Урок математики "Ямал – край, где мы живем"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока: урок повторения.

Цели: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить действия с десятичными дробями, связь десятичных дробей и процентов;
  • применить знания при решении задач практического содержания.
  • познакомить учащихся с жизнью Ямала.

Развивающие:

  • продолжить формирование навыков решения задач, умения анализировать,
  • размышлять, делать выводы;
  • развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

Воспитательные:

  • воспитывать мышление, культуру, прививать любовь к малой Родине.

Методы обучения:

  • беседа,
  • рассказ (словесный),
  • решение задач (практический),

Оборудование: карточки к устному счету; презентация, компьютер, мультимедиапроектор.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя: (слайд 1)

Ямал - прекрасный полуостров,
Его сравнить нельзя ни с чем.
Здесь в тундре строят путь в столетья
Для нас, живущих на Земле.
И мы продолжим путь в столетья
На радость людям и стране,
Мы любим этот полуостров,
И пусть цветёт он для других!
Мясникова М.

Полуостров Ямал, где мы живем с вами ребята, входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа, рождение которого - 10 декабря 1930 года. На ненецком языке Ямал означает "край мира". Как и большая часть Арктики, Ямал застрял в полосе вечной мерзлоты - на территории, которая считалась в глубокой мерзлоте. 700-километровый полуостров Ямал в Сибири - одна из крупнейших диких местностей России и родина кочевнического ненецкого народа. Веками ненцы пасли своих домашних северных оленей на летних пастбищах за Северным полярным кругом. (Слайд 2)

Родина: Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает. Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами, выбираем ту или иную профессию, то или иное место работы и т.д.

Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ямала , мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже познать край, где живем.

Сегодняшний урок будет посвящен Ямалу - краю ,где мы с вами живем и учимся.

III. Устная работа.

(каждому ответу соответствует буква из данного набора; буквы написаны на карточках, на обороте которой указан нужный ответ. Выполнив задание и собрав все буквы, у учащихся получаются слова ). Устную работу можно заменить математическим диктантом.

1). Выразить дробь в виде процентов: а) 0,6 б) 0,15 в). 1,56 г). 0,09 д). 2,08

6% 208% 15% 90% 20,8% 156% 60% 9% 150%
М А Л К И Е О Н Р

Правильный ответ: олени. (Слайд 3) Олени - "наши друзья" так говорят ненцы. Значение оленя в домашних условиях невозможно переоценить. Неприхотливость, способность переносить суровые климатические условия сделали его для ненца незаменимыми домашними животными.

2). Выразить проценты в виде десятичной дроби:

а) 53%

б) 172%

в). 8%

0,8 0,53 0,08 1,7 5,3
М Ч К У Л

Правильный ответ : чум. (Слайд 4) Ненецкие семьи живут в тундре в обтянутых оленьей кожей чумах. До недавнего времени ненцы переходили замерзшую реку Обь, чтобы разбить свои лагери дальше на юг. Но теперь их походы все чаще откладываются до конца декабря, когда река достаточно замерзнет, чтобы обычный поход, неожиданно не превратился в водный поход.

3). Найдите:

а) 1% от 200

б) 75% от 300

г). 24% от 120

д). 15% от 600

е). 0,03% от 333

20 225 90 2,88 150 28,8 0,0999 2
Я Р И У К Г Ш А

Правильный ответ : аргиш - поезд из нарт.

4). Чему равно число, если:

а) 1% которого равен 96

б) 4% которого равны 60

в). 15% которого равны 45

г). 45% которого равны 60

д). 102% которого равны 10200

1500 300 10 000 150 9600
А Р Ы Т Н

Правильный ответ : нарты - сани, служащие для перевозки грузов на оленях.(Слайд 5)

5). Сколько процентов составляет:

а) число 17 от числа 100

б) число 20 от числа 200

в) число 5 от числа 10

г). число 32 от 1600

д). число 7 от числа 35

е). число 20 от 250

ж). число 64 от 80

0,5 0,08 0,1 0,02 0,17 0,8 0,2
Ж К А Е В А Н

Правильный ответ : важенка - олениха.(Слайд 6)

image009.jpg (119846 bytes)

IV. Практическая часть.

Задача 1. Если олень, хорошо выпася и не переутомлен, то он очень легок на бегу и за двое суток (48 часов) может преодолеть до 370 километров.

Какова средняя скорость бега оленя, если, преодолев половину, он отдыхал 12 часов?

Решение:

1) 48 - 12 = 36 (ч)

2) 370 : 36 = 10,278 (км/ч)

Ответ: 10,278 км/ч средняя скорость бега оленя.

Задача 2. Определите, какое поголовье оленей должна иметь семья пастуха-оленевода, если на хозяйственные нужды (перевозку чума, формирование аргишей и т.д.) требуется 50 быков, для возобновления стада необходимо 60 важенок (из них 10 яловых), 20 телят родилось прошедшей весной и 50 - нынешней.

Решение:

50+15+60+20+50=195.

Ответ: 195 оленей.

Задача 3. Сколько оленей необходимо для перевозки аргиша зимой, если в первую нарту (не хан) запрягают 4 оленя, в остальные по 2 оленя. Достаточно ли будет 12 оленей для перевозки аргиша?

Примечание:

Зимой аргиш состоит из 7 нарт. Они называются: не хан, сябу, 2 нарты - вандако, сундук, юхна, нутос.

Решение:

7 нарт: не хан + 6 нарт

4 оленя + 6 (по 2 оленя)

4 + 6*2 = 16 (оленей)

Ответ: 16 оленей, недостаточно.

 

(Слайд 7)

Лишайник ягель, или олений мох, основная пища северных оленей. Интересно, что олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега. Ягель, как и остальные лишайники, растет медленно. Он увеличивается в высоту лишь на несколько миллиметров в год, хотя размеры его достаточно больше. Из-за медленного роста ягеля одно и то же тундровое пастбище нельзя использовать несколько лет подряд, приходится все время переходить на новые участки.

Задача 4. Сколько потребуется времени на восстановление лишайникового покрова, если олени в тундре съедают ягель? (Известно, что за 1 год ягель вырастает на 1 мм.).

Сосчитайте, сколько потребуется времени, чтобы он вырос на 2,5 см.

Ответ: 25 лет.

Сообщение учащегося. (Слайд 8)

Только здесь, на просторах Сибири,
Наклоняясь к тундрам великим,
Зреют лучшие ягоды в мире,
Ароматом проникнуты диким.
П.Л.Драверт

В северных районах нашей страны, к которым относится Ямал, скудная растительность и видовой состав растений, имеющих пищевое значение очень невелики, но запасы некоторых видов могут быть весьма обильны. Так, например, в зоне ямальской тундры большие площади заняты ягодными кустарничками. В конце лета и осенью в тайге обилие всевозможных ягод с сочной съедобной мякотью. В еловых лесах на равнинах, особенно на заболоченных участках, нижний ярус растительности образуют черничники, здесь же можно встретить княженику и костянику. В сосновых борах на более сухих местах напочвенный покров составляют брусничники. На торфяных болотах растёт клюква, голубика и морошка. По вырубкам и гарям, заросшим берёзово-осиновыми или смешанными лесами, встречаются красная и чёрная смородина,рябина, шиповник.


клюква

морошка

брусника

В ямальской тайге наряду со съедобными ягодными растениями встречаются и несъедобные. К ним относятся: можжевельник, толокнянка и волчья ягода. Но местное население их плоды и части растений издавна использует в качестве лекарственных препаратов.


можжевельник

толокнянка

Все без исключения ягодные кустарнички Ямала относятся к лекарственным растениям. Так в северных дикорастущих ягодах - клюкве, бруснике, морошке, чернике - содержится много важнейших питательных веществ. Их здесь больше, чем в мясе, рыбе и овощах. Хотя ягоды ямальских лесов не отличаются особым ароматом, но пользу человеку приносят немалую. Кроме того, жизнь диких животных и птиц во многом зависит от урожая лесных ягод, и если их будет мало, то неизбежна гибель лесных обитателей от бескормицы. Поэтому нужно беречь и охранять лесные ягодные плантации.

Задача 5.

На складе было 100 кг ягод. Анализ показал, что в ягодах 99% воды. Через некоторое время часть воды испарилась, и её процентное содержание в ягодах упало до 98 %. Сколько теперь весят ягоды?

Решение:

Решая задачи, в которых речь идёт о свежих и сухих фруктах и т. п., как правило, следует найти массу сухого вещества, которая остается неизменной.

1) Найдем массу сухого вещества в ягодах.

100% - 99% = 1% -процентное содержание сухого вещества в ягодах;

100 : 100 = 1 (кг) - масса сухого вещества.

2) 100% - 98% = 2% - процентное содержание сухого вещества в ягодах после испарения части воды;

3) Найдем новую массу ягод. Т.к. 2% равны 1 кг, имеем = 50 (кг)

Ответ: 50 кг

Сообщение учащегося: (Слайд 9)

Грибы ненцы в пищу никогда не употребляют. Объяснение запрету их сбора надо искать в самом названии грибов ТУДАКО - жирок. Когда-то ненцы , заметив, что олени очень любят грибы, сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится всего несколько дней, да и не настолько их много, чтобы этих грибов могло хватить и людям и оленям. Очевидно, название грибу придумано не просто: этот жирок куда приятнее получить от оленя в виде вкусной пищи, теплой шкуры и выносливого, сильного оленя в упряжке.

Грибы представляют собой неотъемлемую часть всех тундровых сообществ. Их видовой состав и биомасса являются надежными показателями состояния почв и растительного покрова тундры, многие виды грибов традиционно используются в хозяйственной деятельности. Кроме того, генофонд грибного царства, по оценкам, наиболее перспективен для создания новейших биотехнологий. Шляпочные грибы составляют значительную часть биомассы и могут иметь практическую ценность как пищевое сырье и часть кормовой базы оленеводства. Большое значение имеет знание ядовитых видов грибов, также встречающихся на Ямале. На Южном Ямале насчитывается 130 видов шляпочных грибов.

На территории Ямала съедобные грибы, за исключением немногих хорошо известных видов, практически не используются населением. Между тем в тундровых экосистемах этого района отмечено более 20 видов грибов, которые могут быть рекомендованы для заготовки, так как продукция их довольно значительна. Наиболее известны и продуктивны березовик (подберезовик) и осиновик (подосиновик) . Эти виды встречаются во всех типах тундры; осиновик предпочитает разреженные кустарниковые склоны. Хорошо известен масленок серый. 01Все остальные виды малоизвестны. Общая продуктивность грибов в тундрах достигает в среднем 82 кг/га.Большинство этих видов плодоносят с середины июля до начала сентября. Грибы составляют значительную часть кормового рациона оленей и весьма охотно поедаются ими.

Любителям "тихой охоты" - грибникам - в лесу раздолье! Грибов здесь несчитанно. Конечно, не каждый год - грибной. Но уж если выдался он удачным, готовь побольше корзину! Сбор грибов - страсть, которой "все возрасты покорны". Это и охотничий азарт, и отдых от повседневных забот, и общение с природой. Несказанная прелесть тишины редколесья. Глаз радует пестрая мозаика вянущей травы, нежит лучистая ласка нежаркого солнца. Последние погожие дни уходящего лета настраивают на лирический лад...

Задача 5 .Свежий гриб содержит 90% воды, а сушеный 15%. Сколько сушеных грибов получится из 17 кг свежих? Сколько надо взять свежих грибов, чтобы получить 3,4 кг сушеных?

Решение:

1) 100% - 90% = 10% - процентное содержание сухого вещества в свежих грибах; = 1,7(кг) - масса сухого вещества

100% - 15% = 85% - процентное содержание сухого вещества в сушеных грибах. Т.к. 85% равны 1,7 кг, имеем = 2 (кг) - сушеных грибов

2) Найдем массу сухого вещества в 3,4 кг сушеных 3,4 * 85 : 100 = 2, 89 (кг)

Т.к  2,89 кг равны 10%, имеем 2,89 * 100 : 10 = 2,89 (кг)- свежих грибов надо взять. Ответ: 2 кг, 28,9 кг

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (найти задачи связанные с жизнью Ямальского полуострова или придумать самим)

Заключительное слово учителя. (Слайд 10).

Как степь - казаху, пустыня - туркмену, леса и равнины - русскому, а горные утесы - дагестанцу, так оленеводу- ненцу близка и мила тундра - оленья кормилица.

Она дает ему не только средства для жизни - еду, одежду, транспорт и жилье, но еще и нечто такое, что не сразу облекается в слово, но ощущается во всем облике тундровика - в его манере держаться, одеваться, говорить. Это чувство собственного достоинства, ощущение значительности своей личности, своего "я" среди безмерных, безлюдных суровых пространств Большой тундры.

От века к веку, проявляя природную смекалку и мужество, ненцы сумели противостоять беспощадной природе, научились брать у нее все необходимое для жизни.

В заключение урока  я хочу зачитать вам слова Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968)

"Неужели мы должны любить свою землю за то, что она богата, что она дает обильные урожаи
и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния! Не только за это мы
любим родные места. Мы любим их еще за то, что даже небогатые, они для нас прекрасны".

Приложение.