Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Презентация к уроку литературы "Слово о полку Игореве". 9-й класс

Разделы: Преподавание литературы, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17,61 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок № 1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы. История открытия

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена,
И нет у нас иного достоянья :
И.А. Бунин. "Слово"

1. Литература Древней Руси.

Древнерусская литература охватывает период с конца X до XVII века.

- С чем связано возникновение древнерусской литературы?

- Каковы основные темы литературы XI - XIII веков?

- Какие периоды развития древнерусской литературы выделяются в данной статье?

- Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Жанр - исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

- Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет. Так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, с помощью которого Русь осмысляла свое предназначение, собственную историю стала летопись.

Летопись - повествование о событиях исторической важности, описываемых "по летам", т.е. в хронологическом порядке.

2. "Слово о полку Игореве".

Величайшим памятником древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве".

А) История открытия; (Слайд №2)

Б) Изучение памятника; (Слайд №3-4)

Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств, - страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публикация всем известной ныне по учебникам истории "Русской правды" - первого русского сборника законов.

Когда монах подал уму рукопись ( а было это в 1792 году) у Мусина- Пушкина захватило дыхание: он сразу понял, что перед ним новый, еще не известный памятник древнерусской литературы, имеющий большую историческую и культурную ценность. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто: в древнерусской письменности не было разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания, были буквы, исчезнувшие после реформ Петра Первого.

С текста нового памятника сразу сделали список для Екатерины Второй. В 1800 году стараниями ученых произведение было издано, а через 12 лет, во время московского пожара, сгорел единственный подлинный текст "Слова:". До нас дошли Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. В тексте было много "темных мест", которые значительно сократились благодаря стараниям ученых.

В) Происхождение "Слова:" (Слайд № 5)

"Слово о полку Игореве" имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения "Слова", из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам. Поэтические описания природы степей у Дона и Донца (современные Северский Донец и Уды) создают впечатления о близком знакомстве автора с этими местами. Текст "Слова" говорит также о том, что автор хорошо знаком не только с родным Киевом, но и с другими русскими землями - княжествами.

Г) Историческая основа; (Слайд № 6)

В начале1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение. Князей берут в плен - впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на русскую землю: они осаждают Переяславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Вскоре Игорю удается бежать из плена.

Д) Оценка исторических событий современниками; (Слайд № 7 - 8)

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. предыдущего года Рассказ о походе начинается словами: "Того же лета здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лет со всею князьею, но сами поидоша о себе, рекуще: мы есмы ци не князи же?..". Согласно этому рассказу, с Игорем в поход идут два сына, и сходятся князья у Переяславля. Заметившие приближение княжеских ратей половцы, говорится далее, послали "по всеи земли своеи" за помощью, выступили русским навстречу, вынуждены были принять бой до подхода основных своих сил, потерпели поражение и, бросив свои вежи с женщинами и детьми, бежали. Расходясь в хронологии похода с Ипат., Лавр. лет. сообщает, что после захвата половецких веж победители три дня стояли там, веселясь и гордясь тем, что они нанесли поражение половцам в их земле, тогда как князья, ходившие на половцев с вел. князем Святославом, бились с ними, "зря на Переяславль", в своей земле, "а в землю их не смели на них ити". Русичи будто бы строили планы продолжения похода на половцев за Дон, чтобы избить их "до конца", а в случае успеха - и далее, в "луку моря, где же не ходили ни деди наши", - "а не ведущи Божья строенья", - замечает летописец... Подошедши первыми, половецкие воины три дня вели стрелковый бой с русскими, не пуская в ход копий и не подпуская русских к воде. Когда же пришли основные половецкие силы, русские "ужасошася" их количеству; измученные к этому времени жаждой, они сумели немного продвинуться к воде, а затем половцы "притиснуша" их к реке и в жестоком бою нанесли им сокрушительное поражение. Лаврентьевская летопись места, где произошла последняя битва, не указывает, известие о случившемся и предложение половцев позаботиться о выкупе пленных принес на Русь некий "гость", купец. Князь Святослав собрал на Руси дружины и выступил против половцев к Каневу, те бежали за Дон, и тогда русские разошлись "в страны своя", а половцы, вернувшись, взяли все города по Суле и три дня бились у Переяславля.. Далее коротко говорится о побеге князя Игоря из плена "по малых днех", при этом летописец выражает свою радость, цитируя Писание, сравнивая спасение Игоря "из руку поганых" со спасением библейского Давида от преследовавшего его Саула. О положении русских в половецком плену здесь сказано: "А они вси держими бяху твердо и стрегоми и потвержаеми многими железы и казньми", - слова, которые Моск. летописный свод кон. XV в. интерпретировал так: после бегства Игоря прочих пленников "начаша твердо держати и многими железы отягчати их" Завершается рассказ Лавр. размышлением о казнях Божиих, заимствованным из статьи Мнение об очень относительной ист. достоверности повествования о походе Игоря Лавр. лет. высказал и М. Н. Тихомиров: "Если бы не было другого рассказа о походе Игоря в Ипатьевской летописи, мы были бы лишены возможности даже предположительно говорить о месте битвы и маршруте похода Игоря Святославича. Объяснить эти особенности рассказа о походе Игоря в Лаврентьевской летописи можно двояким путем: или летописец пользовался устными рассказами и сделал запись на севере, где плохо представляли топографию Половецкой степи, а Переяславль казался постоянным местом, откуда совершались походы в степь; или рассказ о походе Игоря против половцев был настолько сокращен, что от него остались одни выдержки"

В "Летописной повести", которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

Е) Авторство "Слова:" (Слайд №9)

На протяжении всех двух веков со времени публикации "Слова" выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур. "Слово" - слишком короткий, необычный и сложный текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи. Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя "господином". Б. А. Рыбаков, Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава. При известном на сегодня корпусе источников установить имя автора "Слова" не представляется возможным.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Чтение "Слова о полку Игореве"
  2. Характеристика героев "Слова:"
    1. кн. Игорь;
    2. кн. Всеволод;
    3. кн. Святослав;
    4. кн. Ольга;
    5. русская дружина;
    6. образ природы.
  3. Выучить отрывок.

Урок №2 ТЕМА: Сюжет и специфика образов "Слова о полку Игореве"

ЭПИГРАФ:

Святослав - общая мысль произведения.
Ярославна - лирическая песня.
Е.Осетров.

ПРОВЕРКА Д/З

А) пересказ сюжета по плану; (Слайд №10)

Б) чтение наизусть отрывка

ПЕРСОНАЖИ "СЛОВА:"

- Герои поэмы живут и действуют в один из переломных моментов в истории своей родины. В Киеве в это время княжит двоюродный брат новгород-северского князя Святослав Всеволодович. За три года до похода Игоря, в 1182 году, ему приходится пойти на компромисс Рюриком Ростиславичем, правнуком Ярослава Мудрого. Этот энергичный князь требовал власти над городами Киевской Руси. 12 лет сохранялось двойственное положение: Киев и формальное старшинство принадлежали Святославу Всеволодовичу, а все остальные города Киевской земли принадлежали Рюрику Ростиславичу. Это двоевластие прекратилось только после смерти Святослава в 1194 году. мы видим, что каждый князь стремился действовать независимо от других.

Русские земли объединяла православная вера, общая письменность и язык, но в разных княжествах возникали уже свои особенности, князья ставили себе разные цели. Народ еще помнил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора "Слова:". Автор раскрывает характер героев через их отношение к насущным интересам отечества.

- Рассказ учащихся о героях и запись в

1в.- кн. Игорь(Слайд № 11)

(Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачев так охарактеризовал князя Игоря(запись в тетради): "Игорь Святославович - сын своей эпохи. Это " средний" князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины").

2в. - кн. Всеволод (Слайд №12)

(Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем- о ранах, об отчем золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, "своим золотым шлемом посвечивая, - там лежа поганые головы половецкие". Но вот дрогнули ряды русских воинов, и Игорь бросается наперерез отступающим -" Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода"

3в. - кн. Святослав. Чтение наизусть.(Слайд №13)

- В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? ("На врага не вовремя напали", "ваше сердце:закалилось в буйстве самочинном".)

- С какой целью призывает Святослав русских князей к объединению? (Постоять " за Русскую землю, за Игоревы раны". Себя он сравнивает со старым соколом, который " никому не даст гнезда в обиду".)

Святослав - государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.

Ярославна - женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи.

4в. - кн. Ярославна (Слайд №14)

- К каким силам природы обращается Ярославна?

- В чем и почему она упрекает Ветер?

( В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, т.е. с половецкой стороны.)

- Почему героиня обращается к Днепру?

(Он силен и могуч, был верным союзником Святослава в его походе против половцев, и Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем.)

- Почему к великому и грозному Солнцу обращается со словами упрека?

(Его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.)

5в. - Русская дружина (Слайд №15)

(Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился бой, когда "кровавого вина не доста". Автор укоряет Игоря за то, что он "погубил богатство" и оставил "русское золото" (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой.

6в. - Образ природы (Слайд №16)

(В развитии событий поэмы деятельную роль играет природа. Автор превращает ее в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы проникнуты любовью автора к родине.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ "СЛОВА:"

Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на "землю Русскую". Этой идее подчинено не только "Золотое слово" Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины - одерживали победы; вступили в распри - принесли лишь горе и страдание Русской земле. Даже тема дружбы братьев - Игоря и Всеволода - подчинена этой идее. именно братской дружбы не хватало тогдашней Руси, страдавшей от рапрей, когда отец шел на сына и брат на брата. Если бы все князья любили друг друга, как Игорь и Всеволод, не пришлось бы бояться набегов кочевников, не стонал бы "Киев от горя, а Чернигов от напастей".

Д/З:

1) определить жанры трех основных частей;

2) выписать рефрены в порядке их следования;

3) выписать эпитеты, метафоры, сравнения;

4) инд. задание " Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве".

Урок № 3 Тема: Художественные особенности "Слова о полку Игореве": специфика жанра, самобытность языка, образ автора, образ русской земли

1. Специфика жанра, самобытность языка.

Жанровая особенность слова

1 часть - воинская повесть

2 часть - жанр "Слова:"

3 часть - плач и слава

- Как вы думаете, что объединяет такие разнородные по содержанию и жанровым признакам отрывки в единое целое?

(Любовь к родной земле, забота о судьбах русских людей)

2. Композиция произведения и чтение фрагментов.

В основе композиции лежит принцип переплетения триад. Использование этого принципа говорит о высокой литературной культуре автора. Внешнюю триаду составляют зачин, основная часть и концовка. Внутри основной части выделяют, в свою очередь, три части: повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями; центральный фрагмент, посвященный Святославу (сон Святослава, его толкование боярами, "золотое слово", сливающееся с авторскими обращениями к князьям); заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач-заклинание Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).

- А какой композиционный прием помогает скрепить различные части текста?

Обратимся к рефренам. Для произведений устного народного творчества характерны повторы. Автор "Слова :" использует повторы в качестве своеобразных скрепов, которые "держат" композицию всего произведения (будем называть их рефренами).

Рефрены, выписанные из произведения.

Рефрены словно переплетаются между собой, создавая особый колорит, придавая цельность произведению.

1. Зачин.

2. Основная часть.

Первая часть.

": Ища себе чести, а князю славы".

"О Русская земля! Уже за холмом ты!"

"Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы"

"О Русская земля! Уже за холмом ты!"

" : А храбрые русичи перегородили червлеными щитами"

"Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось".

"А Игорева храброго полка не воскресить!"

"Унылы городские стены, и веселие поникло"

Вторая часть.

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

"А Игорева храброго полка не воскресить!"

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

"приуныли голоса, сникло веселье"

Часть третья.

"Уныли цветы от жалости, а дерево в тоске к земле приклонилось".

3. Концовка.

"Страны рады, города веселы".

Средства художественной выразительности

- По словам В.Г.Белинского, поэма "Слово о полку Игореве" - "прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии"

Какие средства художественной выразительности вы нашли в "Слове :"?

В тексте произведения неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения: например, битвы - с посевом, который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам - сватам недостает кровавого вина. Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человеческой жизни явлениям природы. Так, картина бури в степи незаметно переходит в изображение грозного наступающего половецкого войска. В языке произведения много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества: "серый волк", "сизый орел", "борзые кони", "чистое поле", "черная земля", "зеленая трава", "светлое солнце".

Старинные народно-поэтические эпитеты в основном верно характеризуют изображаемый предмет (или явление), но всегда приписывают ему одно и то же свойство. Автор "Слова :" уже не довольствуется только постоянными эпитетами. В предметах и явлениях он умеет подмечать различные свойства и выражать их разнообразными художественными определениями. Не случайно мы встречаем в поэме такие эпитеты, как "вспугнутые лебеди" (в старинной народной поэзии обычно употреблялось определение "белые лебеди"), "серебряные берега" (в творчестве народных сказителей - "крутые берега") и т.п.

Каким жанрам устного народного творчества близка Игорева песня? (Былине: эпический сюжет, образы русских князей восходят к образам богатырей - традиционные для былины повторы, финальная слава князьям и дружине, гипербола (Всеволод в бою, бегство Игоря из плена). Народной песне: в плаче Ярославны прослеживается структурный параллелизм с образами природы, в расшифровке сна Святослава - метафорический пейзаж).

Образ Русской земли

Автор "Слова о полку Игореве" - это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор "Слова" воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.

К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов "Слова о полку Игореве". А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных "Слову". В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную Энциклопедию "Слова о полку Игореве".

Сообщение учащихся.

Сделаем вывод: ": Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, - основной художественный образ "Слова :"" (Д.С.Лихачев).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. В чем вы видите идеал автора? (письменный ответ на вопрос)
  2. Индивидуальное: сообщение об опере А.П.Бородина "Князь Игорь".

Урок №4 Тема: Значение "Слова :" в русской культуре

Р/р Подготовка к домашнему сочинению.

1. Поэтическая минута. Чтение наизусть отрывка из "Слова"

2. Ответ на вопрос домашнего задания.

В чем вы видите идеал автора? (Слайд №17)

Идеал автора - могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. "Слово" - это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

3. Значение "Слова :" в русском искусстве.

"Слово :" не раз вдохновляло писателей, поэтов, композиторов. Писатели и поэты XIX века (И.Козлов, В.Жуковский, А.Майков) и нашего времени (И.Новиков, Н.Заболоцкий и другие) создали многочисленные переводы и переложения "Слова :". (Слайд №18)

Существует несколько сотен переводов "Слова о полку Игореве" на различные языки (многие представлены на сайте "Параллельный корпус переводов "Слова о полку Игореве"").В русской культуре сложилась особая традиция перевода "Слова". В числе переводчиков "Слова" на современный русский язык ряд крупных русских поэтов  - В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл "Слово" на английский язык. Известные переводы "Слова" на русский язык принадлежат таким крупным филологам-исследователям памятника, как Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов

Крупные деятели национальных литератур есть также и среди переводчиков "Слова" на другие языки: на украинский - Иван Франко, на белорусский - Янка Купала, на польский - Юлиан Тувим, на французский - Филипп Супо, на монгольский - Цэндийн Дамдинсурэн, на немецкий - Райнер Мария Рильке, на иврит - Арье Став и др.

К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных "Слову". В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную Энциклопедию "Слова о полку Игореве".

Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников: В.Васнецова, В.Серова, Н.Рериха, В.Фаворского.

(Слайд № 19, 20)

Опера "Князь Игорь" с прослушиванием фрагментов. (Слайд № 21)

Сообщение об опере "Князь Игорь"

4. Р/р Подготовка к домашнему сочинению (обучающее).

Русская земли и родная природа в "Слове о полку Игореве"

Обсуждение плана

Тема: Русская земли и родная природа в "Слове о полку Игореве"

ПЛАН

1. Вступление. Идея похода. Природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.

Возможные варианты:

а) классический: "В апреле 1185 г. черниговский князь Игорь Святославович предпринял поход против половцев. События Игорева похода и последовавших за ним бед легли в основу памятника древнерусской литературы XII в. - "Слова о полку Игореве".

б) от цитаты: "Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него полвойска покрыла :" - так начинается повествование о бесславном походе Игоря а половцев в апреле 1185 г.

в) проблемный: XII в. Каким зловещим должно было казаться русским воинам, воспитанным в эпоху, когда сильны были языческие представления, солнечное затмение! Почему же не остановило оно дружину Игоря, выступившего против половцев? И почему тогда столь торжественно-тревожно звучит голос автора?

2. Главная часть.

- Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами.

- Как природа переживает поражение Игорева войска?

- Обращение к силам природы в "Плаче Ярославны".

- Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?

- Роль рефрена "О Русская земля! Ты уже за холмом :".

3. Заключение. Как через глубокое и проникновенное изображение русской природы, прекрасной и страдающей Родины, автор "Слова :" проводит идею единства, сочувствия и любви к родной земле?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Написать сочинение
  2. Пересказ стр. 30-31 учебника.
  3. Определение классицизма.