О приемах формирования читательской компетентности у детей с трудностями в обучении

Разделы: Начальная школа


Цель данной статьи – предложить систему упражнений для детей с трудностями в обучении для формирования читательских умений. В статье предлагается конкретный речевой материал, при этом соблюдается принцип «от легкого к сложному».

Начало XXI века ознаменовалось кризисом чтения во всемирном масштабе. Существует множество причин данному явлению: мало читают взрослые, испытывают трудности в процессе приобщения ребенка к книге педагоги и родители, развитие информационных технологий способствует погружению ребенка в виртуальный мир, вместо "живого общения" с окружающими его людьми.

В дошкольном возрасте ребенок значительно чаще смотрит видеопродукты, в которых задействовано преимущественно зрительное восприятие, а смысловое восприятие речи остается пассивным.

Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Без элементарных навыков чтения и письма невозможно дальнейшее обучение.

В компетенции чтения входят:техника чтения, понимание прочитанного текста, умение пересказать текст, выделить факты и мнения, навыки поиска необходимой информации.

Уровни компетенций чтения (низший, средний и высший) описаны Сметанниковой Н.Н. [1]. Высшим уровнем компетенции чтения обладает увлеченный читатель, который предпочитает проводить свободное время за чтением, владеет беглым и гибким чтением про себя текстов с полным пониманием, точно, полно и грамотно пересказывает текст, выдвигает обоснованные гипотезы о содержании текста, уверенно разделяет факты и мнения, реальности и фантазии, читает выразительно, самостоятельно осуществляет поиск информации в различных источниках.

Обладая низшим уровнем компетенций чтения, когда наблюдаются трудности техники чтения как вслух, так и про себя, большое количество ошибок, трудности в понимании прочитанного, а так же при воспроизведении текста, невозможно быть активным читателем.

«Активный читатель, – по определению Сметанниковой Н.Н. – это человек, который читает не только деловую, учебную или профессиональную литературу, но и тот, кто читает в свободное время и связывает успех в жизни с чтением» [1, с.5].

Основы читательских компетенций закладываются в начальной школе. Уже на первых этапах обучения могут выявляться трудности в формировании как техники чтения, так и приемов осмысления прочитанного текста. Ситуация усугубляется и тем, что не все дети начинают обучение на фоне сформированности "языковой компетенции", необходимой для развития читательских умений.

В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН [4], была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что «1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку» [4, с.3]. Не все учащиеся с отклонениями в развитии нуждаются в специальных школах. И вместе с тем «большие затруднения при обучении испытывают дети с общим недоразвитием речи, которое проявляется в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка». «Дети с недоразвитием речи страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля» [4, с.61].

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети испытывают затруднения в обучении. Характерные для них низкий темп чтения, монотонность, большое количество ошибок, незнание многих слов препятствуют пониманию прочитанного, что и является одной из причин нежелания познавать мир книг.

Недостаточно сформированные к началу обучения зрительное восприятие, объем памяти, пространственные представления, сниженная функция внимания также препятствуют формированию читательских умений.

Практика показывает, что многих ошибок при чтении можно избежать, если уделить больше внимания работе со слогами, буквосочетаниями и словами в период формирования слогового чтения. В это время формируются основные читательские умения, и если происходит запаздывание в их формировании, появляются затруднения в обучении и по другим предметам.

Учитывая наблюдаемые трудности, мною была сделана попытка систематизировать тренировочные упражнения для учащихся 1 – 2 классов, испытывающих трудности в овладении чтением. Пособие может быть использовано учителями начальных классов общеобразовательных школ и родителями для индивидуальной работы дома. Предлагаемое учебное пособие [3] может быть использовано в качестве дидактического материала к каждому уроку. В настоящем пособии подобран речевой материал на каждую букву алфавита, предусматривающий:

  • чтение прямых и обратных слогов с новой буквой,
  • чтение сочетаний слогов;
  • слов;
  • упражнения в модуляции голоса, на развитие чувства ритма;
  • задания на сравнение, группировку, классификацию, обобщение предлагаемого речевого материала;
  • анализ и синтез слов;
  • включение прочитанных слов в словосочетания и предложение.

Представлена серия упражнений на формирование понятия «предложение» и тренировку навыков согласования и управления при составлении предложений.

Цель пособия – сформировать читательское умение у детей, испытывающих трудности в обучении в соответствии с программными требованиями и в отведенные программой сроки: «к концу 2 полугодия сформировать правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25 – 30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого» [2].

Недостаточность пространственных представлений наблюдается у значительного числа учащихся и затрудняет усвоение ими графических образов букв, слогов, провоцирует ошибки в направлении чтения.

В пособии речевой материал представлен в таблицах с целью формирования пространственных представлений в процессе обучения чтению. Одним из заданий в каждом упражнении стало нахождение того или иного столбика, строки, элемента по местоположению, активно используются в инструкциях пространственные предлоги (над, под, перед, за, между).

Например:

Таблица №1

СА СО СУ СЫ СИ
АС ОС УС ЫС ИС
НА НО НУ НИ НЫ
АН ОН УН ИН ЫН

Задание к таблице №1:

Прочитай второй столбик таблицы. Прочитай предпоследнюю строку таблицы. Прочитай элемент, который находится во второй строке третьего столбика. Прочитай элемент, который находится в третьем столбике таблицы между второй и четвертой строкой.

Инструкции даются взрослым в устной форме, поэтапно. Речевой материал прочитывается ребенком, при необходимости первоначально совместно со взрослым, обязательно сопоставляется фонетический и графический образ элементов таблицы.

Основной принцип тренировочных упражнений – «от легкого к сложному». При изучении каждой новой буквы включать ее в сочетание с уже знакомыми, постепенно повышая уровень сложности.

Например:

Таблица №2

НА НО НЫ НУ НИ
АН ОН ЫН УН ИН

ОНА ОНИ ОНЫ ОНУ АНА
АНО АНИ АНЫ АНУ ОНО
ИНО ИНА ИНЫ ИНУ ИНИ
УНА УНО УНИ УНЫ УНУ
ЫНА ЫНО ЫНИ ЫНУ ЫНЫ

Такое внимание к сочетанию слогов не случайно. Часто ребенку легко удается прочитать слоги типа НА, АН, а если встречаются сочетания слогов типа АНА, испытывают затруднения. Еще труднее прочитать сочетание типа УНА. Тренируясь в чтении предлагаемых сочетаний, дети осваивают правила соединения букв в слоги.

Сложности при чтении вызывают слова с удвоенными буквами. Поэтому включены в упражнения сочетания прямых и обратных слогов с повторяющимися согласными и гласными и слова с удвоенными буквами.

Например:

Таблица №3

Нина анни инон нуны Нонна
Нына Инна ноон Анна унна

В процессе выполнения задания идет сравнение структуры элементов и способов соединения букв в слоги.

Особое значение имеют комплексные задания к упражнениям. Перед ребенком ставятся мыслительные задачи, ему необходимо выполнять различные речевые упражнения. Таким образом, сам процесс чтения отходит на второй план. Ребенок не боится приступать к чтению. Для того чтобы выполнить все задания, он снова и снова прочитывает элементы таблицы. Процесс тренировки почти не ощущается. Создается ситуация, когда чтение становится инструментом для выполнения более важных задач. Можно сделать предварительный вывод о том, что постепенно у ученика формируется представление о чтении как способе получения новых знаний.

Например:

Таблица №4

КА КО КЫ КИ КУ
АК ОК ЫК ИК УК

 

Задание к таблице №4:

  1. Прочитай последовательно каждый столбик таблицы.
  2. Прочитай первую строку таблицы, понижая голос до шепотной речи.
  3. Прочитай вторую строку таблицы, повышая голос.

Ответь на вопросы:

  1. Что общего в слогах первой строки?
  2. Что общего в слогах второй строки?
  3. Что общего в слогах всей таблицы?
  4. Найди в первой строке лишний слог.

Одной из частых и трудно корригируемых ошибок являются ошибки на постановку ударения. Как правило, в устной речи такие ошибки редки, а вот при чтении и на письме (когда необходимо поставить ударение в знакомом слове) встречаются довольно часто. Именно поэтому для тренировки предложены упражнения в чтении сочетаний слогов с ударением на заданной позиции.

Например:

Таблица №5

АСА АСО ОСА УСА ИСА ЫСА
ОСО АСУ ОСУ УСО ИСО ЫСО
УСУ АСИ ОСИ УСИ ИСУ ЫСУ
ИСИ АСЫ ОСЫ УСЫ ИСЫ ЫСИ
СИСЫ САСА СОСО СУСУ СЫСЫ СЫСИ
САСО СОСА СЫСИ СИСЫ СУСА СОСЫ

 Задание к таблице №5:

Прочитай первые три столбика таблицы, делая ударение на выделенных слогах. Отхлопай ритм.

Недостаточность зрительного восприятия провоцирует затруднения в удержании графического образа слов, а, следовательно, и значительное количество бессистемных ошибок. Графическим образом слова, то есть количеством букв в слове и порядком их следования обусловлено значение самого слова. Ребенок учится видеть и чувствовать данную закономерность, анализируя цепочки слов и буквосочетаний.

Например:

Таблица №6

АИСТ  АСИТ АИСТ АИТС АИСТ
КУСТ  КСУТ СКУТ КУСТ КУТС

Для формирования умения распознавать графический образ слова предлагаются задания:

Найди слово среди схожих буквосочетаний, обведи его.

Анализ и синтез слов – неотъемлемая часть в обучении чтению, а значит, необходимы и специальные тренировочные упражнения, которые не только способствуют формированию данных операций, но помогают уточнять и расширять словарный запас, развивают мышление ребенка. Слова составляются из слогов, расположенных линейно, когда возможен лишь один правильный вариант, а так же из слогов, предложенных в таблицах, когда разные сочетания слогов дают возможность составить не одно, а несколько слов.

Например:

Таблица №7

ЕНОВЫСОС  

Задание к таблице №7:

Из слогов левого столбика таблицы составь слова и запиши их в правом столбике. Составь предложения с получившимися словами.

Например:

Таблица №8

СА СО СУ СИ СЫ
НА НО НУ НИ НЫ
АС ОС УС ИС ЫС
АН ОН УН ИН ЫН

При выполнении таких упражнений дети осознают, что не любые слоги соединяются в слово, учатся опытным путем, опираясь на имеющийся речевой опыт оценивать, получилось ли у них слово или бессмысленное сочетание слогов. На начальном этапе обучения многие дети могут составить из слогов таблицы 1 – 2 слова. К концу букварного периода они уже соревнуются, кто составит больше слов.

Умения обобщать и классифицировать необходимы при обучении по всем предметам. Не всегда способ обобщения и классификации может быть единственным. Тренировать гибкость мышления можно с помощью упражнений, подразумевающих не единственный ход рассуждения. Интерес у детей вызывают упражнения на классификацию слов таблицы по тем или иным признакам, когда основанием для классификации могут быть разные критерии. При выполнении подобных заданий дети не только тренируются в чтении, но учатся рассуждать, мыслить, развивается речь, расширяются представления об окружающем мире.

Например:

Таблица №9

Ната Нина Никита Ира
Лара Алла Антон Константин
Лариса Стасик Лина Ирина
Рита Алик Анна Тарас

Задание к таблице №9:

Раздели слова таблицы на две группы. Объясни свой выбор.

Вариант ответа №1:

В первую группу можно объединить имена мальчиков, во вторую – девочек.

Вариант ответа №2:

В первую группу можно отнести полные имена, во вторую – краткие.

В ходе обсуждения взрослым уточняется, что такое «полное имя», «краткое имя», все ли имена имеют полную и краткую формы.

Затруднения в чтении слов с пропущенными буквами, даже если это знакомые слова, наблюдаются у многих детей и во 2 и в 3 классах. И дело не в том, что затруднения вызывает выбор одной из оппозиционных согласных. Ребенок при отсутствии одной единственной буквы просто не узнает графический образ слова и пытается восполнить пробел любой буквой, не понимая его значения. Многие учебники по русскому языку включают подобные упражнения. Для преодоления подобных затруднений предлагаются упражнения на восполнение пробелов в знакомых словах.

Например:

Таблица №10

Мос_ва, мо_ковка, кос_онавт, ка_итан, строи_ели

Задание к таблице № 10:

Вставь пропущенные буквы.

Опыт показывает, что до начала обучения чтению ребенок пользуется фразой. Уже на первых порах обучения ребенок сталкивается с предложением. Осваивается понятие «предложение» довольно долго. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.

Помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль можно с помощью серии упражнений:

  1. Исключение лишнего слова.
  2. Восполнение недостающего слова.
  3. Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения.
  4. Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить.
  5. Исправление ошибок согласования, управления.
  6. Поиск границ предложений в тексте.

Основы выразительного чтения закладывают упражнения на модуляцию голоса, постановку ударения в словах, изменение интонации при чтении (прочитай доброжелательно, строго, со злостью).

Работа идет постепенно, от простого к сложному. Предлагаемые в упражнениях слоги включаются в слова, слова – в предложения, предложения – в тексты. В процессе выполнения заданий многократно прочитывает предлагаемый материал, но каждый раз с новой целью. Заключительный этап – чтение текста, в котором нет уже для ребенка новых слов, читается текст значительно легче, так как техническая сторона отрабатывалась в ходе выполнения тренировочных упражнений, смысл прочитанного становится значительно понятнее. Закрепляются необходимые читательские умения, ребенок использует полученные знания в новых условиях. В результате, к окончанию 1 класса у большинства учащихся с трудностями в обучении формируется необходимые читательские умения. На следующих этапах обучения эти умения совершенствуются.

Практика работы в школе показывает, что в настоящее время многие учителя не ориентированы на обучение чтению детей, имеющих ОНР. Используемые ими учебные пособия в большинстве составлены с учетом особенностей нормально развивающихся школьников. В связи с этим применение разработанных мною специальных тренировочных упражнений, ориентированных не только на формальную тренировку в слиянии букв в слоги, слогов в слова, но и на развитие мышления (умения обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать), внимания, устной речи помогут сформировать читательские умения младших школьников в отведенные программой сроки и в соответствии с предъявляемыми требованиями. Выполнение таких упражнений будет способствовать преодолению затруднений в овладении чтением и откроет реальную перспективу формирования читательских компетенций, позволяющих стать каждому ребенку «активным читателем».

Литература:

  1. Н.Н. Сметанникова «Стратегия воспитания Лидеров чтения», М., 2007.
  2. «Концепция и программы для начальных классов. Школа России», М., 2007.
  3. М.В. Смирнова «Как хорошо уметь читать» М., 2006.
  4. А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова «Учителю о детях с недостатками речи» М., 1997.
  5. Сб. «Через чтение в мировое образовательное пространство. Выпуск II» М., 2002.

Приложение.