Эстетическая гимнастика

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пожалуй, одним из самых зрелищных видов спорта по праву считается эстетическая гимнастика. Несмотря на то, что это – исключительно женский вид спорта, у него не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта.

Эстетическая гимнастика – это относительно новый и очень зрелищный вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения тела, как, например, волны, взмахи, прыжки, равновесия, повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток.

Эстетическая гимнастика формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

Важное место в эстетической гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

В результате регулярных занятий повышается сопротивление организма к различным неблагоприятным воздействиям (болезням, усталости, холоду, процессам старения и др.), укрепляется опорно-двигательный аппарат, стимулируются вегетативные функции и компенсаторно-приспособительные реакции, оказывается благоприятное воздействие на психические процессы.

Помимо этого на занятиях эстетической гимнастикой решаются следующие задачи:
– развитие потребности к движению и пластике у девушек;
– выявление и развитие творческих способностей у занимающихся;
– развитие физических качеств в соответствии с физиологическими особенностями организма девочек, девушек, женщин;
– формирование правильной осанки;
– воспитание физической культуры личности;
– воспитание чувства сплоченности и командного единства.

В основу методики преподавания физических упражнений положен принцип биологической целесообразности. Поэтому во время занятий эстетической гимнастикой используются умеренные нагрузки, подбираются целостные, динамичные и танцевальные упражнения, наиболее соответствующие особенностям моторики женщин и благоприятно воздействующие на их эмоциональное состояние.

Богатство, разнообразие и доступность упражнений эстетической гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

В эстетической гимнастике не требуется исключительных данных, достаточно иметь хореографическую подготовку, музыкальный слух, владение телом, но главную роль играет артистичность, показать всей командой в упражнении, через язык тела, характер, мысль, красоту, чувства... Команда должна быть как единый организм – до взгляда, до вздоха, до едва заметного движения мизинцем. Главным принципом эстетической гимнастики является единство и согласованность командных усилий. Гимнастки в команде должны дышать, как одна, двигаться, как одна, чувствовать музыку и проявлять все свои физические качества, как будто это единое целое, один организм. Чем синхроннее, слитнее, согласованнее выступление, тем выше оно оценивается.

На соревнованиях по эстетической гимнастике упражнение выполняется без предмета. Правила соревнований регламентируют выполнение элементов различной сложности, музыку, соревновательную и показательную виды программ. Композиция оценивается судьями из трех бригад:

Бригада А1 оценивает техническую ценность упражнения, т.е. количество и сложность выполненных элементов.

Бригада А2 оценивает артистическую ценность упражнения, т.е. музыкальность, артистичность, экспрессивность, плавность перехода музыкальных частей композиции, согласованность движений с музыкой и т.д.

Бригада В оценивает технику исполнения элементов, уделяя особое внимание синхронности, согласованности гимнасток.

Гимнастическая программа должна включать в себя следующие группы элементов:

1. Движения тела: волны, взмахи, движения корпуса, рук. ног, выполненные изолированно и в комбинации скручивания, расслабленные и резкие движения, шаги, выпады, бег и т.д.
2. Прыжки и подскоки, выполненные изолированно и в комбинации.
3. Равновесия и пируэты, выполненные изолированно и в комбинации.
4. Комбинации различных групп элементов (из перечисленных выше, например: прыжок + серия движений тела или равновесие + прыжок и т.д.).

Все элементы должны выполняться в различных ракурсах, направлениях, передвижение по площадке должно быть как можно более разнообразным. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток. В целом композиция должна выглядеть как единство музыки, хореографии, образа и мастерства гимнасток.

Продолжительность упражнения от 2,15 до 2,45 мин. Выбор музыки свободный. Музыка может содержать текст и голос.

Композиция соревновательной программы должна демонстрировать маленький спектакль на ковре, в котором объединяются идея, музыка и исполнение элементов гимнастками. За эти мгновения зрителей надо увлечь и растрогать, через жест так выразить движения души, чтобы всколыхнуть зал высокими и сильными чувствами.

Безусловно, эстетическая гимнастика имеет “генетическую связь” с художественной гимнастикой, но спорным остается вопрос: “Что сначала, и что потом?”. В годы “младенчества” художественная гимнастика, не обремененная виртуозным манипулированием предметами, являла собой пример подлинной художественности и эмоционально-выразительного движения, черты которой отчетливо обнаруживаются в современной эстетической гимнастике. Поэтому вопрос о “первородстве” и иерархических отношениях двух гимнастик остается нерешенным. Несомненно, истоки эстетической гимнастики у нас в стране тесно связаны с историей развития художественной гимнастики и деятельностью людей, работавших над пластикой и выразительностью человеческого тела.

Чтобы лучше понять истоки эстетической гимнастики, необходимо обратиться к историческому материалу, анализируя тенденции и эстетические закономерности хореографии прошлых лет.

Гимнастикой занимались давно. В Китае известна гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. В Индии занимались нам всем известной йогой. Высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где высоко ценилось ее воспитательное значение. Танцы в Греции были теми телесными упражнениями, на которых воспитывалось юношество. Пляски у греков всегда предполагали совершенствование здорового сильного тела. Культ человеческого тела привел к культу пластических линий и форм, к обожанию танцев. Но в глазах римлян танцы уже были занятием недостойным. После падения Римской империи танцы совсем исчезают. В средние века занятия гимнастикой стали носить узкий военно-прикладной характер, развивающие грубую физическую силу, воспитанием рыцарства. Христианство учило заботиться о спасении души, о теле забыли, тело считалось пристанищем дьявола, его надо было подавлять. Первоначальное значение гимнастики – быть здоровым, сильным и красивым предано забвению. Первые попытки гуманистов возродить значение гимнастики как средства, всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. В 15 веке в эпоху Возрождения благодаря изучению античной культуры снова стали возникать идеи, утверждающие физическое воспитание наряду с умственным. Снова стали думать о необходимости телесного воспитания. В конце 18 начале 19 веков появляются национальные системы гимнастики: немецкая, шведская, французская, затем сокольская (она возникла в Чехии в середине 19 века). Национальные системы гимнастики были направлены на оздоровление и подготовку воинов.

Возникновение новых гимнастических систем, “нового танца” связано с именем французского оперного певца Франсуа Дельсарта (1811–1871) Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом "Грамматика художественного жеста" стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. С. Волконский в книге “Искусство и жест” писал: “Его можно назвать основателем науки о телесной выразительности. Он установил связь между эмоциональным состоянием человека и телодвижением”. Дельсарт занимался анализом выразительности положения тела и жестов. В 1839 году он организовал “Курсы сценической выразительности”. Идеи Дельсарта породили ряд гимнастических школ, занимающихся естественным гармоническим воспитанием человеческого тела. Ф.Дельсарт не успел зафиксировать свою систему, но его ученики собрали уцелевшие мысли, записанные им на обрывках бумаги, переплетах книг. Он писал: “Нет ничего хуже, чем жест, когда он не оправдан”, или “Лучший жест, может быть, тот, которого не замечают”. Его работы легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом для создания пластического направления в гимнастике. Ф.Дельсарт пытался установить взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой, то есть случайному, беспорядочному жесту он предпочитал непроизвольный, но подсказанный эмоциональным состоянием человека. Все движения были им систематизированы по принципу их соответствия определенному чувству – радости, горя, ненависти и т.д. Им было создано множество упражнений, получивших название “выразительной гимнастики”, которые пришли на смену механическим движениям.

Большой вклад в научное обоснование занятий гимнастикой внес Жорж Демени (1850–1917). В 1880 году в Париже у него был клуб рациональной гимнастики, где он сам преподавал. Взамен аналитичности упражнений он ввел синтетические упражнения, в которых одно движение естественно вытекает из другого.

Учение Ф.Дельсарта никак не было связано с искусством музыкально-пластического выражения. Эту задачу осуществил Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950), соединивший систему выразительного жеста Ф.Дельсарта с новой областью художественного творчества – музыкой. В основу своей системы Э.Ж.Далькроз положил учение о ритме как синтезирующем элементе органического слияния музыки и пластики. Он писал: “Ритм музыки и ритм в пластике соединены между собой теснейшими узами. У них одна общая основа – движение”. Э.Ж.Далькроз предлагал создавать пластические копии музыкального ритма, который он отторгнул от самого главного – эмоционально-образного содержания музыки. Его система предназначалась для занятий с музыкантами – для развития слуха и чувства ритма, используя терминологию “далькрозовцев” – “сольфеджио для тела”. Он попытался осуществить идею нового синтеза двух искусств на основе общей для них эстетической закономерности – ритма. “Эвритмическое” учение Э.Ж.Далькроза – это ни что иное, как попытка стереть эстетические границы, будто бы мешающие слиянию двух искусств.

Так историческая работа, проделанная Ф.Дельсартом и Э.Ж.Далькрозом, привела к возникновению нового отношения к музыке, которое наиболее ярко и талантливо проявилось в творческой практике Айседоры Дункан (1878–1927). Она, по словам А.В.Луначарского, умела по-новому сочетать хореографию и музыку. Эта новизна заключалась в импрессионистическом отображении музыкального настроения в танцах. В понимании А.Дункан, человек – это частица природы и он должен проявлять себя в окружении этой природы раскованно и свободно. Поэтому неудивительно, что идеи и лозунги артистки о “свободном” танце и “раскрепощенном” теле были восприняты многими деятелями русской культуры как откровение, а танцы – как пример синтеза искусств.

Музыка в танцах А.Дункан приобретала телесную, следовательно, и пространственную материальность, а танец достигал духовной содержательности музыки. Музыка служила для нее импульсом, приводившим в движение воображение и чувства, которые в моменты творческого подъема танцовщица торопилась выразить в танце, в формах пластики и выразительного жеста точно так же, как это мог бы сделать художник при помощи живописи. А.Дункан владела великим искусством импровизации, этим обязательным свойством импрессионизма, почти в совершенстве. Техника ее танца не была сложной, и она не утомляла танцовщицу сложными па, требующих и “школы”, и точности, и экзерсисов. Ей не были нужны ни “сюжет”, ни костюм, ни декорации – обязательные атрибуты балетного спектакля. Все это она заменила другим – техникой перевоплощения в образ.

Творческий метод А.Дункан с годами почти не изменился: он продолжал оставаться сугубо импрессионистическим и легко уязвимым из-за слабой техники. Пора примитивного импрессионизма, ярко и ненадолго вспыхнув, миновала, оставив заметный след в балете, где все это время шла борьба за уничтожение противоречий между музыкой и танцем, между классической хореографии и свободной пластикой.

Приемы “дунканизма” нашли продолжение в практической работе многих студий ритмики и пластики в России.

В дореволюционной России создавались студии, школы, кружки, в которых проводились занятия с женскими группами различными видами художественного движения, заимствованного из указанных систем, и направление в них было в сторону искусства, а не физического воспитания.

Теория выразительного двигательного навыка легла в основу гармонической гимнастики Л.Н.Алексеевой, опыт которой использовала Р.А.Варшавская при разработке пластической техники на основе эмоционального слияния музыки и движения. Л.Н.Алексеева старалась утвердить метод художественно-эмоционального воспитания женщин любого возраста и сложения с помощью простейших форм танцевально-ритмического движения.

Центром поисков средств выразительного художественного движения была студия пластического движения З.Д.Вербовой. Первоосновой пластического движения она считала музыку, вернее, ее эмоциональное, духовное богатство. В студии особое внимание уделялось выразительности рук, жеста, слитности движений. Именно здесь впервые стали применять волнообразные движения и целостные взмахи.

В студии музыкального движения “Гептахор” музыка тоже была первоосновой. Она определяла композицию движений, и поэтому воспринимать упражнение следовало слитно с музыкой, как одно целое, как некий музыкально-двигательный ансамбль. Кроме этого, в “Гептахоре” пришли к выводу, что “вдох и выдох руководят каждым движением нашего тела”. “Принцип дыхательности” в студии был основным, поэтому учащиеся стремились, чтобы каждое движение сознательно обусловливалось дыханием.

Таким образом, в 20-е годы велись интенсивные поиски решения эстетических проблем в физическом воспитании женщин. Они были противоречивы, “методы и принципы” нередко грешили субъективизмом, поверхностностью, отсутствием творческой обоснованности. Впервые был поставлен и вопрос об органичном единстве физического и эстетического воспитания занимающихся.

Дальнейшая работа над созданием системы, объединявшей физическое воспитание с эстетическим, определила черты нового вида спорта – художественной гимнастики. Постепенно уточнялись задачи, методика, расширялась география влияния нового вида гимнастики. Пластика, над которой работали последователи А.Дункан, в дальнейшем, уже в усовершенствованном виде, стала широко применяться в художественной гимнастике.

Таким образом, художественная гимнастика соединила в себе импрессионистическую эстетику танцев А.Дункан и эстетику балетного академизма.

Включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр, ориентация на высокие спортивные результаты, дальнейшее усложнение техники, и, как следствие, увеличение объема и интенсивности нагрузок, значительное омоложение занимающихся перевели ее из разряда доступных видов спорта в разряд элитарных. Задуманная как вид спорта для гармонического развития женщин, она потеряла свое первоначальное предназначение, став элитарным видом спорта, в котором, по мнению B.J.Crum, главенствуют абсолютный результат, известность и деньги.

Эстетическая гимнастика – не “возрождение” гимнастики прошлых лет, не старое и привычное, к чему возвращаются после разных затей, а база для строительства нового.

Опираясь на классическую школу художественной гимнастики и видоизменив ее в соответствии с особенностями телосложения и физическими возможностями занимающихся, далеко не беспредельными, упростив и адаптировав средства, эстетическая гимнастика переживает пору поисков, накопление частных находок, ожидание новых идей.

Первые международные соревнования по эстетической групповой гимнастике по современным правилам состоялись в 1996 г. в Хельсинки (Финляндия). Международная федерация эстетической гимнастики была создана в октябре 2003 года. Международные Правила соревнований были разработаны в Финляндии, а затем приняты Международным исполнительным комитетом, который был организован по решению стран, входящих в Международное сотрудничество по эстетической гимнастике.

В настоящее время эстетическая групповая гимнастика развивается в 25 странах мира: Австрии, Бельгии, Болгарии, Беларуси, Бразилии, Дании, Италии, Испании, Канаде, Латвии, Молдове, Норвегии, Польше, России, Сальвадоре, США, Турции, Украине, Финляндии, Франции, Фарерских островах, Чехии, Эстонии, ЮАР, и др. В связи с ростом популярности эстетической гимнастики, привлечением новых стран, развивающих эстетическую гимнастику, а также возрастающим уровнем мастерства команд-участниц соревнований с 2000 г. принято решение о проведении чемпионатов мира по эстетической гимнастике.

Первый чемпионат мира прошел в 2000 г. в Хельсинки (Финляндия), второй – в 2001 г. в Таллине (Эстония), в 2002 г. – в Праге (Чехия), в 2003 г. – в Граце (Австрия), в 2004 г.– в Софии (Болгария), в 2005 г. – в Копенгагене (Дания), в 2006 г. – в Тампере (Финляндия), в 2007 г. – в Салоу (Испания), в 2008 г. – в Торонто (Канада), в 2009 г. – в Москве (Россия), в 2010 г. – в Варне (Болгария), в 2011 г. – в Тарту (Эстония).

С целью повышения квалификации тренеров и судей, изучения правил и методики проведения занятий по данному виду спорта проводятся семинары как всероссийского, так и международного уровня. В январе 2002 г. состоялся первый Международный судейский семинар.

В России современный этап развития эстетической гимнастике начался в конце 90-х годов. Первоначально это были отдельные группы по интересам, которые пропагандировали здоровый образ жизни средствами эстетической гимнастики. В апреле 2002 г. создана Всероссийская федерация эстетической гимнастики. В 2005 г. эстетическая гимнастика включена в перечень видов спорта, признанных на территории РФ (приказ Росспорта № 459 от 01.08.2005 г.), в 2007 году включена во Всероссийский реестр видов спорта (Приказ Росспорта № 65 от 13.02.2007). Утверждена Классификационная программа по присвоению разрядов и спортивных званий (приказ Минспорттуризма РФ № 97 от 09.02.2010). В соответствии с приказом Минспорттуризма РФ № 354 от 04.06.2009 г. ВФЭГ наделена правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта.

Представители России начали принимать участие в международных соревнованиях по эстетической гимнастике с 2002 г., и за это время российские команды выигрывали Чемпионат мира, Кубок мира, завоевывали неоднократные победы и призовые места в международных соревнованиях различного уровня и для разных возрастных групп.

Все это привлекает огромное внимание, вызывает живой интерес в обществе, и дает основания полагать, что в России этот необычный, зрелищный, яркий вид спорта может стать частью молодежной политики, серьезным увлечением молодежи, развивающим командный дух, чувства красоты и гармонии.

Эстетическая гимнастика, в силу своей общедоступности, может претендовать в будущем на статус общенационального движения, объединяющего молодежь в интересах развития российского спорта, пропаганды здорового образа жизни, воспитания гармонично развитого подрастающего поколения.