Пространство и время в лирике А.А. Ахматовой

Разделы: Литература


Оборудование: сборник стихотворений А.Ахматовой, портрет А.Ахматовой.

Тип урока:урок комплексного применения знаний и анализа поэтического произведения.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.

Цель и задачи урока:

  • рассмотреть проблему взаимоотношения личности и государства в творчестве Ахматовой, сопоставив исторические события, факты биографии А.Ахматовой и их отражение в ее произведениях.
  • воспитывать нравственные качества личности, умение делать свой выбор и отстаивать его.
  • осуществление анализа художественных текстов, умение определять художественное время и пространство в изучаемом произведении.
  • развитие у учащихся навыков владения речью как средства передачи мыслей.

Предварительная работа: знакомство учащихся с биографией А.Ахматовой, с художественными особенностями ее творчества, предварительное самостоятельное чтение и анализ стихотворений.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Пространство и время в художественном произведении – особая категория. «Обыденное», реальное время не всегда совпадает с художественным временем. Художественное пространство может сужаться и расширяться по воле автора. Попробуем разобраться, какие отношения со временем и пространством сложились у Анны Ахматовой. Обратимся к стихотворению «Мне голос был».

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
1917 г.

На рубеже эпох, во времена войн и революций каждому человеку приходилось определять свое отношение к революции, гражданской войне, принимать или отвергать, участвовать в становлении нового мира или отрекаться от него. Об этом стихотворение Анны Ахматовой. Каков ее выбор? Как она объясняет его?

Анализируя стихотворения, учащиеся опираются и на те вопросы над которыми работали в группах и которые заранее написаны на доске.

(Вспоминаются трагические судьбы Бунина и Куприна, покинувших Родину, Блока, который остался, но не смог принять новую действительность, говорится о том, что в данном случае не существует верного решения, что каждый был волен выбирать свой путь и те, кто покинул Родину, не заслуживают осуждения, что у Ахматовой своя, особая дорога и свои, особые отношения с временем, в которое ей довелось жить, и с той страной, которая была ее Родиной.

Ахматова не идеализирует то, что происходит вокруг. Россия у нее – «край глухой и грешный», в сердце ее – «черный стыд». «Я кровь от рук твоих отмою», – обещает ей голос. «Скорбный дух» владеет лирической героиней стихотворения. Она знает, что, оставаясь со своей страной, обрекает себя на лишения и трудности. Тем более возвышенно и сурово звучит третья строфа. Ни тени сомненья, ни минуты раздумья. Вопрос «уехать или остаться» даже не стоит перед ахматовской героиней, так велика ее любовь к родине, пусть даже «глухой и грешной». Жить вне Родины, не разделить с ней ее горести и печали представляется ей невозможным.

Необычность стихотворения учащиеся видят в том, что оно построено в форме разговора, в котором, впрочем, участвует лишь один из собеседников, неведомый голос, обещающий успокоение и благополучие, а героиня Ахматовой даже не удостаивает этот голос ответом, даже не пытается обосновать свой выбор, потому что для нее все ясно с самого начала. И это гордое молчание гораздо красноречивее всех слов, которые она могла бы произнести, и говорит читателю больше, чем целая страница обличений и доказательств.)

Что же это за голос? Чей совет отвергает героиня?

(Может, это голос друзей и благожелателей, окружавших ее, а может, разговор с собой, со своей совестью.)

А может, как утверждает исследователь творчества А.Ахматовой О.Давиденко, это «голос, зовущий ниоткуда, как будто вещающий из надчеловеческой выси, и ответ туда же в бездну, в небытие, в никуда... «Мне голос был», – сказано так, словно речь идет о божественном откровении».

Завершается работа над стихотворением чтением высказывания А.Блока: «Ахматова права. Убежать от русской революции – позор».

Далее заслушивается текст стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю».

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара,
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
1924 г.

– Что общего у двух прочитанных произведений?

(Написанное через пять лет после стихотворения «Мне голос был...», стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» является продолжением темы Родины и изгнанничества. Ахматова по-прежнему не питает надежд и иллюзий по отношению к тому, что происходит в стране. Гражданская война, разруха, голод, расстрел Н.Гумилева, первого мужа Ахматовой – все это не давало повода приветствовать революцию и строительство социализма. Её оценка происходящего во втором стихотворении горше и безотрадней. Земля отдана «на растерзание врагам», жить приходится «в глухом чаду пожара». Однако позиция Ахматовой остается прежней, неизменной. Она твердо и уверенно провозглашает её уже в первой строке: «Не с теми я, кто бросил землю». Как прежде она не нуждалась в новом имени, так и теперь отвергает возможность славы и признания вне Родины:

Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Стихотворение построено на противопоставлении тех, кто покинул Родину, и тех , кто остался. Жалка судьба изгнанника, темна его дорога, но жизнь «в глухом чаду пожара еще труднее.

Мы не единого удара
Не отклонили от себя.

В конце предложения стоит точка, а не восклицательный знак. Полное отсутствие патетики, надрыва, многословия, сожалений о своей судьбе. Глубокое внутреннее достоинство и сдержанность присущи ахматовской героине и в первом, и во втором стихотворении.

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух
И
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.)

Зачитывается отрывок из воспоминаний К.Чуковского об Ахматовой в начале ее творческого пути: «Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость, царственная, монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии».

Та же величавость, о которой говорил К.Чуковский, чувствуется в прочитанных на уроке стихотворениях. Исследователь творчества Ахматовой А.И.Павловский писал о стихотворении «Мне голос был»: «Строгая, приподнятая, библейская форма стихотворения заставляет вспомнить пророков-праведников.» Еще в большей мере эти слова можно отнести к стихотворению «Не с теми я, кто бросил землю».

Мы не единого удара
Не отклонили от себя.

Сообщает Ахматова и о себе настоящей, в 1924 г., и как бы предсказывая свою будущую судьбу.

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был,

– Напишет она в 1961 г.

И это не слова. Это действительно так. Какие же несчастья, пережитые странной и народом, коснулись судьбы Ахматовой?

(1925 г. постановление ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». А.Ахматова писала в своих дневниках: «...состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности, меня перестали печатать».

1934 г. – Ахматова, находясь в гостях у Мандельштама, стала свидетельницей обыска и первого ареста О. Мандельштама.

1935 г. – арест Н.Пунина и Л.Гумилева, мужа и сына Ахматовой.

1938 г. – второй арест Л.Гумилева. Осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей.

1946 г. – постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», вторично отлучающее Ахматову от литературы.

1946 г. – третий арест Л.Гумилева.)

– Художественное время раздвигается в стихотворении Ахматовой не только в строках, предсказывающих ее судьбу. В каких еще?

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...

Эти строки напоминают знаменитые лермонтовские:

Но есть и божий суд, наперсники разврата
Есть грозный суд: он ждет,
Он не доступен злата.

Время все расставит на свои места. Суд потомков будет строгим и справедливым, но справедливость эта восторжествует еще не скоро, поэтому строка оканчивается многоточием.

Чтение стихотворения «Кого когда-то называли люди».

Кого когда-то называли люди
Царем в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит – и чье орудье пытки
Согрето теплотой моей груди...

Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы – старухи, и солдаты
И прокуратор Рима – все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, –
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное Слово.
1945 г.

Что же давало Ахматовой силы выжить, не сломиться, утвердиться в своей «величавости»? Говорили о ее «внутренней антиреволюционности», называли «литературной внутренней эмигранткой», не печатали и не издавали – а она продолжала оставаться собой! И как связано стихотворение «Кого когда-то называли люди» с двумя предыдущими?

(На первый взгляд, «Кого когда-то называли люди» не имеет ничего общего с ранее проанализированными стихотворениями, В нем не упоминается тема Родины, чужбины, это стихотворение – если следовать традиционной школьной формулировке – о роли поэта и поэзии. И если в предыдущих стихотворениях действие разворачивалось в настоящем времени, том, которое соответствовало дате написания – здесь перед нами распахиваются необозримые дали. Настоящего, собственно, и нет, это лишь незначительный миг, отсчет ведется от времени казни Иисуса Христа – «кто был убит»– и простирается в бесконечность:

Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное Слово.

Не знающий жалости, всеразрушающий бег времени – одна из ведущих тем в творчестве зрелой Ахматовой. Ее лирическая героиня много узнала и пережила, стала более мудрой, все чаще задумывается о смысле жизни и тщетности человеческого существования. «Бег времени» – так назвала Ахматова целый цикл четверостиший, писавшихся начиная с десятых годов начала 20 века и кончая шестидесятыми.

Что войны, что чума? конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса, который
Был бегом времени когда-то наречен.

В отличие от процитированного четверостишия стихотворение «Кого когда-то называли люди» более оптимистично. Времени подвластно все:

Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы – старухи и солдаты,
И прокуратор Рима

Все превратилось в пыль, в запах, ничто не вечно.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово

Погибает и рушится материальное – духовное продолжает жить.

Долговечней всего, переживет все – Слово. С большой буквы. Царственное. Не любое, а именно царственное. Какое же слово имеет право называться царственным и вступит в сражение со временем? Да, слово талантливого, гениального Мастера, но не только. Слово должно быть искренним, правдивым, выстраданным – только тогда оно становится царственным.

И творчество Ахматовой обращено именно туда – в вечность, как бы тяжело ей ни приходилось. Она соразмеряет свою совесть, свое творчество с высшей правдой и высшей справедливостью. Ощущение «своей высокой писательской миссии» дает ей силы противостоять жестокости мира и не сломиться.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час –

именно эти строки связывают изучаемые на уроке стихотворения. Создавая свои стихи, Ахматова оглядывалась не на высказывания критика Лелевича и не на постановление Жданова и никогда не стремилась писать на потребу дня, ради куска хлеба. Может быть, поэтому забыты многие ранее знаменитые и усердно прославляемые поэты и писатели, а Ахматова, при жизни гонимая и замалчиваемая, остается с нами.)

– Каковы художественные особенности стихотворения?

(Наряду с антитезами и выразительными эпитетами, обращается внимание на необычный синтаксис и строфику предложении. Первая строфа – отрывок без начала и конца, заканчивающиеся многоточием три придаточных предложение при отсутствии главного, на которое они должны опираться, обрывок внезапно мелькнувшей мысли или незаконченное ощущение.

Первая и третья строфы состоят из четырех строк, вторая – из семи, все семь строк одно предложение с двумя рядами однородных членов, с тремя однородными придаточными, где длинной вереницей перед нами проходят те, кто жил и кого не пощадило время.

Строки третьей строфы чеканны и афористичны, звучат строго и торжественно. Безнадежная череда подвергшихся разрушению под воздействием времени людей и предметов прерывается неожиданным выводом: не все подвластно времени. Слово способно противостоять его разрушительному бегу.)

Вывод: пожалуй, ни у одного поэта 20 века так драматично не складывались отношения со временем и пространством, как у нее. Ахматову дважды исключали из времени: в 1923–1939 годах она была отлучена негласно, неофициально (перестали печатать ее стихи), в 1946–1955 годах последовало второе, уже официальное отлучение. Было по сути уничтожено и передано забвению пространство ее жизни: ее дом, ее сад, ее Петербург. Но она вопреки всему продолжала жить и творить в своих особых времени и пространстве, и те оказались неподвластны никаким политическим и идеологическим вторжениям. Представляется, что одна из главных тайн Ахматовой заключается в умении владеть тем надмирным, что мы называем Бытие и Вечность.