Безотметочная система оценивания образовательной деятельности выпускников по программам элективных курсов: методические рекомендации для учителя

Разделы: Математика


Введение

В начале XXI века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы отметок. Традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности – "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности. Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования. Общепринятая "отметочная" система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников).

Задача безотметочной системы оценивания:

поддержание уверенности в себе и оптимистической самооценки, формирование учебной самостоятельности, сохранение и поддержка индивидуальности каждого ученика.

Безотметочная система способствует созданию комфортных условий для раскрытия личностных способностей и задатков учащихся, то есть появляются условия для реализации личностно-ориентированного обучения. Такая система оценивания объективна, особенно удобна на элективных курсах для учащихся 10-11 классов. Это аналог вузовской системе оценивания.

Рекомендуемая форма оценивания – система “зачёт – неэачёт”. Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого изучаемого раздела. С этой целью рекомендуется провести анализ содержания программы и четкое определение тех знаний и умений, которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец семестра, на конец изучения каждого раздела. В результате составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого содержательного блока программы и обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков.

Основная часть “Решение проблем качества математического образования учащихся 10-11 классов при безотметочной системе оценивания”.

Рекомендации:

  • На первом занятии познакомить учащихся с данной системой оценивания.
  • По каждой теме элективного курса разработать КИМы с учётом индивидуальных способностей учащихся. (см Приложение)
  • При выполнении 80% работы ставится “зачёт”. Если работа не зачтена, следует провести индивидуальную консультацию с учеником и дать ему возможность пересдать работу.
  • Оценивать работу, а не человека.
  • Вести строгий учёт выполнения зачётных работ. Результаты можно оформить в виде таблицы, которая должна быть доступна всем участникам образовательного процесса.

ФИО

Работа № 1

Работа № 2

Работа № 3

Работа № 4

Работа № 5

Работа № 6

Иванов Н.

Зачёт

         

Осипова Я.

Зачёт

         

Бондырев С.

Зачёт

         
             
  • Если в течении всех занятий ученик успешно выполнил все работы, то в конце семестра он освобождается от итогового зачёта

Приложение.

Зачётная работа по теме “Рациональные уравнения”.

Вариант для сильного ученика.

Реши уравнения:

а) x4 + 2x3 – 13x2 – 14x + 24 = 0;

б) (x + 2)(x – 3)(x + 4)(x – 5) = 120;

в) (x + 1)3 – (x+1) = 0.

При каких а уравнение x4 – 6x + а = 0 не имеет корней?

Вариант для слабого ученика:

Реши уравнения:

а) 9x3 – 27x2 = 0;

б) x4 + 5x2 – 6 = 0.

Составить приведённое квадратное уравнение с корнями 12 и 23 (по теореме Виета

x1+ x2= - b, x1* x2= c).