Обыкновенные дроби. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Обучающие:
    • формирование умений решать текстовые задачи;
    • формирование умений решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части;
    • развитие умения анализировать и делать логические выводы.
  • Развивающие:
    • развитие памяти, речи, внимания;
    • развитие самостоятельности, самооценки, самоконтроля;
    • развитие умений воспринимать информацию на слух;
    • развитие познавательного интереса.
  • Воспитательные:
    • привитие аккуратности, формирование культуры речи и культуры труда,

Задачи урока:

  • контроль над уровнем усвоения материала;
  • закрепление пройденной темы;
  • выяснение уровня готовности учащихся к изучению новой темы.

Оснащение  урока: компьютер и  проектор для демонстрации презентации проверки домашнего задания, проверки самостоятельной работы.

ХОД  УРОКА

1. Организация начала урока

Проверить готовность класса к уроку, настроить учащихся на деловой ритм. Подготовить тетради, учебники, дневники на столе.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу в обыкновенными дробями. Откроем тетради и запишем число, классная работа и тему сегодняшнего урока. Сегодня мы будем закреплять полученные вами знания. Начнем мы с проверки домашнего задания, затем, немного поработаем устно, потом напишем самостоятельную и работу, будем решать задачи.

2. Проверка домашнего задания

Итак, на дом вам было задано два номера. Давайте проверим, как вы выполнили эти задания. (Решение будет появляться на экране)

№ 927

Площадь квадрата 16 см.кв.  Найдите, чему равна площадь: а) 3/4 квадрата, б) половины квадрата. (Приложение 1, слайд 2).
Решение:
Весь квадрат имеет площадь 16 см.кв. Нужно найти площадь  3/4  квадрата.  То есть задача сводится к нахождению части от числа. То есть нужно следовать правилу: чтобы найти часть от числа нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель.
16 : 4 * 3 = 12.
Аналогично,  найдем половину квадрата. Половина = 1/2. То есть 16 : 2 * 1 = 8.
Ответ: 12 кв.см., 8 кв.см.

№928.

На огороде собрали 42 кг огурцов и 5/7 всех огурцов засолили. Сколько килограммов засолили? (Приложение 1,  слайды 5, 6).

Решение: Задача сводится к нахождению части от числа. То есть, аналогично предыдущей задаче 42 : 7 * 5 = 30 (кг).
Ответ: засолили 30 кг огурцов.

3. Устная работа

Вопросы для повторения:

  • Приведите пример дроби. (2/3, 5/7, и т.д.)
  • Как называется число над чертой? Что оно показывает? (Числитель, показывает, сколько долей от целого, на которые его поделили, взято)
  • Как называется число под чертой? Что оно показывает? (Знаменатель, показывает, на сколько долей делят целое)
  • Какая дробь называется правильной дробью? (Дробь, у которой числитель меньше знаменателя)
  • Какая дробь называется неправильной дробью? (Дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю)
  • Как найти часть от числа? (Число разделить на знаменатель и умножить на числитель)
  • Как найти число по его части? (Известное число, то есть чему равна часть, разделить на числитель и умножить на знаменатель)

– Очень хорошо, ребята! Все вы молодцы. Сколько кусков торта у нас получилось? А как вы думаете какой доли не хватает до целого торта? (7 кусков, не хватает 1/8).

4. Самостоятельная работа, диктант

Ребята, а теперь вы будете работать самостоятельно. Напишем в тетради слово диктант. Я буду диктовать вам вопросы, а вы через точку с запятой, в строчку записывать только ответы. Вычисления можно делать ниже, если вам нужно. Писать вы будете на листах, которые лежат у вас на столах. После того, как мы окончим диктант, я соберу три любые листа и поставлю отметки. Итак, начали.

Вопросы диктанта:

Запишите дробь с числителем … и знаменателем … .

1. 2 и 5. 2/5
2. 5 и 25. 5/25.
3. 16 и 3. 16/3.

Найдите часть … от числа … .

4. Половину от 96. 48.
5. 4/6 от 66. 44.
6. 3/7 от 21. 9.

Найдите число по его части, если:

7. 1/3 его равны 18. 54.
8. 7/9 его равны 35. 45.
9. 5/7 его равны 10. 14.

10. Запишите число 24 в виде дроби:

24/1 = 48/2 = 72/3 = 576/24 = 24.

Проверка проходит с использованием презентации (Приложение 1), появляются только ответы. Три листа учитель собирает и проверяет в то время, как учащиеся начинают работу у доски.

5. Работа у доски, письменная работа

– Итак, ребята, сейчас открываем учебники и начнем решать задачи. (Учитель вызывает к доске одного учащегося, который решает задачу у доски, а все остальные решают в тетрадях).

№ 898

В январе 1995 года с 1 января по 10 января были зимние каникулы. 15, 22 и 29 были воскресными днями, а остальные – учебными. Какую часть января составили свободные от учебы дни? Какую часть составили учебные дни?

Решение:

Всего – 31 день.
10 дней  – каникулы.
3 дня – воскресные.

1) 10 + 3 = 13 (неучебных дней)
2) 13 : 31 = 13/31 (часть неучебных дней в январе)
3) 31 – 13 = 18 (учебных дней)
4) 18 : 31 = 18/31 (часть учебных дней в январе).

Ответ: 13/31, 18/31.

№ 902

На базу в Антарктиду доставили 22 собаки. Из 5/11 всех собак составили упряжку, на которой отправились в поход. Сколько собак не вошло в упряжку?

Решение:

Всего 22 собаки.
5/11 всех собак – в  упряжке.
Нужно найти столько собак не в упряжке.
То есть задача сводится к нахождению части от числа.

1) 22 : 11 * 5 = 10 (собак в упряжке).
2) 22 – 10 = 12 (собак не вошло в упряжку).

Ответ: 12 собак.

№ 908

Миша исписал 10 страниц тетради, что составляет 5/6 всей тетради. Сколько страниц исписал Миша?

Решение:

Исписал 10 страниц. Это есть 5/6 всей тетради.
Задача сводится к нахождению числа по его части.
10 = 5/6.
то есть, 10 : 5 * 6 = 12 (страниц всего в тетради).

Ответ: 12 страниц.

№ 906

Человек прошел 2/3 дороги. Какова длина всей дороги, если он прошел 4 километра?

Решение: Аналогично предыдущей задаче.
4 = 2/3.
То есть, 4 : 2 * 3 = 6 (км длина всей дороги).
Ответ: 6 км.

№ 903

Купили 5 кг 600 г сахара и израсходовали на варенье 7/8 всего сахара. Сколько сахара пошло на варенье? Сколько сахара осталось?

Решение:

1) 5 кг 600 г = 5600 г.
2) Найдем, сколько израсходовали на варенье (часть от числа)

5600 : 8 * 7 = 4900 (г) – израсходовали на варенье.

3) 5600 – 4900 = 700 (г) – осталось.

Ответ: 4900 г, 700 г.

6. Подведение итогов урока. Выставление отметок

7. Задание домашней работы: №929, 933, 934 (а).