Урок литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова "Свободолюбивый характер Мцыри"

Разделы: Литература


Цели.

Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2005.

План урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

3. Организация совместного целеполагания.

4. Проверка домашнего задания.

А) лексическая работа.

Б) сообщение ученика (индивидуальное задание).

5. Формирование знаний и умений.

А) аналитическая беседа

Б) выборочное чтение

В) самостоятельная работа

Г) Групповая работа

6. Закрепление знаний и умений.

А) создание проблемной ситуации.

Б) эвристическая беседа

7. Рефлексия.

8. Организация домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

- Соберите разрезанное высказывание. (Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее)

- Объясните смысл данного высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермены де Сталь.

- Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи – Мцыри.

3. Организация совместного целеполагания.

Сообщение темы урока: “Свободолюбивый характер Мцыри”, формулировка цели:

Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.

…что за огненная душа,
что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский

- Что значит исполинская натура? (Необычайно широкая, свободная)

- А каково значение слова “свобода” по словарю Даля?

4. Проверка д/з.

А) Лексическая работа.

Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли.

- Так что же значит “свободолюбивый”? (Ценящий и любящий свободу)

Б) Сообщение ученика. История Мцыри.

- Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)

5. Формирование знаний и умений.

А) Аналитическая беседа

I. Жизнь Мцыри в монастыре Но уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.

Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов…
Даже слабый стон из детских
Губ не вылетал…
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.

Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить таблиц (см. Приложение), отражающую черты характера Мцыри. Записываем в таблицу главную черту его характера, проявившуюся в монастыре. (Могучий дух, гордо тихо умирал)

- Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?

- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)

Худ.приемы (эпитеты, сравнения), используемые поэтом, не поддаются образному восприятию, а только чувственном и являются тому подтверждением).

- О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)

- Прочитайте, какой он ее представляет?

- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение.

(Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)

II. - Какова цель его побега? Ответ подтвердите цитатами из текста.

Я мало жил, но жил в плену, таких две жизни, как одну, но только полную тревог, я променял бы, если мог.

  • Мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной.
  • Задумал я взглянуть на дальние поля.
  • Я цель одну – пройти в родимую страну имел в душе.

Вывод: Какая же черта характера двигала им?

Жажда свободы, воли, так как представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.

- Объясните, почему Мцыри убежал в грозу? (Зов природы; идеальное время для побега; сама природа помогает ему)

Б) Выборочное чтение. Роль пейзажа в поэме

- Что узнал и увидел Мцыри о жизни во время скитаний? (6, 9, 10, 11 гл.)

Вывод: Природа прекрасна, а значит и жизнь прекрасна; он свободный человек.

- Обратим внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой после побега.

- Как характеризуют они юношу? (Подчеркивается его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому /шакал кричал и плакал, как дитя)

- Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают юношу, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри.

В) Самостоятельная работа.

- В карточках (см. Приложение) у вас даны фрагменты описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу.

- Почему так много художественных приемов в одном описании?

Вывод: Через понимание природы раскрывается еще одна черта характера Мцыри. Какая? чуткость души Мцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.

- На каком приеме построена эта черта? (Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни)

Вывод: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.

- Но природа не только прекрасна, но и опасна (ядовитые змеи, дикие звери).

- Какую роль играют эти “опасности”? (Подстерегают Мцыри, также близки его мятежной душе, как и молнии, которые озаряли его путь во время бегства из монастыря)

III. - Ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он видел, но и с тем, что успел совершить. Что же совершил Мцыри и как раскрылся его характер?

  • Бегство из монастыря дало ощущение единения с природой.
  • Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску = способность любить.

- Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь? (Это еще не его родина, не “его край отцов”)

  • Бой с барсом. - Почему он с ним сразился, ведь мог спокойно уйти, пока тот его не заметил? (Познал счастье борьбы, восторг победы, узнал, что силен, смел)

Г) Групповая работа.

– В третьем задании карточки (см. Приложение) прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в этом эпизоде. Какую роль они выполняют? (Показывают слияние Мцыри с природой, сближение с ней: человек подобен зверю. Зверь – человеку. В то же время подтверждают отчужденность Мцыри от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей: я был чужой для них навек, как зверь степной. В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием ценности борьбы, мужества)

Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!

IV. - Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и испытывать блаженство свободы)

- А что значит, жить для вас?

6. Закрепление знаний и умений. Образ Мцыри.

В начале урока мы говорили о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый страстью – любовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

А) Создание проблемной ситуации.

- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

  • Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т.е. становится целеустремленным.
  • Он узнал, что смел, бесстрашен.
  • Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы пройти в родимую страну.
  • Что вынослив, истерзанный барсом собирает остаток сил и пытается выйти из леса.

- Какие художественные приемы использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры. (Зачитываются записи из тетради)

Гиперболы: о . я как брат обняться с тучей был бы рад; рукою молнию ловил…

Метафоры: я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской, я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: я сам, как зверь, был чужд людей, сравнение в тепличным цветком.

- В чем же заключается особенность характера Мцыри?

Мцыри – это могучая натура. Он стремится к счастью, которое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления.

Б) Эвристическая беседа. Романтический герой Мцыри.

- Давайте вспомним, на прошлом уроке к какому литературному направлению мы отнесли поэму “Мцыри” и почему? (Это романтическая поэма, так как Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов.

Кроме того, действие поэмы происходит среди вольной и мощной Кавказской природы, символом величия, непокорности и свободы являются горы)

- А если поэма романтическая, то кем будет герой? Романтиком, так как для романтика жизнь – борьба.

7. Обобщение. Развернутый ответ на вопрос.

- Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке. (Cм. Приложение)

8. Рефлексия. Упражнение “Незаконченные предложения”.

- В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

- Доволен ли ты тем, как прошел урок?

- Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

10. Организация домашнего задания. с.240-243, подг. к тесту.

Написать сочинение-миниатюру (по выбору учащихся):

  • Что для Мцыри свобода?
  • Чем Мцыри близок самому Лермонтову?