Использование средств мультимедиа в преподавании предметов гуманитарного цикла в инновационной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. Время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Использование новых информационных технологий позволяет решать важные задачи. И среди первых необходимо выделить повышение интереса к урокам, в том числе русского языка (в компьютерный класс не надо приглашать дважды). Разумеется, решается и главная задача - выработка устойчивых орфографических и пунктуационных навыков. Кроме того, расширяются рамки школьной программы по русскому языку, обогащаются лексикон учащихся, их кругозор. У ребят формируются навыки пользования мультимедийными предметными программами, уверенность в работе с ними, умение вести диалог с компьютером (иначе говоря, они смогут "разобраться" с интерфейсом любой учебной программы).

Важно, что каждый ученик получает возможность работать в индивидуальном режиме в зависимости от скорости выполнения необходимых операций на компьютере и степени усвоения материала. Пользование мультимедиа-программами происходит в интерактивном режиме, поэтому успешность выполнения заданий оценивается компьютером. Ученики получают не только оценку, но и конкретную информацию о своих ошибках и причинах, их вызвавших, имеют возможность вернуться к повторному выполнению заданий, которые вызвали затруднение.

Сегодня рынок мультимедиа технически и содержательно может обеспечить необходимыми электронными информационными ресурсами (ЭИР) всех, желающих совершенствоваться в русском языке. Предлагаемые программы в целом составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначены для отработки практических навыков и расширения теоретических сведений по различным разделам русского языка. Их можно использовать во время уроков, факультативов и спецкурсов, а также при самостоятельной работе учащихся (и, что немаловажно, для повышения квалификации самих учителей). Для этой цели мы используем следующие программы: "Семейный наставник" (5-7-е классы), "1C: Репетитор. Русский язык", "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия".

"Программа "1C: Репетитор. Русский язык" представляет собой мультимедиа-комплекс нового поколения, все части которого - учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, объединенные на основе гипертекста, создают комфортную обучающую среду. В учебник входит материал всех разделов школьного курса по русскому языку. Выбрав повышенный уровень сложности, можно подготовиться и к устному экзамену для поступления в вуз. При работе есть возможность вывести на принтер или скопировать содержимое учебника в буфер обмена, воспользоваться разными режимами поиска, сделать закладки, вернуться в любое место учебника, воспользовавшись историей перемещений, посмотреть результаты работы и обратиться за советом в раздел "Дневник пользователя". Можно выбрать удобный шрифт (его размер), включить или выключить звуковое оформление, выбрать полноэкранный или оконный режим работы программы. Через Интернет есть возможность бесплатного обновления учебного материала и программных утилит. В качестве наглядного материала при объяснении новой темы можно применять разного рода демонстрации (рисунки, анимации). Удобный и эффективный наглядный материал (интерактивные, то есть раскрывающиеся, таблицы) можно найти в разделе "Справочный материал". Есть в программе и такие разделы, как "Словари примеров", "Словарь лингвистических терминов", содержащий семьсот статей; "Исторические сведения", рассказывающие о выдающихся ученых-лингвистах; "Комната отдыха", включающая литературные анекдоты, смешные ошибки, поучительные описки, оговорки, афоризмы, шутки и др."[4]

Из изложенного видно, что программа "1С: Репетитор. Русский язык" обладает большими возможностями, отвечающими всем требованиям к обучающим программам:

  • имеет развитую систему помощи и подсказки;
  • обеспечивает максимальную информативность при минимальной утомляемости учащихся: цветовые эффекты, анимация несут строго определенную дидактическую нагрузку;
  • представляет материал для изучения в виде отдельных модулей - такая структура позволяет разумно разделить материал, сохраняя при этом логику, главные идеи и взаимосвязи изучаемого материала;
  • имеет достаточно большой банк заданий и вопросов;
  • основной материал представляет с использованием гипертекстовой технологии, информация четко структурирована;
  • использует как зрительный, так и слуховой канал передачи информации.

Подключение к сети Интернет дало возможность использовать на занятиях уроки "Виртуальной школы Кирилла и Мефодия". Старшеклассники зачастую самостоятельно работают в этой школе (благо изучение информатики выработало умения и навыки, позволяющие ребятам свободно работать на компьютере).

Уроки содержат разнообразный интересный материал, который можно использовать по своему усмотрению и не обязательно в той последовательности, в которой он дан. Первое, что необходимо сделать, - это самому учителю внимательно изучить содержание этих уроков. Для этого нужны заинтересованность и владение хотя бы простейшими навыками работы на компьютере.

Ребята с нетерпением ждут этих уроков. Во-первых, каждый активно работает, сразу видя результаты своих усилий, а во-вторых, это просто интересно! Это не привычные, а то и нудные уроки. И пусть задания порой те же самые, но в руках не ручка, а мышка, ответы набираются на клавиатуре (нет помарок, и почерк значения не имеет). Разнообразие заданий (ответы на вопросы, запись транскрипции; подбор синонимов, антонимов, проверочных слов; составление слов из данных букв; выделение корней с чередующимися гласными, членов предложения, морфем; мини-диктанты и т.д.), направленных не на простое воспроизведение изученного, а на развитие умения мыслить, применять теоретические знания на практике, повышает мотивацию обучения, расширяет словарный запас. Работа на компьютере к тому же учит собранности и внимательности.

Установка "ВШКиМ" в таком варианте возможна, к сожалению, далеко не во всех школах, т.к. регистрация на сайте платная. Но эти уроки существуют и на отдельных дисках, использование которых вполне реально в любой школе, где есть хотя бы один компьютер. Эта работа принесет радость не только ученикам, но и учителям, внеся в текучку повседневности новый интерес и смысл.

К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой фантазии и точному ЕГЭ. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула "рассказ о писателе - чтение произведения - обсуждение - сочинение" исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому, я считаю, задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом - чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным" [1, с.38] .

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель информатики, так как сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.

Главная цель проектной деятельности - разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная задача педагога при работе над проектом - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Методика работы над мультимедийным проектом состоит из четырёх этапов: постановка проблемной ситуации и формирование группы; сбор и обработка материала; презентация проекта; обсуждение результатов.

Презентация проекта может быть приурочена как к общешкольным мероприятиям и праздникам, так и являться иллюстративным материалом обычного урока. Во втором случае это может быть менее трудоёмкий проект по биографии писателя, определённой теме, конкретному произведению. Подобная проектная работа может заменять традиционное написание рефератов. После презентации следует обязательное обсуждение работы с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления. Все участники проекта поощряются.

Хочется ещё рассказать об использовании Интернет-ресурсов. Зачем Интернет учителю-словеснику? Учитель русского языка и литературы найдет в Интернете следующие виды полезных ресурсов: словари; сборники правил и нормативные документы по преподаванию; программы, методические разработки и тексты уроков; программные средства морфологического анализа; проспекты обучающих программ разработки различных фирм; научные статьи и электронные издания; дистанционные школы; форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем преподавания.

Систематизированные ссылки на ресурсы сети Интернет и методические рекомендации для педагогов и обучающихся в нашем лицее мы получаем благодаря регулярно издающемуся под руководством Федерального агентства по образованию каталогу "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования".

В заключение мне хотелось бы отметить, что компьютер на предметных уроках используется в школе пока эпизодически. Это объясняется тем, что при разработке современных курсов по предметам еще не стоял вопрос о привязке к нему информационных технологий. Поэтому сегодня применение компьютера возможно лишь при изучении отдельных предметных тем. Для систематического использования информационных технологий в процессе обучения необходимо модернизировать всю школьную систему преподавания предметов, на что может уйти немало времени.

Со временем будут появляться все новые информационно-коммуникационные технологии, которые можно будет применять в инновационной школе. Бесспорно, что "за учителем остается ведущая роль - "режиссера" урока и всего процесса обучения" [3,с.27]. "Образование и компьютеры - полная совместимость" - так называлась статья в одном из номеров журнала "для тех, кто думает о будущем детей" "Мир школы" [2,c.9]. Мы уверены, можно сказать по-другому: "Русский язык, литература и компьютеры - полная совместимость". Время нового образования пришло!

Список использованной литературы:

  1. Литература в школе.- 2006.- № 2.
  2. Мир школы. - 2002.- № 1.
  3. Русский язык в школе. - 2006.- № 3.
  4. 1С: Репетитор. Русский язык. Руководство пользователя. - Фирма "1С", 2007.