Урок литературы по творчеству М.И. Цветаевой "Вся моя жизнь – роман с собственной душой". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели:

  1. Образовательная:
    – помочь учащимся глубже проникнуть в мир поэзии Марины Цветаевой;
    – повторить, обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания по теме.
  2. Развивающая:
    – совершенствовать умение работать в группах;
    – развивать умение анализа лирического произведения;
  3. Воспитательная:
    – способствовать развитию эстетического “ вкуса” учащихся;
    – воспитывать читательскую культуру.

1. Вступительное слово.

Учитель: – Читать Цветаеву не легко. Нельзя “почитывать”. В поэзию М. Цветаевой нужно углубляться. Ее поэзия требует от читателя встречной работы мысли. Нужно применить известные усилия для того, чтобы войти в творческий мир поэта. Вот что пишет сама Цветаева:

 “Что есть чтение, как не разгадывание толкования, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…Чтение – прежде всего сотворчество”. (Включить запись стихотворения М. Цветаевой “Час ученичества” в исполнении М. Тереховой.)

Вопросы:

– Вы, конечно, узнали это стихотворение?
– Как же распознаются ее стихи?

(Ответы учащихся.)

Вывод:

Конечно, по цветаевским ритмам! Они – главное! Средство организации стиха, душа ее поэзии. Как назвал их Андрей Белый, “непобедимые ритмы”. Они создают движение стиха. Стих ее прерывист, неровен, в нем много внезапных ускорений, пауз, резких перебоев.

Я не верю стихам, которые льются.
Рвутся – да!

И вся поэзия М. Цветаевой – В буре, в вихре движений, в действии, в поступке. Всякое чувство она понимала только, как активное действие.

Любить – знать, любить – мочь,

Любить-платить по счету.

2. Работа по теме. Диалог героев.

1-е задание в группах:

– Прочитайте стихотворения. Выясните суть основного конфликта. Как строится диалог героев?

(Учащиеся в течение 3–4-х минут отвечают на вопросы, обобщает один представитель от группы, вывод все записывают в тетрадь:

“Разговор героев – это всегда “ поединок роковой”, всегда спор, конфликт, но главное – это приглашение к диалогу”).

Учитель:

– Ей нужен собеседник. Ее слово ждет ответа. Она готова поведать всему миру самое сокровенное о себе. Нашла ли она такого собеседника? Да, нашла, совершенно не похожего на ее громогласную, неистовую поэзию:

Где бы ты ни был – тебя настигну,
Выстрадаю и верну назад.

Такие стихи резко противоречили всем традициям женской поэзии. И, конечно же, Анне Ахматовой. Трудно представить себе большую противоположность – даже когда они пишут об одном и том же, например, о разлуке с любимым .

2-е задание в группах (Рекомендации: использовать схему анализа лирического стихотворения).

– Прослушайте стихотворения А. Ахматовой и М. Цветаевой и сравните тональность стихов. Как в них звучит голос автора? (Двое заранее подготовленных ученика читают наизусть стихи. В течение 3–4 минут идет обсуждение в группах, потом один представитель от группы обобщает высказывания. Вывод все записывается в тетрадь:

“Горе у Ахматовой – камерность, строгая гармония – тихая речь, почти молитвенный шепот. У М. Цветаевой – обращенность ко всему миру, “вопль вспоротого нутра”:

Безмерность моих слов – только слабая тень безмерности моих чувств. Итак, Ахматова – эллинское начало (строгое), Цветаева – дионизм (страстное)”.

3. Словарная работа.

(Запись на доске: Дионис – Вакх – бог пиров, покровитель искусства, но в отличие от светлого Аполлона, он – бог разгула).

4. Историческая справка.

(Сообщение 1 ученик. 1–2минуты).

– И все-таки их многое связывало, Первая книжка стихов вышла у них почти одновременно: у Ахматовой – в 1912 году в Петербурге – “Вечер”; у Цветаевой – в 1910 году в Москве – “Вечерний альбом”. Как воспринимает Цветаева первую книгу Ахматовой? Обрадовалась, что это Поэт, не похожий на других, как ее антипод. Она хочет познакомиться с ней и едет в Петербург, но знакомство не состоялось – ее не было в Петербурге, и тогда Марина Цветаева в 1916 году пишет цикл “Александровское лето” из 13 стихотворений, 12 из которых посвящены Анне Ахматовой. Это была своеобразная замена той встречи, которая не произошла. Это апофеоз Ахматовой.

(Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение М. Цветаевой “Даю тебе мой рукотворный град / И сердце мое в придачу”.)

 Учитель:

– Следующая попытка встретиться была заочной – переписка между ними завязалась в начале 20-х годов, была короткой и носила односторонний характер: на обстоятельные письма Цветаевой (их известно три) Ахматова отвечала, судя по всему, скупо. Ее письма или записки к Марине Цветаевой не сохранились.

(Заранее подготовленный ученик читает письмо М. Цветаевой от 26.04.1921 года к А.Ахматовой : “Вы мой самый любимый поэт…”.

– И все-таки встреча двух поэтов состоялась летом 1941 года. (Ахматова была в Москве два дня по трагическим обстоятельствам – арест ее сына – и остановилась у знакомой Нины Ольшевской ). На встрече настояла Марина Цветаева. О чем они говорили, никто не знает. В эту встречу А. Ахматова не решилась прочитать посвященное М. Цветаевой стихотворение “Поздний ответ” (1940 г.)

(Учитель читает стихотворение “Поздний ответ”.)

5. Комментарий стихотворения.

В стихотворении описаны Литературные Старки – подмосковный пейзаж под Коломной. Заброшенный погост – там любила гулять М. Цветаева. “То кричишь из Марининой башни” – в ней была заточена Марина Мнишек _ любимая героиня М. Цветаевой. Монолог адресата “Я сегодня вернулась домой…”, то есть Ахматова соединяет себя с адресатом (“А за нами таких миллионы”). Это стихотворение-размышление об общности судеб поэтов в это страшное время для России (“Дом разрушен”). Последнее обращение Ахматовой к Цветаевой было в 1961 году в стихотворении “Нас четверо”.

(“Комаровские наброски”.)

(Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение “Нас четверо”.)

6. Комментарий стихотворения. (На партах – тексты стихотворения.)

Учитель:

Не было напечатано название стихотворения и сняты три эпиграфа

(1. – Мандельштаму:

Ужеле и гитане гибкой
Все муки Данте суждены?

(Гитана – испанская танцовщица.)

2. – Пастернаку:

Таким я помню облик ваш и взгляд.

3. – Цветаевой:

О, Муза плача!)

– Подумайте, почему? (Название возвращает нас к стихотворению Б. Пастернака “Нас трое”, написанному в 20-е годы, в котором он выделяет три имени: Борис Пастернак, Семен Кирсанов, Владимир Маяковский. А. Ахматова в конце жизни выделяет серьезные имена поэтов 20 века и объединяет их.)

Вывод:

Поэзия Ахматовой зашифрована (поэзия для избранных). Важен тайный подтекст, которого мы еще не знаем, но многое уже можем расшифровать.

3-е задание в группах:

– Проанализируйте стихотворение.

(На всем стихотворении лежит отсвет Ахматовского христианского вероучения: мы все в гостях на земле, то есть существует загробный мир, в котором сосредоточены души. Комаровский пейзаж (под Ленинградом): 1 строка – продолжение внутреннего диалога с собой. “От земного всякого блага”– все суетное отпадает. “Лесная коряга”– эта деталь не случайна. Это сосредоточение таинственных сил. “Место сего” – это цитата “быть пусту месту сему”. (Жена Петра-1 – Лопухина наложила заклятье на Петербург). Здесь перекличка с этим проклятьем. “Все мы немного в жизни в гостях”– жить – это только привычка. “Воздушные пути”– в 60–61 г.г. за рубежом вышел альманах “В пути”, где под одной обложкой были напечатаны стихи Мандельштама, Пастернака и отрывки из “Поэмы без героя” Ахматовой, и она знала об этом. Но это первый контекст. А второй – книга очерков Б. Пастернака, где он вспоминает о современной книге очерков “Воздушные пути”. Третий образ отсылает нас к поэзии Лермонтова: “Землю мерит небом, а люди – ангелами”. Итак, это сосредоточие духа, а дух поэта – это родина. Они возвращаются в свой собственный дом, в сферу духа, а на земле этот дом отобран. И в последней строфе – подтверждение этому:

А еще у восточной стены
В зарослях крепкой малины
Темная свежая ветвь бузины
Это письмо от Марины.

(Комментарий: “Двух”– Пастернак и Мандельштама; “У восточной стены” – М.Цветаева, так как самоубийц хоронили у восточной стены и не отпевали; “образ бузины” связан со стихотворением М. Цветаевой с таким названием, написанным в эмиграции в 30-е г.г.)

Здесь намек на особенность ее цветения: она меняет оттенок от зеленого до черного. Это метафора: от цвета юности до запекшейся крови – жизнь человека. И в заключительном стихе – историческое обобщение:

Возле дома, который пуст,
Одинокий бузиновый куст.

(Ягода бузина в фольклоре является символом одиночества, то есть это вдовья ягода).

Вывод:

В этом стихотворении контекстом проходят стихи М. Цветаевой: тема дома, разрушенного, покинутого. И образ М. Цветаевой у А. Ахматовой сопоставляется с образом широкой души и разрушенного дома и зовет в ту сферу, для которой поэты предназначены. Ахматова причисляла стихи Цветаевой к вершинам русской культуры. “Искусство – суровый властитель. Порой приходится долго ждать, пока оно соизволит заговорить с тобой”.

7. “Мне ничего не нужно, кроме своей души”.

Учитель:

В стихах М. Цветаевой горит душевный и творческий костер любви к жизни : “Мне ничего не нужно, кроме своей души”. И лилась из ее души нескончаемая песнь любящей женщины. В чем особенность этого чувства?

Задание в группах:

Проследить по предложенным стихам “Идешь на себя похожий”, “С большою нежностью” особенность лирики М. Цветаевой. (Обобщает один представитель из группы Уже в ранних стихах складывается особая цветаевская хватка в обращении с поэтическим словом: ее стихи отличает стремление к афористической четкости и завершенности. Она использует особый прием: куплет с рефреном, подхватывающим основной мотив. Самая отличительная черта – сильный, звонкий голос.

– Для поэзии М. Цветаевой в начале 20-х годов характерно два начала, две силы:

В нынешней жизни выпало так:
Мальчик поет, а девочка плачет.
В будущей жизни – любо глядеть.
Ты будешь плакать, я буду петь!

Задание:

– Определите соотношение этих начал, в чем их особенность? (Цикл “Ученик”, “Отрок”.)

(Главное – монолог, но обращенный к собеседнику, оспаривающий или убеждающий в чем – то. Значит, в стихах действуют два персонажа. Стих постепенно отвердевает, утрачивает свою легкость. Сочетание высокого стиля, слога – архаичные слова, библейские образы – и просторечных слов создает эффект особого цветаевского стиля.)

Заключение:

– Обобщая все сказанное, можно отметить в поэзии М. Цветаевой два начала, две силы, которые сочетают в себе любовь: противостояние земного (плоть) и небесного (душа), то есть Ева и Психея. Обе бессмертны, обе непобедимы. Основная идея – кем бы ни была ее героиня, сила всегда на ее стороне. Она сильнее его – слабого. Главной темой ее творчества была философия и психология любви. Она знала, что такое нелюбовь, но этой теме не было места в ее творчестве. Она писала о любви – это понятие было для нее бездонным. Она следовала формуле:

 Пол и возраст ни при чем.

Любовь “тысячелика”, а поэт, как считала Цветаева, “утысячеренный человек”. Изображение человеческих страстей достигает у нее шекспировской силы. “Душа, не знающая меры”, но на земле чувства осуществиться не могут, здесь люди “сшибаются” лбами. Лишь в ином мире, в Небе поэта, все сбывается.

Домашнее задание (по выбору).

Индивидуально-групповое:

1. Найти подтверждение (цитаты) основной идее лирики Цветаевой.
2. Характеристика лирической героини (цитатный план).
3. Эссе “Тысячеликая любовь”.