Программа элективного курса "Основы теории решения изобразительных задач". 10–11-е классы

Разделы: Физика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В поурочном планировании учебного материала приведены примерные планы уроков и, к некоторым, краткое содержание урока.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования школьников относятся вопросы развития у детей познавательных интересов в изучении предметов естественно-математического цикла, а также умения мыслить не стандартно, творчески, умению подходить к решению жизненных задач с разных сторон. Не секрет, что наиболее трудным предметом для большинства учащихся физика. Очень часто от старшеклассников можно услышать: “Я в физике ничего не понимаю”. Одной из причин такого отношения является отсутствие заинтересованности в изучении данного предмета оторванности от реальной жизни большинства учебных пособий.

Поэтому возникла необходимость введения в учебный процесс предмета, напрямую связанного с физикой, но при этом создающего все условия для формирования у школьников творческого, фантазийного, нестандартного мышления. Подобным предметом в школе может стать курс ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Цель курса:

Повысить познавательный и творческий интерес к урокам физики.

Задачи курса:

  1. Развить творческое, техническое мышление у учащихся, позволяющего видеть в развитии техники, диалектические законы противоречия и качественные скачки.
  2. Сформировать раскованное воображение и умение эффективно работать по заданным алгоритмам. Расширить сферу интересов и любознательности учащихся.
  3. Углубить знания по профессиональной подготовке учащихся (инженеры, конструкторы, профессии, связанные с техникой и техническим творчеством, дизайнеры).
  4. Сформировать психологическую готовность к восприятию новых идей, научить преодолевать психологическую инерцию, знать приемы решения изобретательских задач и владеть информационно– поисковым аппаратом.

Особенностью данного курса является сформулированный технический, основанный на знании закономерностей развития техники, подход к поиску новых решений. В курсе изложены основные теоретические положения ТРИЗ: понятия технической системы, технического противоречия, идеального конечного результата решения, приемы разрешения технических противоречий. Даны основные приемы решения технических задач при помощи вепольного анализа и применения различных изобретательских ресурсов. Атак же подробно разобраны многие изобретательские задачи и предоставлены для самостоятельного решения другие.

Предлагаемая программа построена на основе авторского материала, являющегося продуктом работ многих ученых и педагогов: Альтшуллер Г.С., Викентьева И.Л., Кайкова И.К. и т. д.

Курс рекомендован для учащихся 10-11-х классов, а так же частично может быть использован в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по ТРИЗ, я опираюсь на книгу И. В. Викеннтьева и И.К. Кайкова “Лестница идей”, издательство “Новосибирск”,1992 год.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

  • методах психологической актививизации творчества;
  • технических системах и законах развития технических систем;
  • создании и развитие теории решения изобретательских задач;

В результате прохождения программного материала обучающийся знает:

  • методы систематизации перебора вариантов: морфологический анализ, метод контрольных вопросов;
  • виды противоречий в технических системах и аппарат разрешения противоречий;
  • основные принципы перехода от изобретательской ситуации к модели задачи;
  • что такое веполь и вепольный анализ;
  • типовые модели и группы изобретательских задач;

В результате прохождения программного материала обучающийся умеет;

  • построить модель задачи в различных изобретательских ситуациях;
  • применять правила преобразования поставленной задачи в новое техническое решение;
  • решать нетиповые задачи на основе вепольного анализа с привлечением различных ресурсов технических систем.
  • строить свои собственные изобретательские проекты.

Особое место в овладевании данным курсом отводится самостоятельной изобретательской работе по решению предложенных задач. Освоение курса предполагает помимо посещения коллективных занятий (лекции и др.) выполнение внеурочных домашних заданий по решению задач и по составлению собственных изобретательских или исследовательских проектов.

В программе предусмотрен промежуточный контроль в виде тестов. Курс завершается созданием и защитой собственного исследовательского или изобретательского проекта. При этом хочется подчеркнуть, что проект не обязательно должен быть полностью инновационным. Главное, чтобы он был новым для самого ученика.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение.

1

2

2

Теория решения изобретательских задач.

10

15

  Технические системы.

3

4

Вепольный анализ. Изобретательские ресурсы.

7

11

3

Проектирование.

2

4

Итого.

13

21

Календарно-тематическое планирование в файле Приложеннние 1.

Краткое содержание курса в файле Приложение 2.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Как было уже отмечено, учащиеся сами подбирают себе тему проекта для защиты. Можно им предложить следующие варианты:

  1. Проект-исследование (выбирается проблема),
  2. Изобретение,
  3. Усовершенствование, какого-либо прибора (приспособления),
  4. Написание фантастического рассказа,
  5. ТРИЗ в рекламной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Викеннтьев И.П., Кайков И. К. Лестница идей. Новосибирск, 2000 .
  2. Теребило Г. И. Методы поиска новых технических решений. Новосибирск, 1990.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТРИЗ

  1. Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. Тамбов: Тамбовское кн. изд-во, 1961.
  2. Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства. Воронеж, 1964.
  3. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.
  4. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.
  5. Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия, 1980.
  6. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1984, 2-е изд., 1987; 3-е изд. доп., 1989.
  7. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука, 1986.
  8. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Филатов В. И. Профессия — поиск нового. Кишинев: Карта Молдовеняска, 1985.
  9. Дерзские формулы творчества /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987.
  10. Нить в лабиринте /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1988.
  11. Правила игры без правил /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1989.
  12. Как стать еретиком /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия,1991.
  13. Шанс на приключение /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия.1992.
  14. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: Лумина, 1988.
  15. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев: Лумина, 1988.
  16. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев: Карта Молдовеняскэ, 1989.
  17. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. М.: Просвещение, 1989.