Планирование кружка "Национальное шитье"

Разделы: Общепедагогические технологии


Содержание:

  1. Введение.
  2. Методические рекомендации по планированию кружка.
  3. Планирование кружка «Национальное шитье».
  4. Разработка внеклассного занятия по теме «Выполнение эскиза «билэ».

1. Введение.

Известно, что творчеству нельзя научить, ограничившись расходом или показом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся кружков – это создание программы работ, ее планирование, подготовка руководителя к работе.

Прежде чем создать кружок, будущий руководитель должен разработать его программу, содержание которого определяется примерными программами, разработанными методическими, кабинетами при органах народного образования. Структура и содержание программы должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам: доступность, научность, наглядность, связь теории с практикой, актуальность, учет общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, из конкретных интересов и возможностей.

Программа содержит теоретический материал и достаточный перечень практических работ. В зависимости от местных условий и интересов, учащихся руководитель кружка может внести изменения: сокращать материалы по одной теме, увеличивать другой, исключать отдельные и вводить новые.

В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений, навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Программу дополняют построенной на ее основе план учебно-воспитательной, хозяйственной и другой работы кружка, который составляется на год или на полугодие. План на месяц составляются на основе годовой и полугодовой программе.

Разрабатываются два вида планов: перспективные – на ряд лет и текущие – на учебный год. Общими в планах является следующие разделы:

  1. Организация работы.
  2. Определение объектов труда.
  3. Агитационно-массовая работа (выставки, уголки, вечера и д.р.).
  4. Укрепление материально-технической базы.
  5. Повышение квалификации педагогов.
  6. Работа с родителями.
  7. Вопросы связи кружка с учебным процессом.

Оба эти документа (программа и план) утверждаются руководителем учебного заведения.

2. Методические рекомендации по планированию кружка.

Планирование работы кружка начинается с выбора объекта труда. Поэтому большое значение имеет продуманный выбор объектов труда в кружке. При этом следует учитывать, что ученики далеко не всегда объективно оценивают свои возможности. Они часто склонны к переоценке или недооценке своих знаний, умений и навыков. Так, выбирая объекты труда, учитель опирается на те знания и трудовые умения, которые были сформированы у учащихся на занятиях в школе. Немаловажным фактором является уровень знаний по основам наук.

Небольшим подспорьем для руководителя кружка служит календарно-тематический план, в котором предусматривается даты проведения занятий, название разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложение и положения. Важно, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за его работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.

На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовность к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы.

Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения обо всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается плане занятия, опорные занятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят.

Итоги кружка работы подводятся в конце учебного года и народу с устной оценкой достижений каждого из кружковцев подкрепляются выставкой их творческих работ.

Запись в кружок проводит руководитель в определенные часы в помещении, где в дальнейшем будут проходить занятия. Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке. Если кружок работает уже не первый год, то на период проведения записи рекомендуется организовать небольшую выставку моделей, учебно-наглядных пособий, изделий, сделанных кружковцами и отражающих характер его работы.

Особого внимания требует комплектования кружка первого года обучения. Его целесообразно проводить во второй половине сентября, после того как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведения о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся.

Руководитель беседует с каждым из новичков, выявляет область его интересов и уровень подготовки. Запись проводится в специальном журнале или на отдельных бланках-карточках. Записывавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия. В первый год в кружке можно организовать несколько групп для детей с различным уровнем подготовленности. К концу года учащиеся обычно приобретают достаточный опыт, и на втором году обучения надобность в разделении на групп отпадает.

Комплектование кружка не заканчивается с началом его работы, оно может продолжиться еще и в течение учебного года. Это происходит потому, что с одной стороны, имеет место отсев, а с другой стороны – нередко и после начала занятий проявляются желающие записаться в кружок.

Комплектование групп следует проводить, учитывая возрастные особенности учащихся их знаний и умений. Участники кружка должны быть близки по возрасту, разница в возрасте может быть не более двух лет. Оптимальное количество членов кружка – 15 человек, если в группах слишком много учащихся, то их можно на подгруппы, так как в противном случае будет трудно обеспечить индивидуальное руководство ими.

Нормативы числа школьников кружках и количество часов занятий в неделю определены типовыми положениями о внешкольных учреждениях, которые предусматривают, что кружок 1-го года обучения занимается 2 раза в неделю по два часа (144 час в учебный год). В кружках 2-го и 3-го годов обучение количество часов в неделю увеличивается до 6 часов (216 часов в год). А занятия в школьном кружке обычно занимают два академических часа, то один раз в неделю (72 час в год). Однако некоторых школьников это не удовлетворяет. С ними можно и заниматься и чаще, но по согласованию с классным руководителем, который знает об успеваемости каждого ученика по другим предметам и об условиях его жизни.

Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.

Каждый день недели лучше отводить на занятия кружка? На этот вопрос можно ответить на основании статьи Т. Пена. Он говорит, что в пятницу начинается спад работоспособности детей, поэтому во вторник и среду целесообразно несколько увеличить нагрузку, а в четверг «разгружать» детей на прогулках и экскурсиях. Дни с наиболее низкой работоспособностью – понедельник и пятница – отводятся для активной творческой работы в кружках. Творчество создает хороший эмоциональный настрой. Во вторник и среду дети начинают учиться гораздо продуктивнее.

Существенную помощь учителю в организации работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с задачами и программой кружка, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечение в них детей.

Успех работы любого кружка зависит от увлеченности руководителя, правильной организации занятий, обеспеченности необходимым инвентарем, регулярности занятий. Важным среди них является наличие необходимой материальной базы. Для кружка «Национальное шитье» такой базой служат школьные мастерские, кабинеты труда. Постоянно действующая выставка работ учащихся будет служить хорошим оформлением кабинета и наглядным материалом на занятиях. Необходимо заранее подготовить место занятий, заготовки и инструменты, с тем, чтобы организационную часть занятий провести в короткий срок.

В теоретическую часть занятий в кружках по национальному шитью могут входить: возникновения шитья в Якутии, знакомство с элементами материаловедения, законах композиции и оборудования, необходимые для работы, правила техники безопасности.

А практические же занятия дают ребятам возможность проявить свою творческую фантазию – сделать эскизы, сшить необычные наряды, различные предметы. Немалую роль в освоении этого ремесла играет доступность материала. Учащиеся с удовольствием включаются в работу, выбор изделий неорганичен – это платья, настенные панно, салфетки, украшения из бисера и т.д.

И еще одним важным моментом в работе кружка является то, что в кружке по национальному шитью для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, рекомендуется подводить итоги за каждый день, отмечать результативность и значимость труда. В этом случае школьники видят то, что успели сделать за одно занятие. Это явится стимулом для дальнейшей работы.

В практике внеклассной работы существует множество программ по трудовому обучению. Учеными и педагогами исследователями республики разработаны специальные программы отдельно для девочек и мальчиков «Познание трудом», программа «Сатабыл», рекомендованные для обучения труду в школах с якутским языком, учитывающие местные национально-традиционные приемы и способы подготовки детей народов Севера к труду.

Особенности трудового воспитания республики изложены также в Концепции обновления и развития национальных школ «От жизни и для жизни» (19, с.16), которая отвечает традициям народа, основанным на философии народной педагогики в области воспитания детей трудом и для труда. (29, с.39).

Опыт внеклассной работы школ, детских учреждений позволяет отобрать интересную тематику, формы и методы организации кружка по шитью, поставить их на службу современным задачам обучения и воспитания.

Исполнение – это завершение и окончательное выполнение работы. Очень важно, чтобы для детей исполнение обязательно завершалось, пусть даже самым маленьким и радостным переживанием.

3. Программа кружка «Национальное шитье».

Первый год обучения.

Тематический план.

Тема Теоретический час Практический час Всего
1 Организация занятия. 2   2
2 Оборудование, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности. 2   2
3 Краткие сведения по техники шитья. Ручные машинные стежки. Упражнения. 1 3 4
4 Способы перевода рисунка на ткань. 2    
5 Основы композиции. Цветоведение. Формообразование. 2 2 4
6 Самостоятельная работа. 4 30 34
7 Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.   2 2
8 Выполнение итоговых работ.   4 4
9 Экскурсии, работа в музеях, библиотеках.   2 2
10 Участие в фестивалях, выставках, ярмарках.   4 4
11 Итоговое занятие. Выставка. 2 2 4
12 Всего 15 49 64

Содержание программы.

1. Организационное занятие.

Знакомство учащимися, экскурсия по школе, рассказ о работе мастерской. Ознакомление учащимися с планом на учебный год. Правила поведения и требования к учащимися. Расписание занятий по четвертям.

Оборудование, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности.

2. Знакомство с оборудованием и инструментами. Рассказ о назначении и применении инструментов и приспособлений, порядок их хранения. Беседа о правилах безопасности труда, пожарной безопасности.

3. Краткие сведения по техники шитья. Ручные машинные стежки. Упражнения.

Теория: знакомство со швейной машиной: устройство, назначение и принципы работы. Заправка и уход за швейной машиной, классификация машинных швов. Частота строчки. Виды ручных, машинных стежков, их назначение и применение. Длина и ширина стежка. Специальные стежки.

Практика: заправка швейных машин и выполнение прямых, овальных, зигзагообразных швов, краевых швов. Выполнение соединительных швов, краевых швов. Выполнение простых сметочных стежков (сметочный прямой, сметочный косой, ручной стачной). Выполнение ручных стежков. Постоянного назначения (потайной подшивочный, петельный, крестообразный). Техника безопасности при работе на швейной машине, ручных стежков.

4. Способы перевода рисунка на ткань.

Оборудование: копировальная бумага, калька, нитки, иголки, булавка, ткань, мел.

Выполнение приемов нанесение рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка.

5. Основы композиции. Цветоведения. Формообразование.

Теория: понятие «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «ритм». Законы построения композиции. Основные цвета, цветовая сочетаемость, построение растительных и геометрических орнаментов. Форма и пропорции. Профессия «художник-модельер».

Практика: эскизы моделей, составление композиций, цветовое решение.

6. Самостоятельная работа.

Выбор моделей по подобранному эскизу. Практическое выполнение эскиза учеником, индивидуальный инструктаж учителя.

7. Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

Теория: виды влажно-тепловой обработки. Технические требования к выполнению.

Практика: обучение первоначальным приемам влажно-тепловой обработки (разутюживание и заутюживание швов). Техника безопасности при работе с утюгом.

Второй год обучения.

Тематический план.

Тема Теоретический час Практический час Всего
1 Организационное занятие 2   2
2 Краткие сведения по техники бисероплетения. Упражнения. 1 3 4
3 Применение вышивки и бисера при выполнении отделок руковиц, унтов и в отделке современной одежды. Выбор изделия для выполнения учебного проекта. 2 8 10
4 Детские национальные одежды. Самостоятельная работа. 4 30 34
5 Выполнение итоговых работ.   4 4
6 Экскурсии, работ в музеях, библиотеках.   2 2
7 Участие в фестивалях, выставках, ярмарках.   4 4
8 Итоговое занятие. Отчетная выставка. 2 2 2
9 Всего 11 53 64

1. Организационное занятие.

Выставка работ учащихся. Знакомство с планами и задачами на новый учебный год. Требования, предъявляемые к учащимся. Расписание занятий по четвертям.

2. Краткие сведения по технике бисероплетения. Упражнения.

Теория: виды бисера, их назначение и применение. Простые техники бисероплетения.

Практика: выполнение простых украшений из бисера.

3. Применение вышивки и бисера при оформлении интерьера и в отделке современной одежды. Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Применение вышивки и бисера в быту (черпаки, панно, диванные подушки). Оформление и отделка швейных изделий вышивкой и бисером (платья, юбки, блузки, брюки). Расположение вышивки и бисера на швейном изделии. Способы выявления потребностей общества в вышитых изделиях. Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

4. Детские национальные одежды. Самостоятельная работа.

Эскизы (детский национальный костюм).

5. Выполнение итоговых работ.

Самостоятельная разработка эскизов деталей.

6. Экскурсии, работа в музеях, библиотеках.

Посещения музеев. Знакомство с новыми экспозициями. Ребята в музее под руководством искусствоведов с экспонатами мастеров древности. Зарисовка эскизов. Работа в библиотеках.

7. Участие в выставках, фестивалях, ярмарках.

Отбор лучших работ учащихся.

8. Итоговое занятие.

Отчетная выставка. Подведение итогов работы учащихся за учебный год. Подготовка и оформление отчетной выставки. Приглашение родителей и гостей. Награждение. Задание на лето.

Третий год обучения.

Тематический план.

Тема Теоретическая часть Практическая часть всего
1 Организационное занятие. 2   2
2 Авангардный стиль. Коллективная работа. 2 10 12
3 Техника исполнения лоскутного шитья. 2 10 12
4 Самостоятельная работа.   14 14
5 Подготовка рефератов. 10   10
6 Подготовка персональных выставок.   3 3
7 Экскурсии.   1 1
8 Работа в музеях.   2 2
9 Участие в выставках, фестивалях, ярмарках, конкурсах.   4 4
10 Итоговое занятие. Отчетная выставка. 2 2 4
  Итого 18 46 64

1. Организационное занятие.

Итоги работы за два года. Знакомство с планами и задачами на новый учебный год. Расписание занятий по четвертям.

2. Авангардный стиль. Коллективная работа.

Теория: общее понятие слова авангард.

Практика: придумать эскизы моделей на авангардный стиль.

3. Самостоятельная коллективная работа.

Техника исполнения лоскутного шитья.

Теория: несколько виды исполнения. Составление композиций, узоров и орнаментов.

Практика: виды и приемы изготовления. Самостоятельный выбор узора композиций при учете закона контраста и гармонии цвета. Знакомство с образцами, содержащими орнамент из разных форм. Пошив настенного панно при соблюдении всего технического процесса.

4. Самостоятельная работа.

Выполнение работ. Разработка по своим композициям.

5. Подготовка рефератов.

Сбор материалов для рефератов.

6. Подготовка персональных выставок.

Отбор работ, оформление вместе с учащимися экспозиций, встречи с народными мастерами по данному виду ремесла.

7. Экскурсии.

Посещение под руководством педагога новых экспозиций музеев.

8. Работа в музеях.

Самостоятельная работа учащихся в музеях.Участие в выставках, фестивалях, ярмарках, конкурсах. Отбор лучших работ учащихся.

8. Итоговое занятие. Отчетная выставка.

Аттестация учащихся, подведение итогов трехлетнего обучения. Приглашение родителей и гостей. Отчетный школьный концерт. Награждение.

Кружок закладывает в них образные художественные представление, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая детьми информация. Правильно организованные занятия способствуют профориентации школьников, знакомят их с творчеством художников специалистов по декоративно прикладному искусству.

4. Разработка занятия национального кружка по теме «Выполнение эскиза «билэ».

Тема: Выполнение эскиза «билэ».

Тип урока: проблемный.

Цель урока:

  1. Образовательная – усвоение умений самостоятельно применять в комплексе знаний, умений, навыков.
  2. Развивающая – развитие навыков чертежа, творческого мышления.
  3. Воспитательная – формирование сосредоточенности внимания и эстетического отношения.

Оборудование:

  • для учителя – таблицы с якутскими орнаментами, виды билэ;
  • для учащихся – форматы А4, цветные карандаши, фломастеры.

План урока:

  1. Организационная часть – 2 минуты.
  2. Краткая беседа об орнаменте – 5 минут.
  3. Выполнение эскиза – 10 минут.
  4. Самостоятельная работа учащихся – 20 минут.
  5. Подведение итогов урока – 8 минут.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Краткая беседа об орнаменте.

Сегодня проведем урок творчества, познакомимся с видами одежды древних якутов и выполним орнамент билэ.

Сначала давайте посмотрим одежду наших дедушек и бабушек. Раньше якуты одевались так. Посмотрите на экран. Мы видим что одежда сшита из меха и сукна. Для мужчины и женщины нанесенные орнаменты на друг друга не похожи. В основном у мужчин геометральные орнаменты, а у женщин растительные орнаменты. Теперь подумаем что из одежды наших предков осталось до сих пор. И мы ее с удовольствием одеваем. Ответ: унты. Правильно.

Теперь рассмотрим на элементы унтов. Эти унты кто оденет? Правильно женщина. А эти? Правильно мужчины. Как вы узнали что эти унты одевают только мужчины? По элементу – оторочка – билэ – орнамент геометральный.

А вот эти женские или одевают девочки. Они расшиты орнаментом из бисера или вышивкой.

Билэ бывает только сверху унтов, с одним вертикальным узором или с двумя вертикальными узорами.

В основном рисунок узора билэ – орнаментальный.

Как вы видите на плакате это сердечки, лепесточки, лировидная форма.

В последнее время есть билэ с изображением оленя, снежинки, розы, сарданы, человека с оленем, елочки.

Перед вами различные элементы якутского орнамента.

Видите таблицу с геометрическими фигурами. Допустим, что выполняете билэ кому-то, вы должны украсить их национальным якутским орнаментом по своему выбору, т.е. вы должны подойти творчески при выполнении данного задания. Каждый выбирает для себя ту геометрическую фигуру которая ему нравится и тот орнамент, который на его взгляд более подходит какие – то элементы из этих орнаментов можете исключить и добавить от себя. Следовательно, вы делаете авторский проект билэ.

В конце урока сдадите свои работы на оценку. При выставлении оценок предусматриваются следующие критерии:

  1. Правильность композиционного решения.
  2. Простота и конкретность.
  3. Индивидуальность выполнения, т.е. творческий подход.

3. Выполнение эскиза.

Геометрические фигуры можете оставить такими же или можете срезать углы. Все размеры произвольные, выполняете на формате А4. перед выполнением узора билэ вы должны подобрать цвета, которые подходят к цвету унтов. Если это коричневого цвета – красные, охристого, зеленого, белого цветов. Если это белого цвета – черно-белые, черные, коричневого, синего, зеленого и т.д.

Теперь приступаем к выполнению эскиза узора. Затем один узор переносите на цветную бумагу и вырезаем несколько узоров. После этого на полоске приклеиваете орнамент.

4. Самостоятельная работа учащихся.

В ходе урока проверяю работы учащихся, помогаю советом учащимся.

5. Подведение итогов урока.

В конце урока оцениваем работы учащихся.