Мастер-класс "Красота павлово-посадских платков"

Разделы: Технология


Цель:

  • Ознакомление с историей и технологией развития производства павлово-посадских платков и их художественными особенностями.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной Розочки из орнамента павловопосадских платков.
  • Воспитание художественного вкуса и эстетической культуры.

Ход мастер-класса

Оформление кабинета. Приложение 1.

1. Приветствие педагога: сообщение темы и цели занятия.

2. Всё о павловопосадских платках:

  • выступление обучающихся;
  • танец с павловопосадскими платками;
  • песня «Павловопосадская шаль»;
  • показ моделей «Русские традиции в современной моде»;
  • резюме педагога.

3. Практическая работа: роспись на ситце Розочки из орнамента павловопосадских платков:

а) этапы работы.

4. Анализ работы.

1. Приветствие педагога дополнительного образования:

– Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер – классе «Красота павловопосадских платков».

Мастер-класс – это презентация опыта, наиболее удачных приёмов, методов обучения видам художественной росписи, демонстрация успехов обучающихся, которые занимаются в студии «Палитра» по индивидуальной программе дополнительного образования детей «Художественная роспись».

Цель занятия:

  • Ознакомление с историей и техникой развития промысла павловопосадских платков, его художественными особенностями как декоративно-прикладного искусства.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной «Розочки» из орнамента павловопосадских платков.
  • Развитие художественного вкуса и эстетической культуры.

Сначала – коротко об истории производства павловопосадских платков.

Далее на экране демонстрируется видеоряд «История промысла и особенности производства павловопосадских платков», который комментируется ведущими (в роли ведущих выступают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»)

2. Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы занимались изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки

– Перед нами рисунок: А.Корзухин «Возвращение с сельской ярмарки» (Приложение 2). В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине – белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

– Массовое производство павлово-посадских платков и шалей было организовано павлово-посадскими купцами. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.

Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Учитывая многоцветье павло-вопосадского узора, неудивительно, что для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.

Позднее стали внедряться паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами.

– На протяжении 1920–1930-х годов в Павловском Посаде выпускались хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного платка было возрождено в послевоенные годы. В 1954году в Павловском Посаде открывается платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел. С конца 1950-х годов машинное производство стало вытеснять ручное, технология производства этих платков модернизировалась: набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов, что позволило существенно упростить процесс изготовления.

Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности композиции.

– Посмотрите на репродукцию: И. Куликов. «Баба в платке» (Приложение 3). Настоящая слава, пришедшая к павловопосадским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором во второй половине 19 века, живёт и ныне. В наши дни используют способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловопосадские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.

– Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Стихотворение неизвестного автора «Павлово-посадский платок»
(Читает педагог В.Н.Аршинова)

– Я вчера разбиралась в шкафу,
И нашла мамин павловопосадский платок.
Что-то важное вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке-то самом: поле, поле цветёт!
А цветы в нём безумно красивы...
В каждой нитке Россия родная живёт!..
Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором.
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!
Не смогла удержаться, надела, кручусь
Возле зеркала как лепесток!..
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павловопосадский платок…

Рассказ о павловопосадских платках продолжают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»:

– Одним из направлений нашей деятельности является популяризация павловских платочных изделий. Знакомство с историей возникновения традиций русского платка помогает понять богатый и неповторимый стиль этих, воистину, народных шедевров нашей страны

– Предшественник платка на Руси – урбус, которым женщины покрывали голову.

С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль» – большой узорный платок. Огромную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного так и праздничного наряда.

– Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивках на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок тесно вплетаются в повседневный быт простого народа.

– Посмотрите на собранную нами коллекцию платков и шалей! Павловопосадские платки, богато украшенные цветочными, растительными узорами, пышными розами и восточным орнаментом «турецкий огурец», заимствованным у индийских кашемировых шалей…

– В платке гармонично сочетается ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы.

Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон.

– Композиционное и цветовое великолепие павловопосадского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов – набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков.

Танец с павлово-посадскими платками в исполнении обучающихся музыкально-театральной студии «Куликово болото»

Приложение 4

– Русская шаль не только согревает, но и подчёркивает привлекательность женщины. Красота павловопосадских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.

Поэт Александр Блок посвятил России такие строки:

– А ты всё та же – лес да поле.
Да плат узорный до бровей…
Наверное, «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьма. Имя города – Павловский Посад.

– Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение.

Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.

– Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! (Приложение 11)

Песня «Павловопосадская шаль» на мелодию песни «Синенький скромный платочек» в исполнении педагога по вокалу ДДТ Е.В.Скопиной

Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомодны и не угодны
Оставьте, пустой разговор.

Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.

Красив узор,
И заворожен мой взор.
Царский орнамент кружит и манит
Женщин Руси с давних пор.

Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павловопосадскую шаль!

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомоден и не угоден
Оставьте, пустой разговор.

– Павловопосадские платки и шали вот уже более двух веков радуют наших женщин своими неповторимыми красками. В наши дни искусство древних мастеров переживает настоящий бум: интерес к павловопосадским платкам растёт. Об этом свидетельствуют журналы мод, где можно увидеть, как актуально выглядят традиционные русские платки, шали и косынки на известных моделях. Правда, сегодня ношение павловопосадских платков изменилось: особенно интересны в этом плане эксперименты юных красавиц. Помимо традиционного использования, девушки носят павловопосадские шёлковые платки, повязывая их на манер банданы, небрежно накидывая на одно плечо или завязывая вокруг талии.

Показ моделей с использованием павловопосадских платков с комментариями:

– Разнообразие расцветок, рисунков и фактур, а также материалов, из которых изготовлены современные павловопосадские платки, дают модельерам широкий простор для фантазии.

– Платье. Лёгкие шелковые платки стали изящным дополнением к летнему женскому гардеробу: изящно повязанная на шее или голове косыночка придают женскому облику особое очарование. Приложение 6

– Пальто. Роскошные павловопосадские шали с изысканным растительным узором, повязанные поверх элегантного пальто, становятся стильным украшением для любого женского гардероба. Приложение 7

– Причёска русская коса и накинутый на плечи платок. Платки из хлопка или шерсти с крупным и мелким цветочным рисунком, накинутые на плечи, прекрасно сочетаются с однотонным женским платьем или костюмом, создавая некий загадочно-романтический образ. Приложение 8

– Последний «писк» моды – павловопосадские платки с «огурцовым» орнаментом моментально стали любимцами русских девушек и женщин. И уже сегодня на улицах российских городов можно увидеть стильных модниц с павловопосадским «бобом» на плечах.

Резюме педагога: Уникальность павловопосадского платка – в его непреходящей актуальности: платок украшал головы и плечи русских простолюдинок и дворянок, его с удовольствием носили наши бабушки и мамы, а сегодня он стал одним из остромодных аксессуаров наших современниц. Как предмет истинного народного искусства, павловопосадский платок не знает ни временных, ни возрастных границ: он одинаково подходит к лицу, как взрослым, солидным дамам, так и юным красавицам.

3. Практическая часть

Педагог (на фоне мелодии): На сегодняшнем мастер-класс мы с вами выполним мини-картину с изображением розочки в технике павловопосадских платков. Розочку мы будем расписывать на ситцевой ткани, размером 15х15, после чего все смогут забрать домой свою работу на память. Получившуюся

работу мы поместим в рамку 14х14, здесь же имеется картон, размером 12х12,стекло, размером с картон, и белая бумага. Все эти вещи лежат перед вами.

«Розочку» мы с вами возьмём из орнамента Павлово-Посадских платков. Начнём роспись. Приложение 9

1 этап – Рисунок 1 Возьмём лежащий перед вами рисунок розочки на бумаге и переведем его на ситцевую ткань через копировальную бумагу (копирование рисунка).

2 этап – Цветовые решения на Павлово-Посадских платках очень яркие, и поэтому мы её будем тонировать в двух оттенках красного и зелёного цветов.

К светло-розовому оттенку мы добавим белый и в итоге получим нежно– розовый цвет. Этим цветом мы с вами будем тонировать лепестки, как показано на рисунке 2 (тонирование).

3 этап – Далее мы будем тонировать тёмно-красный цвет, как показано на рисунке № 3 (тонирование). Приложение 10

4 этап – Переходим к зелёным листьям, они так же имеют 2 оттенка-салатовый, и тёмный зелёный цвет. Возьмём средний желтый и к нему добавим немного изумрудного зелёного цвета, получим салатовый оттенок, и этим цветом мы затонируем самые светлые места на листьях, смотри рисунок 2 (тонирование). Приложение 13

5 этап – Затем мы затонируем тёмный зелёный цвет из набора красок, добавим немного воды и раскрасим тёмные места, рисунок 3 (тонирование).

6 этап – Следующий этап работы – подчёркивание контура темнее по тону. а) Мы подчеркнём лепестки вишнёвым цветом. б) А листья мы будем подчёркивать так: к тёмно-зелёному цвету из набора мы добавим лазуро-железный цвет и получим тёмно-зелёный , и подчеркнём этим цветом все листья (подчёркивание). Рисунок 4.

7 этап – Покажем тычинки у нашей розочки средним жёлтым цветом из набора (роспись тычинок). Рисунок 5. Приложение 12

8 этап – И последнее, покажем блики на лепестках. Возьмём темперный белый и разбавим её водой. Этим цветом мы закрасим бликовые части, как показано на рисунке 5 (роспись бликов).

Вот и завершили цветовое решение.

9 этап – Самый последний этап, это помещение нашего рисунка в рамку. Это делается так: берём стекло, на него ложем ситец, затем, белый лист бумаги, размером 12х12, далее накладываем картон и вставляем в рамку, на обратной стороне закрепляем зажимы. Вот работа и готова! (Оформление работы). Рисунок 6.

У нас получился фрагмент из орнамента павловопосадского платка. Полюбуемся на свои работы! Приложение 14. Приложение 15 – Фото мастер-класса.

4. Анализ работы

Педагог: Сегодня мы познакомились с красотой павловопосадских платков, с историей промысла, его технологией, с сохранением традиции и современным звучанием промысла.

А самое главное – мы выполнили мини-картину на ткани в технике павловопосадских платков – подарок для себя и память об этом мастер-классе.

Мне нравится проводить мастер-класс. Они требуют от педагога высокого профессионализма и мастерства. Первое и самое главное, они имеют познавательную ценность, так как многие педагоги знакомятся с тем или иным промыслом впервые. Второе – они имеют практическую ценность, так как каждый участник выполняет художественную роспись, овладевая её приёмами. И третье: в проведении мастер-класс необходим богатый наглядный материал: предметы быта, одежды, использование компьтерных технологий, дидактический материал, принадлежности выполнения росписи. Всё это позволяет глубоко погрузиться в этот вид декоративно-прикладного искусства и позволяет развивать нашу эмоциональную сферу.

А сейчас приглашаю вас к русскому самовару.

Русское чаепитие с пирогами и баранками.