Игра "Поле чудес" "Стихи кубанских поэтов для детей"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • обобщать знания учащихся о творчестве кубанских поэтов, пишущих о детях и для детей;
  • развивать устную речь, словарный запас учащихся;
  • прививать интерес к литературе родного края и желание ее изучать.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса к предмету, формирование поисковой деятельности.
  2. Формирование навыков выразительного чтения стихотворных произведений.
  3. Воспитание чувства гордости за свою малую родину, любви и уважения к землякам.

Оборудование: мультимедийнаяустановка (презентация Microsoft Power Point); диск DWD с записью песен в исполнении Кубанского казачьего хора; казачьи костюмы; атрибуты для проведения игры «Поле чудес», книжная выставка стихов кубанских поэтов, выставка детских рисунков по прочитанным произведениям, жетоны двух цветов для рефлексии, призы участникам.

Ход урока

I . Организационный момент.

(Звучит запись песни «Здравствуй, наша Кубань!». Ученики в костюме казачат читают стихотворение К. Обойщикова «Кубань – земля такая». По ходу чтения стихотворения демонстрируются слайды 3-14)

Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины.
Кубань – земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветет в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски,
Застыли тополя.
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает –ы
Полюбишь навсегда!

Учитель: Интересна, богата событиями история Краснодарского края. Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. С Кубанью связано много имен выдающихся писателей: А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М. Горького, А. Фадеева, А. Толстого и многих других. Есть у нас и наши замечательные поэты и писатели. Композиторы Кубани на многие стихи наших кубанских поэтов написали музыку.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на занятии мы обобщим знания о творчестве кубанских поэтов, которые свои произведения адресовали детям. А поможет нам в этом популярная игра «Поле чудес». Итак, встречайте первую тройку игроков.

(Учитель называет игроков первой тройки. Объясняет правила игры. На доске зашифровано слово к первому заданию.)

Учитель: (задание первого тура) Этот кубанский поэт создал сборник стихов для детей «Солнышко проснулось». Эту книгу он посвятил своей дочке Даше. Читая его стихи, вы убедились, что они помогли вам почувствовать и увидеть красоту живой природы, понять, что такое настоящий труд, Родина, семья.

Н Е П О Д О Б А

(Дети разгадывают фамилию поэта. Демонстрируется слайд 15.)

Учитель: К сегодняшнему уроку каждый из вас подготовил стихотворение кубанского поэта. Послушаем стихотворение Вадима Неподобы «В зоопарке», которое подготовил Андрей.

Я с папой в зоопарке
Вчера был полдня.
Олени, леопарды
Смотрели на меня.
Звала меня мартышка
С малышкой на спине.
Ломал решетку мишка,
Чтоб подойти ко мне.
Тигренок р-рыкнул близко,
И лапу подал он.
Раскланивался низко
Передо мною слон.
Лисята подбежали
И стали у дверей…
Ну как они узнали,
Что я
люблю
зверей?..

– Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

(Вручение призов первой тройке игроков.)

Учитель: А вот задание для игроков второй тройки.

Эта кубанская поэтесса пишет забавные и веселые стихи для детей. Один из ее сборников назван «Хозяюшка». Стихи поэтессы пронизаны любовью к детям, их маленьким горестям и радостям.

Б А Р Д А Д Ы М

(Демонстрируется слайд 16)

Учитель: А теперь послушаем стихотворение Варвары Бардадым «Столяр», его нам представит Саша.

Столяр
На дворе верстак стоял.
– Я строгаю! Я столяр!
Вжих-вжих-вжих…

Стружки змейками шипят,
Извиваются, шуршат:
Шши-шши-шши…

А сучок таращит глаз:
– Вырву зуб рубанку! Ррраз!
Трах-тах-тах…

У рубанка зуб стальной.
– Эй, вперёд, рубанок мой!
Вжих-вжих-вжих…

Прилетят в скворечник мой
Птицы раннею весной!
Вжих-вжих-вжих…

(Вручение призов второй тройке игроков.)

Учитель: Задание для третьей тройки. Все годы этот поэт собирал песни и поговорки, особенно любил записывать смеховинки, «побрехеньки» из казачьего быта. Его родовая фамилия в переводе на русский язык обозначает название птицы.

П И В Е Н Ь

(Слайд 17)

Учитель: Мы с вами читали стихи Александра Пивня, а вот Паша и Даниил приготовили для нас забавную побасенку «Чи кораблi ïдять, чи нi?».

«Зустрились у станицi на базарi два захожих парня, та й завели таку балакачку:

– Здоров, брате!
– Здоров, Кiндрате!
– Вiдкiля iдеш?
– Вiдсиля не видно.
– Хiба дуже далеко?
– А вже ж далеко!
– Як?
– Та так, що ти там зроду не був!
– Чи-ба! А може й був?
– Де тобi там бувать! Тебе й по мордi видно, що iще ти не був у бувальцях!
– Та брешеш! Може бiльше тебе бачив!
– Що ти там бачив?
– Скрiзь бував iвсячину бачив!
– А ти ж у Ананi був?
– А то нi? Ще раньше тебе!
– А де ж вона?
– Протiв неба на землi!
– Не хвастай! Я добре знаю, що ти там не був.
– Ов-ва!
– От тобi й ов-ва!
– Брешеш, був i усе там бачив!
– Що ж ти там бачив?
– Га?
– Що ж ти там бачив, питаю?
– Що я там бачив?
– Э?
– Усе!
– А кораблi бачив?
– Що?
– Кораблi.
– А тож як! Ще б пак не бачив! Может и ïх не бачив? А я ïх ïв!
– Ĭв? Ото дурный! Вони ж деревьянi!
– Хто?
– Кораблi! Хiба ïх ïдять? На ïх ïздять!
– Тю! Так то я забув! Я думав, що то тi раки, що у морi живуть».

Учитель: Какое настроение вызвала у вас эта «балачка»? Всё ли вам было понятно? Ребята, о чем спорили парни?

(Вручение призов третьей тройке игроков.)

Учитель: А теперь послушайте задание на финальную игру. Он начал писать свои первые стихи в 4-м классе. В Краснодарском книжном издательстве вышло более 20-ти его поэтических сборников. Из них 5 для детей. Мы познакомились с его книгой «Зайка-пешеход».

О Б О Й Щ И К О В

(Владислав И Сергей инсценируют стихотворение Кронида Обойщикова «Хозяин».)

«Хозяин»
Я сегодня не скучал –
Молотком весь день стучал
Доску выправил в заборе,
Два гвоздя забил в скамью
И на стенке в коридоре
Сделал вешалку свою.
Можно звать теперь гостей –
Хватит здесь на всех гвоздей.
Молоток и щипцы
Мо-лод-цы!
Говорит мне отец,
Что и я молодец,
Маленький хозяин.
И на стройке, и в квартире –
Всюду нужен крепкий гвоздь.
В целом мире, в целом мире
Я хозяин,
А не гость! 

Учитель: Вот и определен победитель нашей игры. Теперь остается только выяснить: согласен ли он на суперигру. Согласен! Итак – задание на суперигру: Этот поэт является автором шести детских книжек. Он хорошо знает и понимает жизнь сельских детей, о них и рассказывает он в своем сборнике стихов «Лошадка». «Раз – загадка, два – отгадка» – это для ребят, которые очень любят отгадывать загадки.

Н Е С Т Е Р Е Н К О

(демонстрация слайда 18)

Учитель: Давайте послушаем стихотворение Владимира Нестеренко «Пшеничный цвет» в исполнении Вити.

«Пшеничный цвет»
Пшеничного цвета у брата усы.
Узнал я, что это не ради красы.
И волосы тоже пшеничного цвета.
Наверно, есть тайна какая-то в этом.
Пшеничного цвета у брата ресницы –
Ну что с моим братом
Могло приключиться?
А брат улыбнулся
И гордо сказал:
– Я летом пшеницу
В полях убирал.

– В чем же заключена тайна пшеничного цвета?

(Вручение суперприза.)

III. Подведение итога урока. Рефлексия.

(Ученики выбирают жетон яркий (со словом «да») или темный (со словом «нет») выражая своё отношение к уроку).

Используемые материалы:

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектол.фак.пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Сканированные рисунки из различных источников.
  3. Интернет источники: images.yandex.ru, ajgul.livekuban.ru