игра «Экологические аспекты минеральных удобрений (9 кл.).
  6. Экологические аспекты использования минеральных удобрений. Позитивные и негативные стороны применения их в сельском хозяйстве и в быту.

Март

  1. КТД «Мир вокруг нас».
  2. Знакомство с фауной родного края. Цветы в легендах и преданиях. Конкурс компьютерных презентаций.
  3. 22 марта – Всемирный день воды.
  4. Конференция «Вода – источник жизни»
  5. Вода – как самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете.
  6. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на земле – фотосинтезе.
  7. Выставка книг «Сохраним леса России».
  8. Изучение законодательства по охране окружающей природной среды.
  9. Конституция РФ, Конституция РТ, закон РФ и РТ «Об охране окружающей природной среды».

Апрель

  1. 1 апреля – День птиц.
  2. КВН «Птичьи разговоры».
  3. Изучение многообразия птиц. Птицы в Красной книге. Птицы, исчезнувшие с лица Земли.
  4. Конкурс стихотворений «Природа в поэзии».
  5. Чтение стихотворений на татарском, русском и английском языках. Отражение природы в стихах поэтов XIX и XX вв.
  6. 22 апреля – День Земли. Литературно-музыкальная композиция «Я – человек! Я посредине мира».
  7. Демонстрация видеофильма «Русский лес» и отрывков из фильма о разливах нефти, пожарах, вырубках лесов. Защита компьютерных презентаций членов экологического кружка.
  8. Лекторий «Чайки и крачки Прикамья».
  9. Чайки – признанные мастера полета. Чайки и крачки на водоемах Елабужского района.

Май

  1. Конференция «Природные ресурсы и их рациональное использование».
  2. Потребление атмосферного воздуха. Потребление воды в РТ. Минеральные ресурсы и их рациональное использование. Безотходное производство.

Июнь

  1. 5 июня – Всемирный день окружающей среды. Устный журнал «Наша чистая Планета».
  2. «Легкие» планеты – леса. «Шрамы» на теле Земли – асфальтовые дороги. «Гнойники» на теле Земли – свалки.
  3. Работа по плану пришкольного лагеря.

Природоохранное направление

Сентябрь

  1. Акция «Очистим планету от мусора».
  2. Проведение субботников и средников по очистке от мусора территории школы и села. Привлечение населения к уборке территорий около своего дома.
  3. Начало акции «Птицы» (осенний этап).
  4. Заполнение анкет по учету птиц, проведение конкурсов.
  5. 16 сентября – день борьбы за защиту озонового слоя.
  6. Пресс – конференция, посвященная этой дате. Выпуск листовок. Озоносфера – важнейшая часть атмосферы. Конвенция 1985г. по охране озонового слоя.

Октябрь

  1. Озеленение школы.
  2. Посадка кустарников и деревьев.
  3. 4 октября – день защиты животных.
  4. Устный журнал (1-5кл.) «Братья наши меньшие».
  5. Утренник в детском саду д. Армалы «Терем, теремок, кто в тереме живет?».
  6. Проведение конкурсов, загадок, игр.
  7. Читательская конференция 9-11 кл. по стихам С.Есенина «Закружилась листва золотая».
  8. Организация просветительских мероприятий с населением с. Лекарево и д. Армалы. Выпуск и распространение листовок. Беседа в сельской библиотеке о сохранности и использовании родников.
  9. Сбор семян для подкормки птиц зимой.

Ноябрь

  1. Изготовление кормушек для птиц.
  2. Участие во Всемирных Днях Наблюдений птиц.
  3. Заполнение анкет. Подведение итогов.

Декабрь

  1. Акция «Внимание – ель».
  2. Конкурс листовок, рисунков, плакатов о защите елочки. Конкурс экибаны «Новый год без елочки». Праздничная раздача лапника населению.
  3. Изготовление и развешивание кормушек.

Январь

  1. Зимняя подкормка птиц и учет зимних птиц.
  2. Устный журнал «Зимушка-Зима» (1-4 кл.).
  3. Растения и животные зимой.
  4. Внеклассное мероприятие по географии (среднее звено) «Спор четырех сестер».
  5. Гидросфера. Литосфера. Биосфера. Атмосфера.

Февраль

  1. Подкормка птиц.
  2. Фотовыставка в библиотеке «Родные просторы».
  3. Круглый стол на тему: «Глобальные и региональные экологические проблемы».
  4. Рост численности населения Земли. Усиление парникового эффекта. Демографический взрыв.

Март

  1. Выпуск листовок «Наша спутница – вода» (5-11 кл.).
  2. Выставка книг «Сохраним леса России».
  3. Литературный вечер «Тихая моя Родина».
  4. Знакомство со стихотворениями русских поэтов о Родине и природе.
  5. Конкурс скворечников.
  6. Интервью среди населения Лекарева, Армалов и Малореченска «Что я знаю об экологических проблемах».

Апрель

  1. Акция «Первоцвет».
  2. Охрана первоцветов, занесенных в Красную книгу. Конкурс рисунков «Первоцвет».
  3. Акция «Здоровый лес».
  4. Экодесант в Мортовское лесничество.
  5. Акция «Дым в лесу».
  6. Выпуск листовок, запрещающих разводить костры в лесу и лесопосадках.
  7. 1 апреля – День птиц.
  8. Участие в наблюдениях по прилету птиц, заполнение анкет. Конкурс рисунков «Птицы родного края».

Май

  1. Акция «Белая береза».
  2. Привлечение внимания населения к необходимости сохранения березы в период сокодвижения. Распространение листовок. Патрулирование.
  3. Конкурс рисунков на асфальте «Живи, первоцвет!».
  4. Акция «Тише, птицы на гнездах».
  5. Защита и охрана птиц в период кладки и высиживания птенцов. Изготовление и распространение листовок, буклетов. Проведение бесед, лекций.
  6. Акция «Приведем в порядок Землю».
  7. Проведение субботников и средников по очистке территории села, школы.

Июнь

  1. Акция «Живи, родник!».
  2. Очистка и обустройство родников с. Лекарево и д. Армалы.
  3. Акция «Муравейник».
  4. Привлечение внимания к охране и защите муравьев. Огораживание муравейников.
  5. Составление экологического атласа села Лекарево.
  6. Месторасположение родников, р. Анзирки. Искусственный водоем. Лекаревский лес.
  7. Экологическая тропа.
  8. Изучение флоры и фауны родной местности.

Здоровьесберегающее направление

Сентябрь

  1. Профилактический медосмотр педагогов и работников школы.
  2. Осенний кросс учащихся 1-11 классов.
  3. 12 сентября – День безопасности ребенка.
  4. Проведение бесед, игр, соревнований по ПДД, по пожарной безопасности, по детскому травматизму.
  5. 27 сентября – День туризма.
  6. КТД «Робинзонада».
  7. Проведение анкетирования с целью выявления у учащихся отношения к вредным привычкам.

Октябрь

  1. Медосмотр детей. Выявление заболеваний. Заполнение листков здоровья.
  2. Флюорографический осмотр детей.
  3. Заполнение мониторинга по заболеваниям детей.

Ноябрь

  1. 20 ноября – международный день отказа от курения.
  2. Классные часы «Губительная сигарета» (1-4 кл.), «Вся правда о курении» (5-11 кл.). Выпуск листовок, стенгазет «Мы говорим, НЕТ!». Конкурс компьютерных презентаций «Суд над сигаретой».
  3. Проведение вакцинации против гриппа.

Декабрь

  1. 1 декабря – День борьбы со СПИДом.
  2. Проведение бесед.
  3. Видео лекторий для родителей на основе фильма «Антинаркотический всеобуч для родителей».
  4. Беседа с фельдшером ФАП «Профилактика гриппа и простудных заболеваний».

Январь

  1. Поход на лыжах в зимний лес во время зимних каникул.
  2. Игры на свежем воздухе.
  3. Веселые старты.

Февраль

  1. Посещение кабинета «Планирования семьи» женской консультации ЕГП (девушки 7-11 кл.).
  2. Родительский лекторий «Отец и сын: как уберечься от вредных привычек».

Март

  1. 1 марта – День борьбы с наркоманией.
  2. Пресс-конференция «Наркотики – жизнь или смерть?».
  3. Беседа с фельдшером ФАП «Влияние алкоголя и табака на здоровье детского организма».

Апрель

  1. 7 апреля – Всероссийский День Здоровья.
  2. Проведение классных часов, открытых внеклассных мероприятий, беседы, конкурс компьютерных презентаций «Здоровый образ жизни», «Если хочешь быть здоров!». Спортивные соревнования.

Май

  1. Проведение мониторинга здоровья.
  2. Легкоатлетический кросс.
  3. Веселые старты (1-4 кл.)
  4. 31 мая – День без курения.
  5. Интеллектуальная игра «Убойная сила».

Июнь

  1. Сабантуй.
  2. Мероприятия, запланированные в школьно летнем лагере.

Примечание:

  • ежедневные игры на свежем воздухе;
  • витаминизация блюд;
  • проветривание классных кабинетов;
  • ежедневная влажная уборка кабинетов.

Научно-исследовательское направление

Сентябрь

  1. Защита реферата «Защита окружающей среды – забота каждого» (на английском языке) среди учащихся 7-11 классов.
  2. Подведение итогов научно-исследовательской работы на учебно-опытном участке. Составление отчетов по группам. Оформление альбома. Фотовыставка.

Октябрь

  1. Изучение проявления интереса к книгам о животных и растениях. Составление графиков и диаграмм, отражающих диагностику читаемости по классам.
  2. Конференция (10-11 классы) «Мы живем в промышленной зоне». Демонстрация результатов опытнической и исследовательской работы.

Ноябрь

  1. 20 ноября – Международный день отказа от курения.
  2. Урок-суд – деловая игра 10-11 классы. «Суд над сигаретой». Исследовательская работа по заполнении анкеты среди учащихся 7-11 классов с целью выявления пристрастия к никотину. Составление рекомендаций указаний, учитывая последствия выявления курения.

Декабрь

  1. Отчёт по работе экологического кружка за I полугодие. Защита минипроектов.
  2. Исследований на тему: «Воздействие транспортных выбросов на фауну почвы.
  3. Определение водородного показателя водопроводной воды и дождевых осадков», «Влияние химических загрязнений на прирост сосны».

Январь

  1. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». Развитие практических умений и навыков по определению деревьев с использованием цвета коры, почек и силуэтов растений; навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе, умений исследовательско-практической работы и элементов творческой деятельности.

Февраль

  1. Подготовка и изучение методики опытнической работы по заказу ЗАО.
  2. «Рассвет-С» с зерновыми культурами. Изучение сортов пшеницы, выращиваемых в нашем районе и влияние внесения удобрений на урожайность.

Март

  1. Неделя экологии «Природа и человек. Практическая деятельность» школьников: работа по выращиванию рассады, работа в теплице, питомнике.

Апрель

  1. «День птиц» – 1 апреля. Исследовательская работа по определению редких и исчезающих птиц нашего района. (Работа с определителями, атласами.)
  2. 22 апреля – День земли. Совместная акция с жителями села Лекарево по очистке территории от мусора «Земля – наш дом родной».

Май

  1. Работа на учебно-опытном участке. (Посев семян, закладка опытов.)

Июнь

  1. Трудовой десант пришкольного лагеря на учебно-опытническом участке.

Список рекомендованной литературы:

  1. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». -М.: «ВАКО», 2005.
  2. И.Р.Голубев, Ю.В.Новиков «Окружающая среда и ее охрана». -М.: Просвещение, 1985.
  3. Закон РТ «Об охране окружающей природной среды». Казань: ИНТЭЕО, 1997.
  4. О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова Поурочные разработки по курсу Окружающий мир». -М:. «ВАКО», 2006.
  5. Красная Книга РТ. Казань: «Природа». ТОО «Стар», Казань, 1995.
  6. А.А.Мухуметдинов, Н.И.Борознов, Б.Г.Петров, Т.З.Мухутдинова Д.К.Шаяхметов 7. «Основы и менеджмент промышленной экологии». Казань: «Магариф», 1998.
  7. А.Г.Макеева «Не допустить беды». -М.: Просвещение, 2003.
  8. Ю.В. Новиков «Природа и человек». -М.: Просвещение, 1991.
  9. Г.А.Фадеева «Международные экологические акции в школе». Волгоград, 2003.
  10. Г.А.Фадеева «Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию». Волгоград, 2005.