Проектная деятельность на биологических экскурсиях

Разделы: Биология, Экология


Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на биологических экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических и экологических проблем имеет для школьников личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот сущность и основной тезис современного понимания метода проектов.

Развивающее воздействие на личность проектной деятельности состоит в том, что исследуемые на экскурсии проблемы берутся из реальной жизни, а главное – практическое применение полученных знаний.

Любой проект как вид самостоятельной работы можно назвать творческим. Творчество ученика проявляется в созданном продукте. Это развивающее воздействие, личностный смысл и социальное значение полученного результата. В этом мотивирующее воздействие проектной деятельности, поскольку школьники лично заинтересованы в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в жизни. Но для чего, когда? Вот поэтому-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и личностно значимая для школьника. Именно для ее решения ему необходимо приложить или получить новые знания. Где, каким образом? Учитель может подсказать ученику тему проекта, новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска, практического воплощения проекта. Темы проектов должны удовлетворять познавательные, творческие, прикладные потребности и интересы, развивать способности учащихся. Поэтому на каждой экскурсии я предлагаю биологические и экологические темы, по природопользованию, сохранению природной среды и здоровья. Проект как вид творческой деятельности достаточно сложен в организации. Поэтому учитель помогает школьнику при постановке ведущих и промежуточных целей; в момент поиска путей их решения; при выборе оптимального решения при наличии альтернативы, а также в осуществлении и аргументации выбора объекта или процесса.

По степени самостоятельности выполнения проекты делятся на несколько типов. Преобладающие – исследовательские проекты. Они полностью подчинены логике исследования и имеют его структуру. Этот тип проектов включает: самостоятельное формулирование проблемы, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез, решение обозначенной проблемы, экспериментальное исследование, выводы и предложения по практическому воплощению результатов.

Подростки отличаются большей активностью и интересом к природоохранной деятельности (и меньше – ценностным восприятием живой природы). Их, несомненно, заинтересуют такие проблемы: «Видовой состав лишайников Арзгирского района». Для старшеклассников, для которых характерно реальное, ценностное восприятие природы, темы проектов должны включать общебиологический материал, задания на ценностное восприятие экосистем, исследовательские умения учащихся. Так, на биологических экскурсиях при изучении естественных и искусственных экосистем ребятам можно предложить исследовательский проект на тему: «Исследование трутовых   грибов, как  индикаторов лесной  экосистемы» (Приложение 1). Работая над проектом, школьники решают следующие вопросы:

Цель: исследовать экологическое состояние территории заказника «Арзгирский» и определить степень нарушенности биоценоза, антропогенную нагрузку на исследуемый участок.

Задачи:

  • Теоретически  изучить   строение  и  жизнедеятельность  грибов-трутовиков.
  • Показать   роль  грибов  трутовиков  для  леса.    
  • Провести  полевые  исследования   Арзгирского заказника на  наличие  трутовиков  как  индикаторов  экологического  состояния  данного  объекта.
  • Провести обработку полевых материалов и расчёты индексов нарушенности биоценоза.
  • Построить диаграмму комплексной оценки изменений  лесной экосистемы.

В выполненном учащимися проекте, о котором идет речь выше, содержится определенная социально значимая информация: большинству жителей села нужны устойчивые лесные экосистемы.

В результате антропогенной нагрузки наблюдается уничтожение и деградация лесов и лесопарковых зон. Большой ущерб наносят автотранспорт, туристы, отдыхающие. В результате состояние лесов и лесопарковых зон вызывает большую озабоченность специалистов лесного хозяйства и населения. Всё это в полной мере относится и к заказнику Арзгирского района.

Трутовики являются важным звеном гетеротрофного блока лесных экосистем и выполняют значительную роль в их нормальном функционировании, так как способствуют утилизации древесины и включению ее в круговорот веществ. Без них лес оказался бы погребенным под упавшими стволами и сучьями. Все без исключения древесные грибы вырабатывают ферменты, расщепляющие целлюлозу.
В лесах России встречается около 30 видов активных дереворазрушающих грибов.

Недостаточная  изученность микобиоты лесных экосистем, является причиной неадекватного к ним отношения.

Работы по изучению древесных грибов немногочисленны. Поэтому микологические исследования трутовых грибов являются  актуальными, поскольку этот   материал позволяет  существенно расширить знания о грибах как самостоятельном царстве живых организмов.  Изучение взаимного влияния ксилотрофных грибов может помочь в прогнозировании тех или иных последствий процесса разрушения древесины трутовиками.

Трутовики доступны для мониторинговых работ в течение практически всего бесснежного периода, хорошо распознаются в природе, отличаются высоким разнообразием, имеют ключевое экологическое значение как разрушители основной массы древесного отпада, а некоторые из них – как паразиты деревьев и кустарников или источники лекарственно-технического сырья.

В проекте школьники предлагают возможные факторы воздействия:
1. Влияние автомобильной трассы.
3. Использование данной территории для проведения туристических слётов и экскурсий.
4. Иногда в летнее время нелегально пасётся крупно-рогатый скот.

Школьники предлагают различные формы повышения устойчивости экосистем лесов. Заражение деревьев трутовиками происходит через морозобойные трещины, ожоги, механические повреждения или повреждения животными. Поэтому нельзя ломать ветки, бросать в стволы ножи, топорики, отмечать дорогу, делая затесы или обрубая сучья.

Крайне важно, не снижая самостоятельности ученика, корректировать его деятельность с учетом промежуточных результатов. От выбранной формы защиты проекта во многом зависит успех всей работы в целом. Защита проекта может проходить в форме доклада, тезисов доклада, научной статьи, научного отчета, реферата. (Приложение 2). Нужно создать такую обстановку, в которой ученик мог бы проявить себя в полной мере.

Опыт организации проектной деятельности школьников позволяет выделить следующие критерии оценки проекта:

  • актуальность проблемы,
  • правильность сформулированных задач и выбранных методов исследования, обработки полученных результатов,
  • логика изложения материала,
  • глубина проникновения в проблему,
  • обоснованность выводов и доказательность рекомендаций, предложений.

Значительно активизирует деятельность учащихся работа над информационными проектами. Подобный вид творческой деятельности может быть использован от младшего школьника до старшеклассника.

Учащиеся самостоятельно проводят отбор научной, популярной и учебной информации.

Это формирует у них умения реферировать литературу, находить литературные источники. Далее проходит оформление работы и ее защита.

При этом дети учатся излагать материал по плану, ставить вопросы и отвечать на них, у школьника появляется опыт сотрудничества с классом. Творчество учащегося проявляется при интерпретации результатов, оформлении проекта и его дальнейшем использовании.

На биологических экскурсиях, в естественном окружении живой природы, наглядно видны экологические, природоохранные и в целом биологические проблемы, которые трансформируются в систему учебных биологических задач. Биологические задачи – это учебная ситуация и средство обучения, требующие от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов биологии. Метод – решение школьником учебных творческих задач, созданных на основе наблюдаемых процессов и явлений окружающей действительности. Его широко использую с целью актуализации, осмысления, закрепления знаний, которые затем воплощаются в деятельностный подход при решении биологических проблем на экскурсиях.

Использование проблемных задач на экскурсиях позволяет на их основе создавать многообразные учебные творческие задачи. Учебная творческая задача отличается тем, что в ее содержании всегда есть определенная биологическая проблема, при решении ее школьник получает новые знания, узнает новые способы решения. А это развивает творческие способности ученика и способствует мотивации обучения.

Мною разработано несколько типов учебных творческих задач по биологии. Это прежде всего задачи-проблемы с недостающей информацией.

Пример учебной творческой биологической задачи (проблемной) – учебная ситуация на экскурсии «Изучение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников». Школьник должен объяснить, почему лишайники играют важную роль  в функционировании экосистем, почему они особо чувствительны к токсичным веществам.

Школьники отмечают, что рост лишайников – очень чувствительный индикатор наличия в воздухе вредных примесей, и они все больше используются в мониторинге загрязнения атмосферы. Наиболее резко лишайники реагируют на SO2 (сернистый газ), который, возможно, быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Как «здоровье» лишайника, и их химический состав используются для индикации «качества» местообитания. На этой основе можно следить за присутствием тяжелых металлов или других загрязнителей вокруг промышленных центров. Лишайники представляют собой идеальное средство для контроля над загрязнением среды, т.к. численность и видовое разнообразие возрастают с увеличением расстояния от источника загрязнения.

Способы решения этих задач постепенно накапливаются в опыте школьников. Ученики осваивают построение графиков, моделирование процессов, конструирование, создание «своих» учебных творческих задач.

Учитель, зная систему учебных творческих задач, подбирает их индивидуально. Решая на экскурсии учебные творческие задачи, школьники накапливают жизненный опыт, учатся решать проблемы и задачи в повседневной жизни и профессиональной деятельности.