Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок окружающего мира "Организм человека". 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о строении тела человека.

Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.

Цели урока.

Обучающая цель: обеспечить условия для формирования представлений об организме человека как об едином целом.

Развивающая цель: развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.

Воспитательная цель: прививать любовь и заботу о собственном здоровье.

Оборудование:

  • Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч. ч. 1 /А.А. Плешаков. - 9-е изд., М.: Просвещение, 2010,
  • компьютер,
  • лист с таблицей,
  • тетрадь на печатной основе.

Задачи.

  • познакомить учащихся с частями тела человека и внутренними органами;
  • дать первоначальное представление о работе внутренних органов;
  • содействовать воспитанию интереса к изучению предмета;
  • содействовать воспитанию культуры общения;
  • формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
  • содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы, умения прослеживать причинно-следственные связи.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.

Формы организации познавательной деятельности: игры, самостоятельная работа с элементами творческой деятельности, эвристическая беседа, работа с книгой.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Мы закончили изучать большой раздел “Эта удивительная природа”

- На какие 2 большие группы делится природа? (Живая и неживая)

- Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, человек)

- Каковы особенности объектов живой природы?

- Какой из представленных предметов будет служить объектом нашего изучения? (Даны фото)

2. Актуализация базовых знаний.

- Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? (Ответы детей)

- Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью... Да, многие люди стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Кроме этого многим хочется известности, почитания и славы. Как стать известным, прославиться? (Ответы детей)

- Наверное, можно совершить какой-нибудь подвиг, изобрести что-то, но и подвиг, и изобретение должны быть полезны людям.

- Чем известны эти люди? (Фото А.С. Пушкина, Ю.А. Гагарина)

Известными людьми становятся герои, изобретатели, путешественники, но для этого прежде всего нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд. И что-то еще…

- А что нужно вы поймете, если соберете из данных слов известную пословицу. (Нищий, больного, здоровый, богаче, короля )

(“Здоровый нищий — счастливее больного короля”)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы

Один мудрец предупреждал: “Мы замечаем, что самое ценное для нас- это здоровье, только когда его у нас уже нет”.

- Так что же человеку нужно для счастья? (Ответы детей)

- Приходилось ли вам болеть? (Ответы детей.)

- Чем больной человек отличается от здорового?

(Фото больного и здорового человека)

- Что такое здоровье?

- Попробуйте из данных слов и выражений собрать определение термина “Здоровье”.

(Сложенная работа, органы, человек, внутренние, внешние )

(Здоровье - это слаженная работа всех органов человека, как внешних , так и внутренних)

- Для чего же нужно знать строение своего организма?

3. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня на уроке мы попытаемся открыть тайны главного чуда света- человека. поговорить о строении человеческого тела, о том, как мы устроены

- Знаете ли вы сколько человек живёт сегодня на планете?

Сегодня на Земле живет 7 млрд. человек. Каждый из них уникален по складу личности, поведению, внешности, пропорциям тела, манере двигаться. Даже между идентичными близнецами обычно есть некоторые различия. Однако при множестве индивидуальных особенностей тела у всех людей устроены и функционируют примерно одинаково.

- Посмотрите друг на друга.

- Какие части тела вы можете назвать? (Голова, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги)

- Как одним словом назвать грудь, спину, живот? (Туловище)

- Как по другому называют руки?

- Как по другому называют ноги?

- Давайте проверим, у всех ли есть те части тела, которые вы называли.

Физкультминутка

1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.

2. Покажите, где находится ваша шея.

3. Положите руки на свою грудную клетку.

4. Дотроньтесь до спины впереди стоящего товарища

5. Погладьте себя по животу.

6. Поднимите правую руку вверх.

7. Спрячьте левую руку за спину.

8. Согните правую ногу в колене.

9. Топните левой ногой.

- Ваше тело хорошо вас слушается, а знаете ли вы, какая сложная работа происходит в это время   внутри вашего организма?

- На протяжении тысячелетий представления о строении, функциях и болезнях человеческого организма основывались не столько на научных наблюдениях, сколько на различных мифах и магии. В Средние века церковь запрещала изучать строение тела человека, поэтому ученые делали это в тайне под страхом смерти.

- Большой толчок для развития знаний о человеке дало изобретение микроскопа и открытие рентгеновских лучей. Так что к концу XX в. стало уже ясно, как работает наше тело, а медики научились лечить большинство болезней. (Фото рентгеновского аппарата и микроскопа)

- И все же, человеческий организм устроен так сложно - сложнее любой самой мудреной машины, что до сих пор ученые не смогли открыть все его тайны, расшифровать коды, объяснить законы и противоречия.

- Изучением человека занимаются специальные науки.

- Выберите из данных наук те, которые могут изучать человека. (Анатомия, ботаника физиология, зоология, гигиена)

- Как вы думаете, что каждая из них изучает?

- Откройте учебник на стр. 128 и попробуйте найти определение наук, запишите их в тетрадь.

Анатомия – наука, изучающая строение организма.

Физиология – наука, изучающая работу органов человека.

Гигиена - наука о здоровье.

- Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно.

4. Работа по изучению нового материала.

- Давайте представим себя учеными- анатомами и отправимся в мир открытий и знаний.

В теле человека 12 главных систем. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни. Мы рассмотрим несколько.

- По ходу нашей работы на нескольких уроках вы должны заполнить таблицу.

Название системы Органы Для чего служит
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

Дыхательная система

- Без чего человек не может жить?

- Назовите органы, которые помогают нам дышать. (Гортань, трахея, бронхи, легкие)

Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких: правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой “сделаны” лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.

 В лёгкие через гортань, трахею и бронхи попадает вдыхаемый воздух.

- Посмотрите, что происходит с легкими при дыхании. (При вдохе лёгкие наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – уменьшаются).

(Показ видео с дышащими легкими)

Пищеварительная система

 Ещё одна важная система организма вам хорошо известна. Она связана с тем, что мы едим.

- Назовите органы, помогающие переваривать пищу. (Пищевод, желудок, печень, кишечник)

- Эти органы составляют пищеварительную систему.

Общая длина всех органов пищеварительной системы составляет около 9 м

Весь процесс пищеварения занимает около суток.

В желудке еда задерживается примерно на 3 часа. Желудок взрослого человека вмещает примерно 2 литра жидкости.

Печень – самый большой и самый горячий орган в нашем организме. Он борется с вредными и ядовитыми веществами. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.

Если тонкую кишку растянуть, её длина составит около 6 м.

Длина толстой кишки взрослого человека примерно 1,5 м.

Кровеносная система

- А как полезные вещества, полученные из того, что мы съели, распространяются по всему организму. Доходят до всех наших органов? (При помощи крови)

- Какой орган командует этим процессом? (Сердце)

- Как будет называться система? (Кровеносная)

Сердце и кровеносные сосуды составляют эту систему. Все человеческие органы пронизаны кровеносными сосудами. Они доставляют им кислород и питательные вещества.

Сердце – основа системы кровообращения. Это особая мышца. Оно, словно особый насос, гонит кровь по кровеносным сосудам. Не прекращает работу даже во сне. Оно с такой скоростью перекачивает кровь, что она проходит по самым отдалённым капиллярам и возвращается в сердце всего за 1 минуту.

Размером сердце - с кулак.

Нервная система

- Всем, что мы делаем, о чем думаем, командует особый орган.

- Как он называется? (Головной мозг – центр управления нашим организмом. В мозг по нервам поступают сигналы от всех частей тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим.)

- Мозг (головной и спинной) и нервы составляют нервную систему. Нервная система контролирует все функции человеческого организма. Общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет примерно 75 км.

- Прислушайтесь к себе. Вы дышите. А ведь это мозг следит за тем, как вы дышите. А если попробовать не дышать. Получится это? (Это невозможно. Человек должен дышать. Человеку нужен воздух)

- Мозг подает сигналы организму и требует совершать вдох и выдох.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

(Выберите буквы, которые являются правильными вариантами ответов на поставленные вопросы)

1. Сколько всего систем в организме человека?

  • а) 17
  • к) 29
  • м) 12

2. Какой орган называют центром управления организмом?

  • л) печень
  • о) мозг
  • к) сердце

3. При помощи какого органа осуществляется дыхание?

  • н) кишечник
  • в) желудок
  • л)легкие

4. Какой орган размером с кулак, но заставляет кровь обегать всё тело?

  • ш) мозг
  • о) сердце
  • т) печень

- Какие органы входят в систему пищеварения?

  • д) желудок
  • ф) легкие
  • е) кишечник
  • ц) печень

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

  1. Выучить тему “Организм человека”.
  2. В тетради с печатной основой есть задание №2 “Подпиши название внутренних органов человека и укажи стрелками, где они находятся”
  3. Дополнительное домашнее задание: найти и записать 3 пословицы или поговорки о здоровье.

7. Итог урока

- Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)

(В здоровом теле здоровый дух)

- Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)