Демонстрационное занятие по химии в 10-м классе "Сравнительная характеристика полимеров"

Разделы: Химия, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Цель занятия: Обобщение и систематизация сведений об изученных углеводородных полимерах. Закрепление умения применять в комплексе знания о строении, свойствах и применении изученных органических соединений. Продолжение работы по формированию информационной компетентности учащихся.

Цель для участников семинара: показать возможности предмета естественно-математического цикла для развития информационной компетентности учащихся, в частности умение свертывать и развертывать информацию, полученную из различных источников.

Мотивация деятельности. На примерах изученных углеводородных полимерах рассмотреть и закрепить представления о зависимости свойств от строения и типа химических связей, практическом значении углеводородных полимеров, т.е. на конкретных примерах проиллюстрировать схему, совершенствовать навыки поиска и работы с информацией.

Оборудование и материалы:

На столах учащихся: образцы пластмасс – полиэтилен, полипропилен, полистирол, поливинилхлорид; тигельные щипцы, спички, портативные приборы для нагревания, ножницы, таблицы по определению пластмасс. – 7 комплектов

В электронном виде: 3D-модели полиэтилена, поливинилхлорида, полистирола, файлы с найденной учениками информацией о применении вышеназванных полимеров.

Раздаточный материал:

Для учащихся: заготовки таблицы (приложение 1) – 14 шт.

Для участников семинара: таблицы (приложение 2), анкета учащегося (приложение 3), тезисный материал по теме “Информационная компетентность” (приложение 4) – 20 шт.

Этапы занятия:

  1. Определение учащимися цели занятия
  2. Определение путей достижения поставленной цели (построение на доске кластера, параллельный перенос его в рабочую тетрадь учащегося) см. Приложение 5.
  3. Выбор формы фиксирования результатов продвижения к цели (составление конспекта, схемы или таблицы – учащиеся, уже работающие в этой системе, выбирают таблицу) см Приложение 1.
  4. Поиск информации с использованием различных источников информации. Поэтапное фиксирование результатов в таблицу, сопровождающееся аргументацией выбора со стороны учащихся. (работа с конспектами предыдущих занятий, анализ моделей молекул, проведение лабораторного опыта, работа со справочными таблицами, представление материалов домашнего задания, собранных с помощью поиска информации через Интернет) см Приложение 2.
  5. Сравнение разных форм представления найденной информации, аргументация выбора той или иной формы (материал представлялся в виде текста или в виде иллюстраций с тезисами; учащиеся анализировали с помощью какой формы им быстрее заполнить таблицу, дополнить ответ одноклассника, сравнить информацию своей работы с информацией другого ученика).
  6. Определение общего признака исследуемых образцов полимеров (оформление названия раздаточной таблицы).
  7. Прогнозирование дальнейшего пути знакомства с полимерными материалами (на кластере выделилось направление термореактивные полимеры, которое в ходе занятия не рассматривалось.– именно оно и станет следующим этапом при систематизации знаний учащихся о новых полимерах)
  8. Рефлексия
  9. Ответы на вопросы участников семинара по этапам занятия, раздаточному материалу

Литература

Узлы информационного переплетения Информационный носитель Доступ к информационному носителю Оценка и комментарии
Отражение ее содержания в учебной дисциплине Гейн Александр Георгиевич Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога, педагог– психолога, работника школьной библиотеки. М., Педагогический университет “Первое сентября”,2010 Вопросы по работе с информацией
Компонентный состав информационной компетентности выпускника общеобразовательной школы http://www.nemaschool.siteedit.ru/page14 Материал для подготовки приложения 4
Е.Е. Минченков, А. А. Журин,Химия 10 Смоленск: Ассоциация XXI век, ОАО “Московский учебник”2007 Для работы учащихся
    Справочные таблицы для работы учащихся
Расширенное представление научной информации Вещества, которые создал человек: полиэтилен (N 131671) http://school-collection.edu.ru  
Изделия из полипропилена (N 131982) http://school-collection.edu.ru  
Поливинилхлорид (N 103869) http://school-collection.edu.ru 3D модель
Полиэтилен (N 104000) http://school-collection.edu.ru 3D модель
Полистирол (N 103903) http://school-collection.edu.ru 3D модель
Дидактические установки Программы общеобразовательных учреждений

Программа курса химии в средней (полной) школе. 10–11 классы. / Е.Е. Минченков, А.А. Журин, П.А. Оржековский

Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.  
Общая методика построения учебной дисциплины Коровкина Наталья Николаевна Информационная компетентность учащихся общеобразовательной школы https://urok.1sept.ru/articles/412191/  
Киселева Татьяна Геннадьевна Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета http://www.openclass.ru/stories/62780 Материал для подготовки прилжения 3
Методика построения занятия Журова Ольга Владимировна Из опыта работы: формирование информационной компетентности учащихся на уроках химии https://urok.1sept.ru/articles/561004/