Урок-викторина " В гостях у В.А. Тропинина"

Разделы: Русский язык


Тема урока: В гостях у Тропинина.

Цели урока:

обучающая:

  • формировать умение “читать” произведение искусства – портрет, составлять описание репродукции (на основе дифференцированных знаний), расширить и углубить знания учащихся о творчестве В.А.Тропинина;
  • обогатить знания учащихся; вызвать интерес к творчеству художника, помочь учащимся понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств художника;

развивающая цель:

  • развивать письменную и устную речь, мышление, фантазию, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой;

воспитательная цель:

  • воспитывать патриотизм, интерес к предмету, отечественной культуре, прививать любовь к искусству, развивать художественный вкус.

Тип урока: Урок – вернисаж.

Оформление урока:

  • выставка репродукций картин Тропинина и московских художников;
  • выставка книг по искусству, материалов о Музее Тропинина/
  • вальс А.С.Грибоедова;
  • толковые словари, словари иностранных слов;
  • запись на доске (в три колонки): словарь, выступления учащихся, эпиграфы;

Оборудование:

  • презентация, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Словарь:

вернисаж

плеяда

реставрация

репродукция

автопортрет

акварель

колорит

Композиция:

выступления учащегося:

Искусное начало речи

Привлечение слушателей

Вступление

Главная часть

(наблюдение, сравнение, обобщение)

Конец речи

Монолог

(выступающий - слушатели)

Диалог

(скрытый – открытый)

В результате:

Сопереживание – понимание

Эпиграфы

“ Постоянный труд, без коего нет истинно великого, является небходимым условием художественного творчества”

А.С.Пушкин

“В искусстве слова всё является учениками друг друга, но каждый идёт своим собственным путём”.

М.М.Пришвин

“Наше слово должно быть ясным, громким и доступным пониманию по возможности каждого”.

М.М.Пришвин

Ход урока

I. Оргмомент. (Мотивация к работе).

(открыт 1 слайд)

-Добрый день, ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Это урок - вернисаж. (Читаем тему, записываем в тетрадях.) Откройте, пожалуйста, ребята, словари и скажите, что такое вернисаж? (Работа со словарями иностранных слов: чтение, объяснение, запись слов в тетрадь-справочник.)

-Итак, выяснили значение этого слова. Теперь создадим на уроке обстановку, царящую на вернисаже (Звучит вальс Грибоедова и поясняем цели урока.) сегодня предстоит поделиться впечатлениями об увиденном в Музее Тропинина, попробовать свои силы в чтении-описании известных шедевров искусства. Будем учиться выступать, свободно владеть словом, грамотно оформлять свои мысли. Мы уже знаем алгоритм выступления, монолога. В любой творческой работе главное - труд. Прочитайте высказывание А.С.Пушкина, запишите в тетрадь.

Наш вернисаж открывают экскурсоводы (назначаются заранее).

II. Слово экскурсоводов (с элементами беседы).

1-й экскурсовод.

Город, причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь

2-й экскурсовод (открыт слайд). Москва конца XVIII века – начало XIX века. Узкие немощеные улицы, беспорядочно расположенные деревянные и каменные здания, из-за крыш которых выглядывали купола церквей и громада Кремля. Она и сегодня такая, когда знакомимся с живописью того времени. (Показывает репродукции картин Тропинина.) (открыты слайды)

1-й экскурсовод.

Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах! –

писал Ф. Глинка в стихотворении “Москва”.

2-й экскурсовод.

Я люблю у застав переулки Москвы,
Разноцветные, узкие, длинные,
По углам у заборов обрывки травы,
Тротуары и в полдень пустынные…

1-й экскурсовод (открыт слайд) Мысленно перенесёмся в один из замоскворецких переулков -

Щетининский, увидим дом 10 и вспомним старинный купеческий особняк с мезонином. Здесь и разместился Музей Тропинина и московских художников.

2-й экскурсовод. Ребята, кто является создателем этого музея?

Учащийся (открыт слайд). Музей создан на основе дара известного московского коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского. Экспозиция размещена в доме, построенном в XIX веке и принадлежавшем собирателю.

2-й экскурсовод. Какие произведения представлены там?

Учащийся. Мы видели произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, посуду, реконструированные уголки интерьеров, мебель.

1-й экскурсовод (открыты слайды)

На нашем вернисаже представлены репродукции картин В.А.Тропинина, П.Ф.Соколова, В.И. Гау, В.И. Боровиковского и других художников. (Показывает репродукции.)

III. Представим слово группе “языковедов-экспертов”.

-Давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать сегодня. (Работа группы языковедов с классом.)

Сообщение о словах, написанных на доске. Беседа с одноклассниками, запись слов учащимися (Школьный словарь иностранных слов под редакцией В.В.Иванова - Москва, Просвещение, 1980).

Учащийся. Плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.

- Кто составил блестящую плеяду выдающихся деятелей московских художников пушкинской поры?

Учащийся Это прежде всего В.А.Тропинин, П.Ф,Соколов, О.А.Кипренский, В.Л.Боровиковский, П.А.Дубровин, Ф.С.Рокотов, Д.Г,Левицкий, В,И,Гау и другие.

Учащийся. Реставрация – восстановление произведений искусства (живописи, архитектуры), пострадавших от времени или переделок.

- Для чего и кто занимался реставрацией экспонатов музея?

Учащийся. Реставраторы восстанавливают картины, мебель. Ф.Е.Вишневский, большой любитель старины, подбирал выброшенные на свалку чёрные иконы, старые картины, книги, расколотую посуду императорских фарфоровых и стекольных заводов, отмывал, склеивал, давал им вторую жизнь – был мастером на все руки. Но особую славу заслужил как реставратор мебели. Здесь ему мало найдётся равного. Он любил, ценил, знал особенности всех видов работ с разными породами дерева. Отреставрированная им мебель, украшенная мозаикой из дерева, вызывает восхищение и в других музеях-усадьбах: Кусково, Останкино.

Учащийся. Репродукция – рисунок, картина, воспроизведённая типографским способом.

- Ребята, в каких книгах встречали вы репродукции картин из Музея Тропинина?

Учащийся. Прекрасно выполнены репродукции картин из Музея Тропинина во многих книгах об искусстве: “Как рождается музей” Евграфа Кончинина, “В.А.Тропинин” А.М.Амшинский, “Рассказы о русских художниках” А.Б.Иванова, “Москва и Подмосковье в пейзажах XVIII-XIX вв.” и в других.

Учащийся. Автопортрет – это портрет художника, выполненный им самим.

-Чей автопортрет запомнился вам? Почему?

Учащийся (открыт слайд) “Автопортрет” (1844) Василия Андреевича Тропинина открывает прекрасный музей. Интересная история появления оригинала в этом собрании. Кстати, в Третьяковской галерее есть повторение (авторское) “Автопортрета” (1846).

“Тропинин был почитаем Ф.Е.Вишневским не только как художник, но и как человек, незаурядная личность.

Учащийся. Акварель – водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.

-Ребята, работы какого замечательного акварелиста вам запомнились?

Учащийся. Значительную часть графического собрания составляют портреты талантливого акварелиста Владимира Ивановича Гау, а также его предшественника, родоначальника жанра П.Ф.Соколова.

Учащийся. Колорит – 1. Гармоничное сочетание красок (в картине, фреске, мозаике), создающее определённое единство содержания и формы. 2. (перен.) Совокупность особенностей, характерные черты, своеобразие чего-либо.

- Ребята, посмотрите (ещё раз) на репродукцию В.А.Тропинина “Девушка с горшком роз”. В чём особенность колорита этого полотна?

Учащийся. Создавая атмосферу покоя и гармонии, художник использует гамму золотисто-коричневатых тонов. Это и придаёт картине изысканный колорит.

Учащийся. Уважаемые посетители выставки, давайте вспомним, повторим и поясним значение слов пейзаж, живопись, репродукция, портрет, палитра, акварель, гравюра, фон, натюрморт, миниатюра, эскиз, автопортрет, мольберт. (Проводится устный фронтальный искусствоведческий диктант.

Ещё раз обратимся к слову портрет, посмотрим, как толкуют его значение разные словари:

“Словарь иностранных слов”: 1) изображение определённого человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии; 2) описание внешности персонажа в литературе.

“Словарь терминов изобразительного искусства” определяет значение портрета как жанра живописи: “Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист подчёркивает в своей модели социально-тематические черты, воссоздавая через отдельного человека обобщённый тип определённой эпохи и социальной среды”.

“Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева”: “В литературном произведении – описание внешности персонажа, играющее определённую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору…”

Учитель. Ребята, а можно ли закрепить в портрете лицо человека “точь-в-точь”? Каковы истоки происхождения слова?

Учащийся. Слова портрет берёт начало от латинского глагола, означающего “извлекать на поверхность”, “обнаруживать”, “выявлять”. В лице человека на портрете закрепляется не та минута, когда он сидит перед живописцем, а вся жизнь человека, всё пережитое, передуманное, поэтому можем сказать, что портрет – своеобразная биография человека. Достоевский говорил, что “в редкие… мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, самую характерную мысль лица…”

Учащийся. Напоминаем всем выступающим о богатстве русского языка и культуре речи, Секретах построения выступления… (Обращается к эпиграфам – высказываниям М.М. Пришвина на доске.)

IV. Творческие отчёты исследовательской группы по изучению творчества В.А.Тропинина.

1.Выступление – справка о художнике. (открыт слайд)

Василий Андреевич Тропинин (1780-1857) стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников гармонию и противоречивость московской жизни. Родился в семье крепостного графа Моркова. Он был крепостным до 1824 года, когда стал известным, получил звание академика портретной живописи и стал свободным. С этого времени живёт в Москве, никуда не уезжает. О нём рассказал москвичам К.Брюллов: “У вас есть свой собственный превосходный художник”. Первые работы художника – это опоэтизированные образы украинских девушек-поселянок: сначала художник жил на Украине. В ранних произведениях начинал складываться идеальный для Тропинина тип женского лица.

Тропинин любил Москву. Он писал портреты простых граждан и выдающих москвичей: актёра Щепкина, его жены, Сергея Сергеевича Кушникова (бывшего адъютанта Суворова), Сергея Михайловича Голицина (попечителя Московского учебного округа), генерала Туганова и других.

2. Анализ картины “Автопортрет”.

Устно: отзыв об ответе. Как ученик понял содержание и замысел художника?

“Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна и видом на Кремль” (1844) заказан был Московским художественным обществом. Чувствуется программный характер произведения. Это как бы подведение итогов жизни немолодого художника, находящегося в зените славы. Тропинин утверждает себя в нём как личность, подчёркивая величие своего труда. Автор изобразил себя в рабочем халате с кистями и палитрой – атрибутами искусства. У художника открытое, располагающее лицо человека большой, внутренней силы, оказавшегося свободным выполнить своё предназначение и сохранившегося верность искусству. Неслучайно он изобразил себя на фоне Кремля. (До 1855 года В.А.Тропинин жил на углу улиц Волхонки и Левинки, неподалёку от храма Христа Спасителя.)

3. (Слайд) Рассказ – сравнение двух портретов Пушкина художников О.А.Кипренского и В.А.Тропинина. О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина

Здесь Пушкин показан в пору своей творческой зрелости. Этот портрет соотносится с периодом возвращения поэта из ссылки (1827 г.) – временем создания его произведений (“В Сибирь”, “Арион”).

Художник, который хорошо знал и любил Александра Сергеевича, стремился изобразить не только человека, сколько поэта. Пушкин представлен мечтателем, как бы озарённым вдохновением; и статуэтка, изображающая музу,- не деталь окружающей обстановки, а намёк на то, что поэтический талант подобен божественному дару. И в то время во взгляде поэта – горькое сознание неустроенности жизни. Этот портрет нравился Пушкину. Он восклицал:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…

В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина

Тропинин, в отличии от Кипренского, пишет Пушкина, напротив, таким, каков он есть и каким его хотел видеть его заказчик, друг Пушкина С.А.Соболевский: “в домашнем его халате, растрёпанного”. Поэт, повернув голову с копной непослушных волос, на мгновение задумался, и сквозь обыденность облика проглянуло то, что впоследствии заставило В.Г.Белинского сказать: “Да, Пушкин был выражением современного ему мира, представителем современного ему человечества, но мира русского, но человечества русского”

Оба эти портрета сходны в самом существенном и главном – соединении простоты и величия.

4. Личные впечатления о картине “Портрет каменотёса Суханова” (открыт слайд)

Картина В.А.Тропинина “Портрет каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова” написана в 1823 году. В ней отразились представления Тропинина о роли и личности художника. Суханов – скульптор-самоучка, возглавивший в Петербурге артель каменотёсов. В Москве артель Суханова приняла участие в сооружении постамента памятника Минину и Пожарскому. В личности Суханова Тропинин нашёл идеальные черты художника – труженика, мастера. На портрете – лицо мудрое, вдохновенное, похожее на библейского старца. С любовью написаны тонкие артистичные руки творца-каменщика.

5.Прочтение картины “Кружевница”. (Открыт слайд)

Картина “Кружевница” написана в 1823 году. Это произведение было представлено на звание “назначенного в академики”. Публика сразу поняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи.

Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изображена в тот момент, когда на мгновение оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю, который оказывается вовлечённым в пространство картины. С любовью и тщательностью выписан натюрморт – кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущаешь такой покой и уют, созданные Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгновения человеческой жизни.

Аналогичных картин Тропинин написал много. Тип жанрового портрета остался излюбленным на протяжении всего его творческого пути.

V Отчёт группы - исследователей творчества П.Ф.Соколова.

1. (открыт слайд) Краткий рассказ о своеобразии личности, манеры художника.

Пётр Фёдорович Соколов (1791-1848) – мастер камерного акварельного портрета. Его работы представлены в Музее Тропинина. Закончил Академию Художеств в Петербурге по классу исторической живописи, нашёл себя в жанре портрета. Среди ранних работ значительное место занимают карандашные портреты, восходящие к альбомным рисункам и утвердившиеся как жанр графического портрета в творчестве Кипренского и Орловского.

2.На портрете П.Ф. Соколов изобразил Е.П.Бакунину сидящей за столом с довольно мечтательным взглядом. В руке у девушки игрушка.

3. В женском портрете М.А.Кикиной Соколов применил смешанную технику, с подсвечиванием сангиной, проработкой одежды белилами.

4. А этот портрет – шедевр. Женщину эту писали многие художники, но никто не изобразил её такой величественной, грациозной. Лицо её кажется горделивым, а взгляд исключает задушевность и теплоту. Это портрет Воронцовой.

5. Здесь нет яркой нарядности цвета. Смотришь на её лицо, мечтательный взгляд. А как выразительны и задумчивы её тёплые глаза! Добрая, чуткая, нежная, человек поразительной душевной теплоты, она когда-то покорила сердце Пушкина. Кто она? Это Оленина.

6. Портрет В.А.Жуковского Пётр Фёдорович запечатлел одухотворённым, мечтательным и грациозным. Поражает своеобразная горделивая осанка… (П

VI. Беседа – обобщение.

1. Ваше впечатление об экскурсии в Дом-музей Тропинина, московских художников пушкинской поры?

2. Что особенно понравилось и запомнилось?

3. Полотно какого художника произвёло особенно сильное впечатление? Почему?

5. О каком портрете хотелось бы рассказать? Почему?

В чём же притягательность хорошего портрета?

Притягательность хорошего портрета в том, что он делает явной самую суть натуры изображаемого человека, его помыслы, чувства, его место в мире и отношения с другими людьми. Портрет знакомит нас с одним человеком и вместе с тем вообще углубляет наши представления о личности. Настоящий портрет обнаруживает связи человека с внешним миром. В чертах лица, фигуре, позе появляются тончайшие, порой трудноуловимые приметы души.

“Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат”, - писал великий Леонардо да Винчи. Дома, ребята, постарайтесь доказать справедливость этого суждения.

(Ребята дома пишут сочинение-рассуждение)

VII. Учитель. На нашем вернисаже есть книга отзывов. Просьба написать краткий отзыв о сегодняшнем уроке.

VIII. 1-й экскурсовод. Ребята в своих выступлениях хорошо раскрыли творчество московских художников ( Тропинина, Соколова, Кипренского), каждый по-своему раскрыл внутренний мир, чувства, характеры современников-москвичей через внешние признаки, позу, мимику, жесты, одежду, манеру поведения, создали, благодаря таланту, необыкновенному трудолюбию, удивительно правдивые и высокохудожественные картины.

2-й экскурсовод. На сегодняшнем вернисаже мы увидели довольно разные московские портреты, научились “читать” портрет как произведение искусства, совершенствовали навыки речевого общения, научились выступать.

1-й экскурсовод.

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Приложение (презентация)

Литература

    1. Амшинская А.М. В.А.Тропинин - М., 1976.
    2. Кислякова И.В. Кипренский. Эпоха и герой. – М., 1977.
    3. Алексеева Т.В. В.Л.Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX веков. – М., 1977.
    4. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М.; Просвещение, 1988.
    5. Детские портреты в русском искусстве XIX века (из собрания Музея Тропинина и московских художников его времени). – М.,1989.
    6. Десятников В.А. Подвижники. – М.; Просвещение, 1993 (глава “Собиратель Ф.Е.Вишневский”).
    7. Этюды об изобразительном искусстве / Составители: Н.И.Платонова, В.Тарасов. – М.; Просвещение, 1994
    8. Москва и Подмосковье в пейзажах XVIII-XIX веков / Составитель Р.И.Чурсина. – М., 1995 (“Музей Тропинина”)
    9. РАПАЦКАЯЛ.А. Русское искусство XVIII века. – М.; Просвещение, “Владос”, 1995.
    10. Журнал “Литература в школе” №5 1995г.