Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

В связной речи отражается логика мышления ребенка его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему. При пересказе точно передают сюжет, используют разнообразные языковые средства.

При проведении логопедического обследования нами было выявлено, что при составлении описательного рассказа дети с ОНР испытывают затруднения:

  • в выделении главных признаков и свойств предмета;
  • в установлении последовательности в изложении выявленных признаков;
  • с удержанием в памяти этих признаков.

При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, “теряют” действующих лиц. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, недостаточно общаются с сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые действия. Это обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи.

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

При проведении занятий по развитию связной речи мы используем вспомогательные средства. При подборе этих средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, является использование мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

На значимость моделирования плана высказывания, указывал известный психолог Л.С.Выгодский, а также педагоги В.К.Воробьева и В.П.Глухов.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказу. Используем мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи при:

  • воспроизведении рассказа составленного по демонстрируемым действиям;
  • составление описательного рассказа;
  • составление рассказа по сюжетной картинке.

В таблице используется символы – рисунки, обозначающие различные признаки предмета явления или процесса.

Например:

  • знак вопроса. Дети называют предмет или объект.
  • цвет. Дети рассказывают о цвете предмета по нарисованным цветовым пятнам.
  • человек. Дошкольник объясняет, для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботиться или как человек его использует.
  • контур деталей предмета. Обозначаются детали предмета, и ребенок перечисляет из каких частей состоит предмет.
  • силуэт предмета со знаком вопроса внутри. Дети называют материал, из которого предмет сделан, и его составные части.
  • рука. Ребенок рассказывает, какие действия совершают с этим предметом.

Детям с моторной алалией на занятиях по связной речи, предлагаем мнемодорожки, в которых окошки открываются постепенно, чтобы не отвлекать внимание.

Для достижения большего обучающего эффекта отработанный и дополнительный материал закрепляется на индивидуальных занятиях.

Литература:

  1. Войкова С.В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.
  2. Болынева Т.В. “Учимся по сказке”.
  3. Ткаченко Т.А. “Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников”.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”.
  5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.