Интегрированный урок "литература + биология" по теме "Зимняя сказка"

Разделы: Биология, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Цели урока

Образовательные

  • Научить учащихся точно и ярко описывать предметы, уметь составлять связный текст, помочь овладеть навыками описания изображенного на картинах

Развивающие

  • Развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи
  • Развивать чувство прекрасного

Воспитательные

  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства
  • Повысить интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке
  • Воспитывать любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ней.

Учащимся было заранее дано задание нарисовать рисунки о зиме, зимних обитателях леса, подготовить стихи о зиме, сообщения о зимних праздниках ( Рождестве, святках, масленице).

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит музыка "Три белых коня" слайд№1

Учитель литературы

Ребята! У нас сегодня необычный урок путешествие в зимнюю сказку . Мы понаблюдаем за жизнью птиц и животных в лесу, вспомним, что писали о русской зиме поэты, как рисовали художники. Работать мы с вами будем по командам, за правильный ответ команда будет получать снежинку.

2. Изучение нового материала

Учитель биологии

Ребята! Мы ворвались в лес с таким шумом и звоном, нарушив покой леса. Давайте послушаем звуки леса и полюбуемся его красотами.

Слайд №2 - 37 (звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года", видео-клип о зиме)

Учитель литературы

А) Работаем по составлению ассоциативных рядов слайд №38

Каждая команда получает слово, к которому необходимо составить ассоциативный ряд

  • 1 команда - снег
  • 2 команда -метет
  • 3 команда - пушистый

После проверки команды получают снежинки

Б) Конкурс стихов - вспомни автора поэтических слов слайды № 39 - 43

За правильный ответ команда получает снежинку.

Учитель биологии

Ребята! А как называли зимние месяцы в народе? Слайд №44

Декабрь "хмурень" - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Декабрь - студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончает, а зиму начинает

Январь - второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют "лютень" или "лютовей". Январь - году начало - зиме середина

Февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку. В старину февраль называли "снеговеем". Межень - так называли в старину на Руси февраль, разделяющий зиму и весну, хотя еще лютуют морозы, много снега, но все настойчивее пригревает солнышко и вот-вот придет долгожданная весна.

Учитель литературы

А теперь задание - закончи и объясни русские пословицы о зиме. Слайд № 45

Учитель биологии

Земля,вода и лес - все покрыто снегом, все погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Давайте пройдем дальше в лес и посмотрим, так ли это. На белом пушистом покрывале то там, то тут можно следы тех, кто не лег в спячку. Вот пробежал заяц, а рядом с ним след оставила белка, которая зачем-то спускалась с дерева. А вот эту ниточку следов оставила мышка-полевка, а здесь прошел лось, а вот эти следа оставила рыжая плутовка - лиса. Слайд № 46 - 50

А чье это пение раздается. На ветке рябины висят, словно красные яблоки, удивительные птицы. Узнали. Это снегири. А рядом на высокой березе свистят свою песню свиристели, а на еловых ветках расселись птицы с красными шапочками на голове. Это чечетки. Ребята, что объединяет всех этих птиц. Они прилетели к нам с севера и называют их "северные гости". Слайд № 51 - 54

Пойдемте дальше. Что это такое . Кто накрошил все эти шишки. Вы знаете как называется это место. Это кузница дятла. А вот и он сам со своей барабанной трелью.

Зимой основной корм большого пёстрого дятла - семена сосен и елей. Сорвав сосновую или еловую шишку, дятел несёт её в специально выдолбленную расщелину в стволе какого-нибудь сухого дерева, зажимает её там и "обрабатывает" клювом, извлекая семена. На каждую шишку требуется минут пять времени и полтысячи ударов клюва. С утра до вечера весь недолгий зимний день стучит в своей "кузне" неутомимая птица. А под деревом скапливаются горы шишек, под иными "кузницами" учёные находили до 5-6 тыс. штук. Посмотрим внимательно снег под большими елями , и здесь можно увидеть лежащие на земле погрызенные или раздолбленные шишки. По их виду нетрудно узнать, кто здесь потрудился. Шишка, погрызенная белкой, имеет вид голого стержня с кисточкой чешуек наверху, а саму шишку белка отгрызает у самого основания, без хвои. Шишка после обработки дятла имеет встопорщенный вид с оттопыренными чешуйками. слайд № 55 - 58

Среди веточек ели можно встретить юрких птиц - клестов. Самцы красные. Самки зеленовато-серые. Надклювье и подклювье скрещиваются между собой, и острые концы их выдаются по бокам клюва. С помощью такого клюва птицы быстро и ловко раскрывают чешуйки шишек хвойных деревьев, выбирая семечки, составляющие основу их питания. Гнездо строит самка в густых еловых ветвях, используя снаружи тонкие веточки и выстилая внутри мхом, шерстью и перьями. В кладке бывает 3-5 голубоватых яиц бурыми пятнами.

Слайд № 59 - 60

А теперь я предлагаю вам выполнить несколько заданий

А) 1. Отметь птиц, которые зимуют в средней полосе России.

2. Почему птицы осенью улетают в тёплые края?

Б) Биологическая викторина

1. Растет ли дерево зимой?

2. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше, чем летом?

3. Где раньше начинает таять снег- в лесу или в городе?

4. Какого цвета одежда выгодней охотнику зимой в лесу и в поле ?

5. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?

6. Можно ли по стволу дерева или по срубленному пню определить стороны света?

В) Решите кроссворд и найдите зашифрованное слово - птица, зимующая в средней полосе России Приложение 1 слайд №61 -64

Учитель литературы

Какие зимние праздники вы знаете? ( Рождество, святки, Крещение, масленица) слайд №65

Все ли перечисленные названия праздники?

В чем божественный смысл праздника Рождества Христова? Что вам известно из истории праздника?

Звучат стихи о Рождестве. слайд № 66

Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, почему 12 дней до Крещения назывались святочными?

Чтение отрывков из романа в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина слайд №67

В чем особенность праздника масленицы?

Стихотворение, посвященное масленице, чтение пословиц, поговорок слайд №68

Учитель литературы

Ребята, в культуре, литературе, христианской религии тесно переплетаются и языческие традиции, и христианские. Поэтому надо чтить и уважать традиции нашего народа. Ведь в этих традициях заложена любовь к людям, природе, братьям нашим меньшим.

3. Рефлексия

Учитель биологии

А) Сегодня мы с вами побывали в зимней сказке, полюбовались красотой леса, узнали обитателей зимнего леса, поговорили о зимних праздниках. А теперь мы предлагаем вам составим синквейн - стихотворение из 5 строк, написанное по определенному алгоритму.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Каждая команда получает ключевое слово и составляет с ним синквейн.

  • 1 команда - снежинка
  • 2 команда - Рождество
  • 3 команда - снегирь.

Б) О чем вы размышляли, когда путешествовали по зимнему лесу?

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Написать сочинение.