Что мы знаем об имени существительном?

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • повторение правописания словарных слов;
  • развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму;
  • графическое объяснение выбора написания;
  • развитие логического мышления при изменении имён существительных по падежам, при определении их склонений и правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Оборудование: наглядные таблицы, карточки, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний. Словарная работа.

1. Введение слова корзина.

а) Лексическое значение.

– Это однозначное или многозначное слово? Что оно обозначает? (1. Плетёное изделие для хранения, переноса, упаковки. 2. В баскетболе: обруч с сеткой.)

б) Состав слова.

– Запишите три однокоренных слова, выделите корень, обозначьте безударную гласную. (Корзинка, корзиночка, корзинушка)

в) Игра “Наполните корзину”.

– Наполните корзину предметами, названия которых – это существительные 2-го склонения, “кладите” (записывайте) имена существительные, начинающиеся на буквы слова корзина.

(К – костёр, о – обед, р – ремонт, з – завод, и– иней, н – народ, а – алмаз.)

III. Постановка проблемы.

– Составьте предложение со словом корзина в П.п. Запишите словосочетание из этого предложения (лежали в корзине П.п.).

– Что вы можете сказать о слове корзина? (1-е скл., безударную гласную в падежном окончании нужно проверять словом – помощником в земле, значит окончание – е в П.п.)

IV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Мы уже познакомились с алгоритмом “Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного”. Сегодня на уроке будем упражняться, в применении этого алгоритма и определим, в каком падеже и склонении возникает такая проблема.

– Ребята, как вы думаете, в каком падеже и склонении возникает проблема?

(В предложном падеже 1-го, 2-го, 3-го склонения)

V. Развитие орфографических умений.

1. Письменный опрос.

– Напишите слова-помощники для проверки падежных окончаний существительных.

I вариант: 1-е скл. 3-е скл. (луна, земля, печь, степь)

II вариант: 2-е скл. 3-е скл. (конь, окно, печь, степь.)

– Какие существительные не имеют окончания? Запишите два слова, (метро, пальто)

– Запишите нужное окончание, обозначьте орфограмму:

I вариант: о мамонт.., по алле.., без помощ.. (о мамонте – 2-е скл. Слово-помощник о коне, окончание-е, по аллее – 1-е скл по земле – е, без помощи – 3-е скл без степи – и )

II вариант: без повязк.., о сирен.., к ветк… (без повязки -1-е скл. Слово-помощник без земли, окончание – и, о сирени – 3-е скл о степи – и, к ветке – 1-е скл к земле – е)

Проверка: показывают карточки с И или Е.

2. Физминутка. (Встать, если имя существительное в Р.п.; руки на пояс – Д.п.; если другой падеж – сидеть.)

Вышел из класса – Р.п., вошёл в автобус – В.п., ехали по дороге – Д.п., варенье из малины – Р.п., ходили по аллее – Д.п., говорю о сестре – П.п., свернул с тропинки – Р.п., стояли на площади – П.п., подлетел к черёмухе – Д.п., встретиться с друзьями – Т.п.

3. Первичное закрепление. Комментированная запись.

(поставить данные имена существительные в указанные падежные формы и записать словосочетания глаг. + сущ. Обозначить орфограммы – безударные гласные в падежных окончаниях существительных.)

Книга – П.п. вспоминать
Рассвет – П.п. помочь
Травинка – Д.п. отмечать
Нянечка – Д.п. встать
Сырость – Р.п. ползти
Остановка – Р.п. продрогла
Латынь – Д.п. встретиться
Молодость – П.п. читал

На доске учащиеся записывают с объяснением: читал (в чём?) в книге П.п.– 1-е скл. Слово-помощник в земле окончание – е, встать (на чём?) на рассвете П.п. – 2-е скл., слово-помощник на коне окончание – е. Ползти (по чему?) по травинке Д.п.– 1-е скл., по земле окончание – е, помочь (кому?) нянечке Д.п. – 1-е скл., окончание – е, продрогла (от чего?) от сырости Р.п.– 3-е скл., слово-помощник от печи окончание – и, встретиться (около чего?) около остановки Р.п.– 1-е скл., около земли окончание – и, отмечать (по чему?) по латыни Д.п. – 3-е скл., по печи окончание – и, вспоминать (о чём?) о молодости П.п. – 3-е скл., о печи окончание – и.

Вывод. – Какие падежные окончания имеют имена существительные в родительном, дательном, предложном падеже в 1-ом, 2-ом, 3– ем склонении?

 

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Родительный падеж

– И

-А -Я

– И

Дательный падеж

– Е

– У – Ю

– И

Предложный падеж

– Е

– Е

– И

– В каких падежах и склонениях окончание – Е, а в каких – окончание – И?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в парах)

Составить и записать словосочетания глаг. + сущ. в Р.п., Д.п. или П.п., вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы – безударные гласные в окончаниях существительных.

Уча…вовать в пов…сть
Узнал из мать
Прие…жал к бумага
Выр…зал из к…ртина
Увидел на праз…ник
Возвр…тился из роскош…
Ж…вёт в дрож…
В…лновался до пое…ка
Вырос на сов…сть
П…ступил по пустош…

– На какие правила пропущены буквы? (На безударную гласную в корне проверяемую и не проверяемую, непроизносимую согласную в корне слова, правописание имён существительных с шипящими на конце, на жи – ши, правописание приставки)

Проверка: Участвовал в празднике П.п. 2-е скл (в окне), узнал из повести Р.п. 3-е скл (из печи), приезжал к матери Д.п. 3-е скл (к печи), вырезал из бумаги Р.п. 1-е скл (из земли), увидел на картине П.п. 1-е скл (на земле), возвратился из поездки Р.п. 1-е скл (из земли), живёт в роскоши П.п. 3-е скл (в степи), волновался до дрожи Р.п. 3-е скл (до степи), вырос на пустоши П.п. 3-е скл (на печи), поступил по совести Д.п. 3-е скл (по степи).

За безошибочное выполнение работы пара поощряется отметкой “5”, за 1-2 ошибки ставится оценка “4”.

– Какие ошибки допущены в словосочетаниях? (работа над ошибками)

VII. Повторение пройденного.

Диктант с подготовкой (вставить пропущенные буквы)

– На какие правила пропущены буквы?

Сне.. идёт, сне.. идёт.
К белым звёздочкам в буран…
Тянутся цв..ты геран…|
За оконный пер..плёт.

VIII. Итог урока

Учитель. Чем мы занимались на уроке? Что было трудно?

– Когда надо проверять правописание гласных букв в падежных окончаниях имён существительных?

В каком падеже и склонении возникает такая проблема?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

IX. Домашнее задание