Роль портрета и пейзажа в художественном осмыслении прозы С.К. Никитина

Разделы: Литература


Задачи:

  1. Открывать подрастающему поколению творчество владимирских писателей и художников .
  2. На основе изучения жанров портрета и пейзажа в литературе и в живописи познакомить учащихся с основами образного языка слова, цвета, формы.
  3. Посредством полученных знаний развивать у детей творческие навыки, образное мышление и художественные способности.

Итог занятия – самостоятельное построение художественного образа как выражение своего отношения к реальности.

Форма работы: проектная деятельность в группах (филологи, живописцы, историки, операторы). Исследовать жизнь и творчество С.Никитина, В. Юкина, К.Бритова и других художников-портретистов и пейзажистов.

Распределение видов деятельности:

  • Филологи выбирают и исследуют рассказы Никитина, в которых есть яркие портреты пожилых людей (“у автора была особая страсть к старикам”);
  • Живописцы изучают творчество владимирских художников, выбирая понравившиеся портреты и пейзажи;
  • Историки совершают экскурс в историю живописи и находят выдающихся портретистов и пейзажистов;
  • Операторы по накопленным материалам создают презентацию и составляют список полезных Интернет - ссылок для поиска информации к занятию.

Занятие проводится в форме игры-путешествия по заданным уровням.

Алгоритм мероприятия:

1У. *Открой тему!

В формулировке темы на доске отсутствуют 2 слова – (портрет и пейзаж), учитель просит учащихся восстановить пропуски по текстам, раскрывающим содержание понятий:

а) Образ определенного реального человека. Это слово произошло от латинского, можно перевести как “извлечение сущности”, то есть извлечение внутреннего содержания “я” (портрет).

б) Образ природы , в котором выражено отношение к ней человека, в переводе с французского означает “вид местности” (пейзаж).

2У. *Встреча с “гроссмейстером рассказа”. Обоснуй выбор произведения для исследования!

2У. *Первая часть презентации. Стоп-кадры памяти “Таким он был” (Звучит песня А.Фатьянова “В городском саду играет духовой оркестр…” и идет демонстрация фотографий, сопровождающаяся отрывками из произведений С. Никитина).

3У. *Загляни в словарь! Подготовь глоссарий основных понятий, сопровождающих ход всего занятия, и демонстрируй через проектор по ходу урока.

4У. *План работы с текстом.

1. Небольшая разминка “Узнай героя!” на знание содержания текста.

- Кто это? “В дождь, в холод, под пронизывающим ветром он бродил со мной в добровольной роли проводника по всей стройке” (В.М.Малыгин)
- О ком говорит Виталий Малыгин? “Представьте, этот ОРИГИНАЛ пришел на стройку пешком за две сотни километров!” (О садовнике Степане Макаровиче Майкове)
- Кому принадлежат слова? “Бывают встречи и события, которые внезапно освещают новым светом кусочек забытого прошлого, и тогда он всплывает в памяти отчетливо и ярко” (Рассказчику)
- Чей это дом? “Стоял в конце улицы, возле самых Ям, и глядел на мир двумя окошками сквозь заросли дикого винограда, словно из-под насупленных бровей. За домом рос сад, вздымаясь пышными клубами зелени над заборами и крышами” (Дом Якова)
- Чьи это слова? “Вы, огольцы, сломайте у Яшки деревья-то, я вам за это морковки с гряды надергаю. Ладно?” (Сосед Якова-Федор Кантонистов)
- Кто произносит последнюю реплику. “ Бархатный день. Весной пахнет…” (Старый садовник Степан Майков)

2. Задания по работе с текстом:

а) Определите количество портретов и пейзажей и найдите самые сочные штрихи к их созданию (авторские слова и выражения);
б) Как портретные характеристики помогают раскрыть характеры героев рассказа?
в) Какова роль пейзажа в организации сюжета?
г) Как портрет и пейзаж связаны с темой и идеей рассказа?
д) Обратите внимание на “характер” пейзажных зарисовок. Они противопоставлены. Почему?
е) Найдите художественно - изобразительные средства языка;
ж) Сделайте вывод о том, какой урок преподносит нам автор.
д) Как вы понимаете слова народной мудрости: “Хочешь жить вечно, посади сад”, - и как они соотносятся с главной мыслью произведения?
е) Найдите в рассказе слова, которыми можно ответить на вопрос: “Как надо жить, чтобы город твоего детства утопал в зелени? (“Большая семья летом от зари до зари трудилась в саду…, Яков все свободное время проводил в своем саду…, Яков вышел с лопатой, выкопал несколько квадратных ямок и посадил перед домом деревья…, вот так бы по всей улице протянуть…а потом - по всему городу. Во второй ярус, скажем, посадить сирень, а внизу пустить бордюрчик из жимолости… Заиграл бы тогда город, ух!”)

* ПОРТРЕТЫ:

1) Степан Маркович Майков.

Занятый, спешащий, деловитый не ходит, бегает, РУКИ, выпачканные в черноземе, коренастый старик с белой апостольской бородкой; ОРИГИНАЛ, НАТУРА, ХАРАКТЕР; кроткие глаза, бесоватый огонек, крутая стариковская спина, старый САДОВНИК , всю жизнь ЗЕМЛЮ ногами мерил, белый ,как голубь, в землю навечно врос ,семьдесят ему ,блаженно потягивается , лукавая, колючая , готовая ужалит улыбка.

2) Виталий Михайлович Малыгин.

Преподаватель физики в институте гидромеханики - “сторожил” юного городка: подвижный, с благодушной полнотой, рассказывал вдохновенно и длинно, слова свободно исходили из его аккуратного рта, подыскивал нужное слово, точно читал по писаному; манерой говорить книжно отличаются люди начитанные, но не глубокие.

3) Яков.

Большой косматый человек, уже не молод; РУКИ – широкие, под квадратными ногтями залегла несмываемая грязь, на ладонях змеились сизые жилы, короткие пальцы, на суставах кожа сгрудилась в толстые складки, все свободное время проводил в САДУ, от зари до зари ТРУДИЛАСЬ большая семья в саду, блестящие глаза, сграбастал своей ручищей, узкие плечи, голова без шеи, спина сутулилась, ходил, неестественно наклоняясь вперед, ЖИЗНЬ долго била по нему, как молот по длинному гвоздю, но не вбила, а только погнула слегка.

4) Федор Кантонистов.

В летах, какой-то мохнатенький, клинообразная бородка, тихо, со злобой и презрением проворчал, щуря красные глаза, нашептывал, СТРОИЛ КОЗНИ, подслеповатыми злыми глазками выцеливал идущего Якова, всегда бросал что-нибудь обидное, спросил с ехидцей, задумчиво улыбаясь, отводя косматые волосы от глаз, ПАКОСТИЛ Якову.

(Диалог можно вести, используя приемы сравнительной характеристики).

* Городской пейзаж: сравнить город до появления Якова и “двадцать лет спустя”:

а) Довольно беспорядочное скопище серых бревенчатых домов, кирпичных церквей мясного цвета, занятых под склады; ларьков, - и просто незастроенных пустырей, заросших седой вонючей полынью, в самом центре находились знаменитые Ямы, сюда валили мусор…

б) Парк юно зелен, свеж, в яркой траве приютились цветы, ласкающее - мягкий день, все радуется, благословляет его, перелетная уточка упивается синим водным раздольем, ликует; солнце, щедро льющее на землю свое последнее тепло.

в) ЧУВСТВА: хочется найти такие движения, порывы, может быть, ПЕСНИ, в которых излилась бы радость, рожденная миротворным сиянием этого дня…(осенью рождается ощущение весны) – бархатный день (полузабытая весна…).

* Отдельные выводы:

  • Автор умело использует незначительные детали в создании ВЫПУКЛОЙ характеристики образа, что позволяет увидеть незримые движения характеров; “Сергей как писатель не был рожден для больших художественных обобщений: созерцая, он чутко вбирал красоту мира и человека в нем -осязал мир как бы в чувственных соприкосновениях…” (Н.Лалакин);
  • В рассказе всего 6 страниц, но это огромный пласт жизни, сверкающий всеми гранями бытия, достоверный, живой, трепещущий, потому что слово у писателя образно, живописно, художественно весомо. Например, последнюю пейзажную зарисовку “бархатного дня” можно назвать “весенней осенью” - этот скрытый оксюморон бередит душу, наполняя томительной радостью; слово “осенние” автор употребил один раз, а тройным повтором “весна” подчеркивает оптимистическую ноту конца произведения.

Герои его рассказов – простые люди, ТРУЖЕНИКИ с чистой душой, увлеченные своей работой, таковы садовники Степан и Яков, всегда спешащие и деловитые, которые “в землю навечно вросли”, садоводство стало делом их жизни, они преобразили город, ставший через 20 лет цветущим садом.

- Портреты психологически тонки и красочны, они раскрывают сущность человека (кроткий взгляд Степана, злые глазки Федора, блестящие глаза Якова). Свое отношение к отрицательным персонажам автор высказывает устами положительных героев, например, грубо укоряет Яков Федора, который подговорил мальчишек за пучок морковки ломать молодые деревья? посаженные Яковом, мечтавшим по всему городу рассадить зелень, чтобы “заиграл город, ух!”. А Федор со злобой и презрением ворчал: “Развел сырость, все заборы сгноил, затейник!”.

* Природа в отрыве от человека не существует, поэтому в рассказе много пейзажных зарисовок. Все они написаны радостными и сочными красками (“маслянистое солнце, ласкающе-мягкий день, миротворное сияние, бархатный день”). Природа одухотворена, ее красота исцеляет, облагораживает, поэтому в конце рассказа она томит радостью, просящейся вылиться в песне.

4У. *Слово живописцам.

Посетить Владимиро-Суздальский музей–заповедник и познакомиться с творчеством владимирских художников.

4У. *Вторая часть презентации, посвящённая творчеству В.Юкина и К.Бритова (портреты и картины с небольшими комментариями).

Образ человека - главная тема в искусстве. Смысл портрета - в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами. Воспроизводя детали лица, важно передать особенности поведения, темперамент - характер человека. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи. Художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, для поэтического воплощения замысла: звучание цвета раскрывает образ человека.

Пейзаж как произведение искусства – это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувства. Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразны: их можно разделить по сюжету, который принято называть “мотив пейзажа” (мотив дороги, реки, леса, морской или городской пейзаж). В гармоничном сочетании традиций и современности родился и выковался стиль владимирских пейзажистов. Это разные и вместе с тем похожие друг на друга картины – яркие, мажорные, оптимистические. Стремясь заставить цвет звучать в полную силу, живописцы используют чистые насыщенные краски, прибегают к декоративности тональных созвучий, борению цветовых пятен. В фантастическую вязь сплетается их звонкое многоцветье, и кажется порой, что не краски сверкают на холсте, а драгоценные камни. Художники не гоняются за необычными впечатлениями, берут для своих произведений самые простые темы и сюжеты.

* В.Я.Юкин.

Его волнует поэзия постоянно меняющегося и обновляющегося бытия. Люди и природа слиты в его картинах, и это обусловлено не только живописными поисками художника, но и его философской концепцией: это часть земного бытия. Верный жизненной правде, никогда не приукрашивает действительность. Он умеет почувствовать прекрасное в обыденном, поднять повседневный мотив до поэтической высоты. Например, его “Суббота”(1967): зимняя стирка в прорубях. Нелегкая и утомительная работа. Но сколько красоты увидел в ней живописец! Сверкает снег, сияет холодная синяя вода, золотится дерево мостков. На этом фоне дорогими и нарядными кажутся разноцветные бабьи платки и шубейки. Домики с яркими наличниками, из-под которых весело проглядывают окна, довершают впечатление праздничности.

А вот “Ждут автобуса”. Сочетание звучно–охристого, холодно-синего и ярко-красного образуют блистающую колористическую гамму, а повторяющиеся детали точно рождают цветовой ритм, что кажется, будто все – и люди, и деревья, и земля – ликует, а этот красочный мир находится на грани реальности и сказки. Художник помогает зрителю понять, как много чудесного в окружающей нас действительности, как она празднична, сложна и вместе с тем гармонична. Лиризм, сердечное тепло и активная доброжелательность окрашивают все его произведения. Многолики городские пейзажи: “Февраль”, “Снег в октябре”, “Городской пейзаж”, “Вечер” - везде любим и узнаваем родной город.

* Ким Бритов.

Для него характерно эпическое мировосприятие и тяготение к рациональной, четкой конструктивности. Пропорции и цветовые ритмы выверены, рисунок четок. Сравним: у Юкина и у Бритова есть два полотна с одинаковым названием “Новый город” - у первого роль принадлежит мажорному многоцветью, которое скрадывает недостаточную стройность композиции; у второго – полотно решено более логически – и цветовые плоскости, и ритмы продуманы четко, строго (“Пылающий вечер”, “Мартовский день”, “Начало весны”, “В старом Суздале”). Жизнеутверждающий мажорный заряд его картин, прежде всего, в веселом жизнелюбии изображенной им толпы, в её жизнестойкости и историческом оптимизме. Именно в этих качествах русского народа видит художник основу его могучей силы.

Мы обращаемся к портрету “Старый рыбак”. В картине нет многоцветья и множества деталей – все просто: точная исполинская фигура рыбака – помора сродни русским богатырям: рыбацкая одежда цветовыми оттенками сливается с морем, как и жизнь моряка; из–за седых бровей не видно глаз старика – привык щуриться от палящего солнца; он улыбается - морская стихия не только обветрила лицо, но и закалила характер; борода песочного цвета придает солидность; портрет хорошо закомпонован: силуэт смотрится как монолит, шапка-зюйдвестка, вписанная треугольником, заставляет зрителя сосредоточить внимание на лице старого человека - выразительном и загадочном. Слившиеся вдали море и небо, написанные в холодной гамме, являются фоном.

5У. *Ракурс в историю живописи.

Портрет.

Слово “портрет” переводится как “извлечение сущности”, то есть выявление внутреннего содержания – это основная задача создания художественного образа, но время изменчиво и постоянно идет поиск новых художественных средств, нового изобразительного языка. Утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность, стало особенно важным в средние века. С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности.

В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в 17 веке и писали их таким же методом как иконы, такие портреты называли парсунами. К концу 18 века русские живописцы достигли совершенного мастерства. Портреты было принято делить на парадные и камерные:

а) показать общественное положение героя, они носили торжественный характер (О.А.Кипренский “Портрет Е.В.Давыдова”) позволяет понять, как в людях того времени были сплавлены воедино воинская доблесть, светское изящество и “и дум высокое стремленье”;
б) большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека (В.Л.Боровиковский “Портрет М.И.Лопухиной” – шаловливая девушка – образ юности).

В середине 19 века портретисты стремятся создать образ России, поставив во главу творчества судьбу народа и государства: появилась галерея портретов выдающихся деятелей культуры (Е.И.Репин “Портрет Л.Н.Толстого”) – все внимание сосредоточено на лице, на передаче достоинства человека, значительности образа.);целью портретов людей всех слоев общества было утверждение самоценности каждого (В.И.Суриков “Смеющаяся девушка” - поражает открытость и красота лица простой девушки).

В России 20 века искусство портрета разнообразно по форме и содержанию. Становится сложной композиционной картиной (В.Е.Попков “Шинель отца”), где ставится философская проблема связи времен и поколений: тени прошлого – напряженный фон картины, вопросительный жест; при видимой конкретности портрета картина иносказательна и символична

* Пейзаж.

Впервые пейзажная живопись появилась в Древнем Китае. Мастер не писал пейзаж с натуры, а создавал обобщенный образ. Европейский художник писал не конкретное место, а сочинял величественный образ большого мира. Такой пейзаж нёс в себе образ идиллии, воплощающей идею гармонии. Ему на смену пришел романтизм – искусство порыва и страсти, выражения могущества сил природы (И.К.Айвазовский “Девятый вал” – во всем ярко обозначена романтика моря).

Пейзаж настроения. Это значит, что художник, стремясь уловить изменчивое состояние природы, не смешивает краски на палитре, а наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления (П.Синьяк “Желтый парусник”).

Пейзаж в русской живописи зародился в начале 19 века – это творчество А.Г.Венецианова: он создал поэтический, идеальный, дышащий спокойствием сельской жизни пейзаж (“Спящий пастушок”). А.К.Саврасов первый увидел окружающий мир взглядом простого человека (“Грачи прилетели”). Особая роль принадлежит И.И.Шишкину: он воспел эпически мощную, богатырскую землю с вольным размахом равнин и величием лесов (“Дубовая роща”, “Рожь”). Шишкинский идеал – в приволье, в богатстве природы, не обходил он вниманием и самые малые детали. Левитан – великий лирик, для него природа – второе “я”: в картинах запечатлено самое характерное, понятное и близкое всем. Но это были и пейзажи настроения, где остро выражались личные чувства (“Вечерний звон” “Весна.Большая вода”). Самое масштабное произведение Левитана – “Над вечным покоем”.

Городской пейзаж - виды города. Мастер городского пейзажа – Ф.Я.Алексеев - запечатлевал виды Москвы. Городской пейзаж сегодня привлекает внимание многих художников. Ныне города – это ритмы стандартных многоэтажек, но еще остаются уютные улочки с разнообразными постройками. Художников всегда привлекал быт улиц, наполненный беспрерывным движением, разнообразие форм и конструкций (В.Егоров “Юрьевец на Волге. Весна”, Н.Модоров “Разлив”, В.Кокуров “Загорск весенний”, “Поздняя осень”, “Городской мотив”).

*Роль художника – придать зримую форму мысленным образам, воплотить их в пространственный и осязаемый образ. То, что мы видим и как понимаем зависит от нашего знания и понимания искусства, которое дает нам способность ярко ощущать жизнь. Познание искусства – это познание жизни, это труд души, и этот труд радостный!

*Читая произведения С.Никитина, рассматривая картины В.Юкина и К.Бритова, возникает чувство гордости и любви к малой родине – Владимирской земле, её природе и людям; ощущение сопричастности к миру…В оформлении последней книги “Жизнь сама по себе”, посвященной жизни и творчеству С.Никитина, использованы картины В.Юкина.

6У. Пробы пера и кисти! (Составить портретную характеристику и описание пейзажа, создать живописный портрет и пейзаж. “Лица и улицы города моего детства”. Оформить выставку лучших работ учащихся).