Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Человек на войне: героизм и предательство

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,24 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи урока:

  1. Сравнить сущность “героизма” и “предательства” в период Великой Отечественной войны
  2. Познакомить учащихся с героями и предателями Великой Отечественной войны.
  3. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
  4. Способствовать формированию гражданско-патриотической позиции учащихся на примере героев Великой Отечественной войны.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока:

  1. Презентация “Человек на войне”
  2. Диск с музыкой: Давным-давно была война, Песня о Карбышеве, Баллада о Матросове, Песня о краснодонцах, Песня о Володе Дубинине, От героев былых времён
  3. Аудиозапись “Рассказ о Зое Космодемьянской”
  4. Диск с фрагментом фильма “Молодая гвардия”
  5. Выписки из архивного дела РГАСПИ Ф-100, ОП-1, Д-36 (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент урока:

    1. Сообщение темы и цели урока
    2. Сообщение плана занятия

II. Изучение нового материала

А) Учитель: 22 июня 1941 года. Началась точка отсчёта новой жизни. Одни в этой новой жизни станут героями, и в народе память о них будет вечной. Других люди постараются забыть, стереть их имена из памяти. Чем же отличались эти люди? Генералы и рядовые солдаты? (фоном звучит песня “Давным-давно была война”)

Сообщения учащихся:

1. Генерал Д.М.Карбышев (фоном звучит “Песня о Карбышеве”)

Историческая справка: Звание Герой Советского Союза и Медаль “Золотая звезда” было учреждено 16 апреля 1934 года. Первое награждение состоялось 20 апреля 1934 года. Награда присуждалась за выдающиеся подвиги во время боевых действий (в виде исключения в мирное время). Соответствует званию Герой России.

2. Подвиг А.М.Матросова (фоном звучит “Баллада о Матросове”)

Чтец:

Лётчик Алексей Мересьев попал в двойные “клещи”. Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолёта и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром…

Мересьев крепко сжал зубы, дал полный газ и, поставив машину вертикально, пытался нырнуть под верхнего немца, прижимавшего его к земле. Ему удалось вырваться из-под конвоя. Но немец успел вовремя нажать гашетку. Мотор сбился с ритма и заработал частыми рывками. Весь самолёт задрожал в смертельной лихорадке.

Подшибли! Алексей успел свернуть в белую муть облака, сбить со следа погоню. Но что же дальше?...

Падая, самолёт задел верхушки сосен. Это смягчило удар. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части, но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую вековую ель, он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб, наметённый ветром у её подножия. Это спасло ему жизнь…

Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке.

Так начался героический путь лётчика А.П.Маресьева.

3. Лётчик А.П.Маресьев

Б) Учитель: На борьбу с врагом поднималось всё население Советского Союза. Боролись в меру своих сил. Тыл давал армии оружие, продовольствие, обмундирование. Что происходило на оккупированных врагом территориях?

Чтец:

Хрустит снежок морозный, жёсткий
Взбегают сосны на бугор.
Сквозь лес, минуя перекрёстки,
На запад держит путь дозор.
Таятся лисы в снежных норах.
За тучей “юнкерс” воет зло.
Дозорный ловит каждый шорох,
Входя в отцовское село.
Здесь с детства всё ему знакомо,
Здесь тропка каждая мила.
Был дом родной. Не стало дома,
И детства нет. И нет села.
По пепелищу вьюга рыщет.
Под серым пеплом чёрный сруб.
На тополе, над пепелищем,
Качается тяжёлый труп.
Качается понурый, синий,
Опоры нет ему нигде.
Сжат чёрный рот, и белый иней
Застыл в дремучей бороде.
Как над открытою могилой,
Дозорный сгорбился, скорбя.
Он глухо шепчет: “Батя… Милый…
Хороший… как они тебя…”
И, пересиливая муку,
Он гладит зипуна обшлаг,
Целуя ледяную руку,
Упрямо сжатую в кулак.
А русский снег кругом – как море.
А даль зовёт: пора идти!
И он идёт вперёд. И горе
Тому, кто встанет на пути.
А.Сурков 1942г.

Сообщения учащихся: “Таня” - Зоя Космодемьянская (с включением аудиозаписи “Рассказ о Зое Космодемьянской”) Подпольная организация “Молодая гвардия” (фоном звучит “Песня о краснодонцах”) Последние дни молодогвардейцев (фрагмент фильма “Молодая гвардия”)

В) Учитель: В стороне от войны не остались и дети. Их подвиги вызывают восхищение. В первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода, 14-летний Пётр Клыпа. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Лёня Голиков и Валя Котик (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было 13—14 лет). Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые “сыновья и дочери полков”). За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.

Сообщения учащихся Пионеры – Герои Советского Союза (фоном звучит “Песня о Володе Дубинине”)

Г) Учитель: На оккупированных фашистами территориях не только боролись с врагами, но были люди, которые помогали захватчикам. Коллаборационизм – это предательство или естественное для человека чувство самосохранения?

Справка: Коллаборационизм (фр. Collaboration  — сотрудничество) в юридической трактовке международного права  — осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется в более узком смысле — как сотрудничество с оккупантами. В уголовном законодательстве подавляющего большинства стран мира факт коллаборационизма квалифицируется как преступление против своего государства, обычно как государственная измена.

Учитель: Среди исследователей нет единого мнения относительно численности советских граждан, поступивших на службу врагу. По данным генерала армии М.А.Гареева, в различных охранных, карательных частях, в РОА  и других националистических формированиях находилось около 200 тыс. человек. Из них в боевых вооруженных формированиях более 100 тыс. По подсчетам Л. Репина, проведенным по документам военного архива в Потсдаме (Германия), служить в немецкую армию пошли не более 180 тыс. советских граждан, из них примерно половина — военнослужащие, а остальные — из числа гражданского населения. По национальному составу и названию формирований численность добровольцев распределялась следующим образом: кавказские и “туркестанские” батальоны — 40 тыс. человек, дивизия СС “Галичина” — 10 тыс., соединения и части РОА — 28 тыс., казачьи части — 10 тыс., строительные и рабочие батальоны — 15 тыс., зенитные части ПВО — 5 тыс. человек. Всего — 108 тыс. человек.

В этих подсчетах отсутствуют сведения о “хиви” и вспомогательной полиции. По некоторым данным в этих подразделениях к началу 1943 насчитывалось 540—550 тыс. человек.

Историческая справка: Вспомогательная полиция  (нем. Hilfspolizei)  — органы поддержания порядка, созданные немецкой оккупационной администрацией на оккупированных территориях в годы Второй мировой войны. Как правило, вспомогательная полиция формировалась из военнопленных (прежде всего в крупных городах) и местного населения. Подобные полицейские организации существовали во всех оккупированных странах. Отличались значительным разнообразием форм организации. (полицаи, шуцманы, самозащита, синяя полиция  и др.). Термин “вспомогательная” подчёркивал несамостоятельность полиции по отношению к немцам.

Химви (нем. Hilfswilliger — желающий помочь) — так называемые “добровольные помощники” вермахта, набиравшиеся (в том числе мобилизовавшиеся принудительно) из местного населения на оккупированных территориях СССР и военнопленных. Первоначально они служили во вспомогательных частях водителями, санитарами, сапёрами, поварами и т.п. Позже хиви стали привлекать к непосредственному участию в боевых действиях, операциях против партизан и к карательным акциям.

Сообщения учащихся

1. Генерал А.А.Власов

2. Показания Почепцова (выписки из архивного дела РГ