Адаптация детей раннего возраста (2–3 года) в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. При поступлении в детский сад малыш оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и серьезных заболеваний. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы в нашем детском саду решают все вместе: врач, медперсонал, методист, психолог, воспитатели, помощники воспитателя и родители. Прием детей, поступающих в детский сад, проходит в период с мая по август. Бывают разные ситуации, когда дети приходят и поздней осенью и зимой. Мы, воспитатели группы, ставим цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.

В первую очередь, при знакомстве с родителями, мы проводим беседы о поведенческих реакциях и насыщенности жизни ребенка в эмоциональной, познавательной и социальной сферах. Раздаются анкеты с уточняющими вопросами (Приложение 1, Приложение 2). В первую очередь уточняется режим дня, обращается внимание на навыки и привычки, которыми должны владеть дети, способы кормления, укладывания на сон, посещение туалета и так далее. Убеждаем родителей в необходимости соблюдать дома режим, приближенный к режиму детского сада. Знакомство родителей и детей с детским садом начинается в раздевалке, в которой дается возможность выбрать удобный шкафчик. На шкафчиках у нас висят фотографии детей, чтобы они могли сразу определить свой шкафчик. В раздевалке находятся удобные банкетки и коврики. При входе в раздевалку дети и взрослые одевают бахилы, поэтому у нас всегда чисто и уютно. Затем мы проводим малыша с мамой в игровую комнату, где стареемся создать развивающую среду так, чтобы малыш удивлялся, радовался и заинтересовался игрушками. Знакомство происходить и с туалетной комнатой и спальней.

После знакомства с группой с родителями и детьми решается следующая очень важная задача – это закладывать основы доверительного отношения к взрослым и доброжелательного отношения детей друг к другу.

В первые дни пребывания в яслях особенно велико значение индивидуального подхода к каждому ребенку. Первые шаги, которые мы делаем в этом направлении, это душевный контакт. Это «присоединение» к душе ребенка – психологическое поглаживание «Ты хороший» (с произношением собственного имени), можно взять на руки, прижать, приласкать. Для ощущения психологического комфорта, защищенности, просим родителей приносить любимую игрушку малыша. В нашей группе есть мягкая детская мебель: диванчик, кресла. Здесь малыш может поиграть с любимой игрушкой или просто отдохнуть (Приложение 3 – фото).

Дети, имеющие полноценное общение, со взрослыми доверчивы, открыты и эмоциональны. Чтобы успокоить малыша в эти трудные первые дни мы ласково и терпеливо уговариваем его или стараемся рассмешить. Для этого читаем «потешки», «журилки» «Если в доме кто-то плачет», «Нет у нас капризных деток», «Воробышек, хворобушек» (Приложение 4).

На ряду с этим, решаются проблемы медицинские, профилактика детских заболеваний.

Мы принимаем малыша таким, какой он есть, не сравнивая его со сверстниками, и радуемся его индивидуальным особенностям и достижениям, затем мы стараемся переключить его вниание, побуждаем малышей действовать. Предметная деятельность главная и ведущая в раннем возрасте. Малыш пришел к нам, чтобы жить весело, интересно, спокойно, обрести друзей, реализовать себя в интересной ему деятельности. Детский сад это собственный дом ребенка и он в нем подлинный хозяин. В группе вся развивающая среда находится в зоне доступности. Есть горка, которую дети все очень любят, машинки-каталки, лошадки, прыгуны, уголок с книжками, кубики напольные и настольные, дидактические игры, хорошо помогают игры с водой, игры с песком и игры-забавы. В основном адаптация проходит летом и вся деятельность детей переносится на участок. Мы стараемся, чтобы дети максимально прибывали на свежем воздухе. На участке есть игровые модули (вертолет, машинка, песочница), которые нам очень помогают при расставании с мамой. Процесс адаптпции зависит от состояния здоровья ребенка. Заболеваемость ОРВИ и тяжесть адаптации взаимосвязаны. В нашем детском садике врачом-педиатром составляется план лечебно-профилактической работы на основе состояния здоровья каждого ребенка, определяется группа здоровья. В план включена организация физиологического лечения, массажи, фитотерапия, витаминотерапия, закаливание.

По окончании периода адаптации в детском саду собирается медико-психолого-педагогический консилиум. Заведующая, методисты, педагог-психолог, медицинский персонал, воспитатели группы и по приглашению воспитатели других групп. Обсуждаются результаты, анализируются итоги о проведенной работе в период адаптации и намечается дальнейшая работа.

За последние годы анализ работы в НДОУ показывает, что адаптация, процесс привыкания проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Показатели адаптации:

2009–2010 гг 2010–2011 гг 2011–2012 гг
Легкая Средняя Тяжелая Легкая Средняя Тяжелая Легкая Средняя Тяжелая
5% 95% 0 10% 90% 0 25% 75% 0

Эти данные позволяют нам судить об оптимально созданных в учреждении условиях для детей раннего возраста в период адаптации.

В 2011-2012 годах в группу поступило 20 детей. Средняя посещаемость – 15 детей. С легкой адаптацией 5 детей (оказались даже дети, которые поступили в группу позже общего адаптационного периода: Виталик 1,7 лет поступил в октябре; Даниил 2,3 года поступил в ноябре. Приложение 5 – фотографии). Есть дети, которые посещают детский сад кратковременно.

Эти данные позволяют нам судить о правильно построенной работе нашего педагогического коллектива.

Литература, используемая в педагогическом процессе:

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М., 2009.
  2. Галаков А.С. Игры, которые лечат. – М., 2009.
  3. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П. Кроха. – М., 2006.
  4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М., 2006.