Профилактика нарушения зрения и осанки у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Актуальной проблемой дошкольных образовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья детей, так как распространенность отклонений в состоянии здоровья весьма значительна.

В настоящее время каждый четвертый дошкольник имеет нарушение зрения, преимущественно близорукость, нарушение осанки – ассиметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях и искривления позвоночника (сколиоз), речевые нарушения. В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей, что губительно сказывается на их здоровье.

Как показывает медицинская статистика, у 80% детей имеются проблемы со зрением и осанкой, а у большинства детей наблюдается плоскостопие.

Доказано, что уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, а это в свою очередь приводит к изменениям костного скелета таза и позвоночника, то есть к нарушению осанки. А ведь осанка человека – это не только красота его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье.

По мнению некоторых специалистов, подошвы ног – это своеобразный распределительный щит с 72 тыс. нервных окончаний, через который можно подключиться к любому органу – головному мозгу, легким и верхним дыхательным путям, речевым органам, эндокринным железам.

При ходьбе увеличивается интенсивная деятельность почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность, активизируется речевая деятельность.

Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно нарушением речи, близорукостью, у них недостаточно развиты общая и мелкая моторика рук, речевое дыхание.

Можно сказать, что патологии, закладывающиеся в дошкольный период, плавно перетекают в школьный образовательно-воспитательный процесс. Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел из дошкольного учреждения в первый класс.

Эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, но и от воспитателей и педагогов, которые должны знать круг тех здоровьеразвивающих и здоровьеукрепляющих приемов и технологий, которые необходимо применять в период функциональной неустойчивости детского организма.

Столкнувшись с такой проблемой, я стала искать методы и приёмы профилактики нарушения зрения и осанки подходящие для использования на логопедических занятиях. При их отборе учитывала, что методы, приёмы и упражнения должны быть интересны детям, доступны для их понимания и просты в выполнении, не требующие большой физической нагрузки. Проходить они должны в игровой форме, ненавязчиво – дети сами должны захотеть участвовать в играх и упражнениях для сохранения и улучшения здоровья.

В последнее время появилось много различных методик и авторских разработок по сохранению здоровья и по профилактике нарушения здоровья детей. Все они очень интересны и полезны.

Особенно хочется выделить здоровьеразвивающие и здоровьеукрепляющие приемы и технологии Владимира Филипповича Базарного, которые отличаются своей доступностью и широким спектром применения. Поэтому я решила попробовать включать в свои занятия с детьми некоторые элементы и приемы здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного.

В первый момент дети очень обрадовались, когда им разрешили на занятиях ходить, стоять в носочках на массажных ковриках, сидеть не на стуле, а на ковре (режим «динамических поз» по В. Ф. Базарному), но они не знали, что все не так просто. Для детей оказалось целым испытанием отгадать загадку, определить позицию звука в слове, провести звуковой анализ, подобрать слова-ассоциации, придумать новые слова или составить рассказ, используя режим «динамических поз». И только со временем они стали чувствовать необходимость в смене поз на занятиях, где нужно ещё выполнять различные логопедические упражнения и переключаться с одного вида деятельности на другой. Сейчас детям очень нравится ходить по массажным коврикам или стоять на них, при этом перекатываться с пятки на носок. С большим удовольствием они выполняют алфавит телодвижения. Здесь дети воспроизводят названную букву и соединяют абстрактное представление с мышечным. Дети своим телом «рисуют» любую букву, а это движение, мышление, процесс запоминания букв и положительные эмоции. Всё это так легко, полезно и очень эффективно. Ведь в это время происходит массаж стоп, что ведёт к оздоровлению всего организма, так как на стопе имеется проекция всех органов, в том числе и речевых. Массаж активизирует все важные зоны и точки, что способствует повышению иммунной системы, мобилизации внутренних сил организма, улучшению общего состояния; является отличным средством от плоскостопия. Так же смена поз снижает степень низкой склоняемости головы, благотворно влияет на оптимизацию автоматизации звуков, развитие словаря, на ростовые процессы и на развитие координации всех органов (телесно-координаторной, зрительно-ручной, психо-эмоциональной).

На логопедических занятиях, в целях профилактики нарушения осанки, дети ходят с книгой на голове, одновременно выполняя задание логопеда. В это время ребенок следит за своей осанкой и отрабатывает произношение чистоговорок и коротких потешек, произношение предложения с различной интонацией или тренирует речевое дыхание.

Для профилактики нарушения зрения на занятиях я использую упражнения для глаз с помощью траекторий на плакате (методика Базарного В. Ф.). <Рисунок 1>

Упражнения с данным тренажёром мы проводим 2-х видов. В первом случае дети стоят на массажных ковриках и по заданному мною направлению следят взглядом (следят одними глазами, не поворачивая головы). Во - втором варианте дети так же стоят на массажных ковриках, но по заданной траектории следят и глазками, и одновременно «обводят» её указательным пальцем. А затем, эту же траекторию, они «рисуют» на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Данный тренажёр мы используем, в основном, после усиленной работы, чтобы снять у детей напряжение и психическую утомляемость, а настроить на доброжелательность, чувство гармонии и ритма, способствовать развитию зрительно-ручной координации.

Так же, для профилактики нарушения зрения и речи я разработала игру – тренажер «Золотая нива». <Рисунок 2> Сделана она из природных материалов – различные сорта зерна – для лучшего восприятия детскими пальчиками. Игра рассчитана на детей дошкольного возраста. Принимать участие в игре могут от одного до трех детей. Вариантов игры много, если включить фантазию. Приведу пример одного варианта игры, который особенно нравится детям. Называем мы его «какое слово длиннее или какая фишка будет дальше». Ребенок «шагает» пальчиками по одной из линий, одновременно проговаривая слово по слогам. На каждый «шаг» - слог. Где слово закончилось, там он ставит фишку. И так несколько слов на изучаемую лексическую тему. Можно одновременно играть двум и трем детям. Кто придумает слово или длиннее, короче или на определенное количество слогов.

Вовлекая детей в эту игру, я стараюсь достигать следующих целей:

  • профилактика нарушения зрения,
  • развитие мелкой и общей моторики рук,
  • массаж кончиков пальцев,
  • тренировка речевого дыхания,
  • закрепление знаний о названии пальцев рук,
  • отработка интонации,
  • развитие логического мышления, смекалки, дисциплины,
  • умение слушать и правильно выполнять задания.

На занятиях мы еще применяем игру «Буквенное лото». <Рисунок 3>

Детям очень нравится магнитной удочкой ловить магнитные карточки с буквами.

Какую карточку поймал, с этим звуком придумать слова по изучаемой лексической теме, где звук будет стоять в разных позициях. Детям интересно играть в «Буквенное лото» в парах, где они по - очереди выступают в роли учителя. Это позволяет развивать в детях самостоятель- ность, взаимопомощь, ответственность, умение строить диалог, закреплять знания о звукобуквенном анализе, о позиции звука в слове, умение составлять из букв слоги и слова.

Игру проводим, в основном, стоя на массажных ковриках, но не всегда. По желанию детей. Используем режим «динамических поз».

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма дошкольников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, процесс речевого развития, работоспособность нервной системы. Они должны быть разнообразны (для повышения интереса).

Проводится физкультминутка на начальном этапе утомления. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью.

Поэтому на занятиях стараюсь использовать как обычные, так и электронные физкультминутки. Детям особенно нравятся физкультминутки в электронном виде. Ведь они яркие, красочные, музыкальные, всегда в них есть какой-то персонаж и, что самое главное, в них происходит частая смена движений.

В ходе работы я разработала для детей презентацию на профилактику нарушения зрения. Дети выполняют упражнения, следя за движениями на экране монитора и слушая звуковые сигналы, стоя на массажных ковриках. Все эти упражнения способствуют улучшению зрения (происходит расслабление глазных мышц, расширение и полнота зрения, укрепление глазных мышц), развивают слуховое и речевое восприятие, способствуют психоэмоциональному состоянию детей.

В стороне не остались и родители. Разработан цикл бесед и консультаций по применению здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий с детьми дома. Провела мастер – класс, где продемонстрировала упражнения на профилактику нарушения зрения, осанки и плоскостопия для занятий родителей с детьми. Распечатаны буклеты для родителей: «Как предупредить плоскостопие», «Комплекс упражнений при плоскостопии», «Комплекс упражнений для здоровья глаз», «Полезные привычки для красивой осанки».

Плодотворное сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволяет нам добиваться большой двигательной активности, улучшения физического, психического и нравственного здоровья детей. У детей нормализуется речевое дыхание, улучшается ритмико-интонационная сторона речи, повышается речевая активность. Развивается функциональная зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть нагрузок. Повышается работоспособность, внимательность, инициативность. Оказывает стимулирующее влияние на психомоторную, умственную и речедвигательную деятельность. У детей улучшается эмоциональное состояние, речь, сон, аппетит, снижается заболеваемость.

Из опыта работы я отметила, что с применением перечисленных приемов и технологий дети стали реже болеть, у них появился интерес к изучению и применению всего нового на занятиях, улучшился процесс запоминания букв, наметились улучшения в автоматизации звукопроизношения, заметно увеличилось развитие словарного запаса детей. Дети, которые не умели улыбаться, научились этому. У многих детей улучшилось речевое дыхание. Увеличилась заинтересованность родителей в логопедических занятиях. Родите стали больше уделять внимания как физическому, так и речевому благополучию детей.

Состояние здоровья ребенка – это тот резерв, то запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только дошкольного обучения и воспитания, но и десятилетнего школьного марафона.

Рисунки.