Внеклассное мероприятие "Быть гражданином". 3–4-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Работа по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся.

Задачи:

  • Содействие развитию интереса к художественной литературе.
  • Знакомство со страницами истории Отечества через содержание литературных произведений.
  • Определение черт характера, присущих истинному гражданину нашей Родины.

Оформление и оборудование: подборка книг с произведениями А.П. Гайдара, презентация “Аркадий Гайдар”, оформление сцены для инсценировки, подборка книг с произведениями детских писателей по теме мероприятия.

Мероприятие “Быть гражданином” можно приурочить ко дню рождения А.П.Гайдара или к Неделе детской книги.

I. Вводная беседа.

- Как вы понимаете тему нашего мероприятия? Что значит “быть гражданином”?
- Когда надо начинать готовить себя к тому, чтобы стать настоящим гражданином своей страны?

Писатель Алексей Максимович Горький писал: “Всем хорошим во мне я обязан книгам”. А какое место в вашей жизни занимают книги? (ответы учащихся)

В нашем разговоре сегодня нам помогут герои книг замечательного писателя Аркадия Гайдара.

- Какие произведения этого автора вам знакомы?
- Давайте перелистаем некоторые страницы биографии писателя Гайдара.

II. Сведения из биографии А.П. Гайдара (можно проиллюстрировать презентацией)

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился 9 (22) января 1904 года в городе Льгове Орловской губернии в семье учителя. Мать была медицинским работником.

В 1912 году семья обосновалась в городе Арзамасе. 1 сентября 1914 г. Аркадий стал учеником арзамасского реального училища. Через несколько дней он попытался убежать к отцу на фронт (шла I мировая война), но был найден и водворен домой. В 1917 г. На вопрос анкеты “твое любимое занятие?” ответил коротко “книга”. В списке любимых писателей Гоголь, Пушкин, Толстой, Гончаров, Писарев, Достоевский, Шекспир, Марк Твен. Аркадий полон жажды деятельности, решителен, смел, привык к самостоятельности, пользуется авторитетом у товарищей и уважением лучших преподавателей.

Четырнадцатилетний Аркадий Голиков за четыре года на фронтах Первой мировой и гражданской войн прошел путь от рядового красноармейца до командира полка. Ранения и тяжелая болезнь заставили его уйти из армии.

В 1925 году в редакцию ленинградского альманаха “Ковш” Аркадий Петрович принес первый свой роман “В дни поражений и побед”. Впервые подпись Арк. Гайдар появилась и стала известной на страницах пермской газеты “Звезда”: “Г” - первая буква фамилии Голиков, “АЙ” - первая и последняя буква имени, “Д” - по-французски- “из”, “АР” - первые буквы названия родного города – Голиков Аркадий из Арзамаса. Поначалу он и подписывался – Гайдар, без имени и даже без инициала, потому что имя уже входило частичкой в псевдоним. Лишь когда псевдоним стал фамилией, на книгах появилось: Аркадий Гайдар.

Летом 1941 года Аркадий Петрович подавал рапорт с просьбой отправить в действующую армию, но из-за старых ранений получил отказ и был направлен на фронт в качестве военного корреспондента “Комсомольской правды”. 26 октября 1941 г. партизанский отряд, в котором находился Аркадий Гайдар, попал в немецкую засаду, писатель погиб.

III. Инсценировка.

1. Знает каждый гражданин российский –
Будь он очень молод или стар,
Что на свете жил писатель детский,
Синеглазый богатырь Гайдар.
2. С юности надев шинель солдата,
Защищал он Родину свою.
Был он лучшим другом нам, ребята,
И за наше счастье пал в бою.

(Ивашка, задумавшись, сидит у “горячего” камня. Подходит мальчик, кладет руку на плечо Ивашке).

Тимур: У тебя что-то случилось?
Ивашка: Не могу понять, почему пожилой хромой сторож не захотел разбить этот камень.
Тимур: А как он тебе объяснил?

Ивашка: Сторож сказал, что он самый счастливый человек на свете. Ногу ему переломило, когда валили заборы и строили баррикады; шашкой рассекли в бою лицо, когда народные полки громили белую армию. Счастлив он был, когда больной тифом узнал, что враг разбит. Он и его товарищи мечтали, чтобы хоть после них наша страна стала могучей и великой.

Тимур: Как тебя зовут?
Ивашка: Ивашка Кудряшкин. А ты кто?
Тимур: Я Тимур. (Смотрит на часы) Через 5 минут у нас начинается заседание в штабе. Пойдем со мной к нашим ребятам. (Уходят)

Исполняется песня “Гайдар шагает впереди” (муз. А.Пахмутовой, сл.Н.Добронравова) (2-ой куплет):

Видишь, товарищ, заря поднимается.
Вновь за работу народ принимается.
Там, где труднее и круче пути,
Гайдар шагает впереди.

(Штаб. Несколько ребят уже здесь, остальные подходят).

Гейка: Ребята, вы знаете, наш болтун Колокольчиков хочет убежать в армию.
Тимур: Нельзя. Это затея совсем пустая.
Колокольчиков: Как нельзя? А почему же раньше мальчишки всегда на фронт бегали?
Тимур: То раньше! А теперь крепко – накрепко всем начальникам и командирам приказано гнать нашего брата по шее.
Колокольчиков: Как по шее? Это … своих-то?
Тимур: Да вот! (вздыхает) Это своих-то. А теперь, ребята, давайте к делу.

(Все расселись по местам: вокруг стола – ящика, на котором карта и тетрадь).

Колокольчиков: В саду дома 34 по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню. Они сломали 2 ветки и помяли клумбу.
Тимур: Чей дом? (Заглядывает в тетрадь) Дом красноармейца Крюкова. Кто это мог сделать?
1-й ребенок: Это работал Мишка Квакин и его помощник под названием “Фигура”.
Тимур: Ладно! Квакиным мы займемся особо. Давайте дальше.
2-й ребенок: В доме номер 25 у старухи – молочницы взяли в армию сына.
Тимур: Там на воротах еще третьего дня наш знак поставлен. Что еще?
Симаков: В доме номер 54 по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу, старуха девчонку колотит. Я…
Тимур: Погоди! Чей дом?
Симаков: Дом красноармейца Павла Гурьева. Девчонка – его дочь, зовут Нюрка. Колотила ее бабка. Как зовут не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.
Тимур: Козу разыскать! Пойдет команда в 4 человека: (указывает на ребят) ты, ты, ты и ты. Ну, все, ребята?
Гейка: В доме номер 22 девчонка плачет.
3-й ребенок: Чего же она плачет?
Гейка: Спрашивал – не говорит.
4-й ребенок: А велика ли девчонка?
Гейка: Четыре года.
5-й ребенок: А чей это дом?
Гейка: Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.
Тимур: “Спрашивал – не говорит” (передразнил Гейку. Подумал) Ладно… Это я сам. А теперь по местам. (Все уходят)

3. Мы, тимуровцы, внуки Гайдара,
Это значит – всегда мы в пути.
И недаром, ребята, недаром
Наш девиз: “Людям радость нести!”
4. Мы осилим любые преграды,
Чтоб развеять беду поскорей,
И улыбка нам будет наградой,
Мир светлей от улыбок друзей.

Ивашка: Скажи, Тимур, что значит ваш знак – красная звезда – на воротах домов?

Тимур: Это значит, что из этого дома человек ушел в армию. С этого времени дом находится под нашей охраной и защитой. А теперь, извини, мне пора.

(Ивашка остается один).

Ивашка: Теперь я, кажется, понял, почему старый сторож назвал себя самым счастливым человеком.

(На сцену выходят Чук и Гек).

Чук: Что такое счастье –
Гек: … это каждый понимал по-своему.
Чук: Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться…
Гек: … и крепко любить и беречь эту огромную землю, которая зовется нашей страной.

5. Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.

6. Ты повесть школьную открой,
Гайдар ее писал,
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.

7. Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.

8. Их по поступкам узнают,
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.

9. Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар –
Боец, писатель, человек
И гражданин – Гайдар.

Исполняется песня “Гайдар шагает впереди” (3 и 4 куплеты):

Видишь, из книжек колонны построены,
Вышли герои и стали героями.
Сколько Тимуров идет, погляди!
Гайдар шагает впереди.

Если вновь тучи надвинутся грозные,
Выйдут Тимуры – ребята и взрослые.
Каждый готов до победы идти,
Гайдар шагает впереди.

IV. Беседа.

- Какие качества А.П. Гайдар особенно ценил в людях?

Да, честность, отзывчивость, умение дружить, готовность в любой момент прийти на помощь, а если будет необходимо Родине, отдать за нее жизнь. И такими хотел бы писатель видеть читателей своих произведений.

- Нужны ли эти качества вам и вашим ровесникам сейчас? Поясните свой ответ.

Если мероприятие было посвящено дню рождения писателя, то закончить беседу можно так:

Жизнь самого А.Гайдара, по свидетельству современников, была частью его книг, их началом, а иногда и продолжением. Она была нелегкой, неровной, но было в ней главное: тревога о друзьях и родных, борьба и труд.

Закончить наш разговор хочу отрывком из очерка К. Паустовского “Встречи с Гайдаром” (К. Паустовский// Жизнь и творчество А.П. Гайдара – М. 1964. – с.189-190):

“Года за два до того, как вышел “Тимур и его команда” … - Ну, что – спросил Гайдар, собираясь уходить, - хорошо работает моя команда?”

Если мероприятие было приурочено к Неделе детской книги, то беседа может быть завершена так:

- Давайте обратимся к нашей книжной выставке и назовем литературные произведения других авторов (выбираются в зависимости от возраста учащихся) о смелости. мужестве, честности, патриотизме, любви к Родине. (Среди книг могут быть:

В. Катаев “Сын полка”,
Е.Ильина “Четвертая высота”,
Б. Полевой “Последний день Матвея Кузьмина”,
С.Алексеев “Рассказы о Суворове”,
Л. Пантелеев “Честное слово”,
Б.Житков “Помощь идет”
Л.Кассиль “Рассказ об отсутствующем”
Ю.Дмитриев “Зеленый патруль”
Н.Носов “Витя Малеев в школе и дома”
Б.Емельянов “Справедливость” и др.)

- Кто уже познакомился хотя бы с одним из этих произведений? Что особенно запомнилось? Если вам эти произведения еще не знакомы, советую обязательно их прочитать.

Кто из вас помнит содержание рассказа Л.Пантелеева “Честное слово”? (Краткий пересказ).

Наш разговор хочу закончить отрывком из этого произведения:

“Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

А когда он вырастет… Еще неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек”.