Дополнительная образовательная программа "Русская тряпичная кукла". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Пояснительная записка

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подароком к празднику.

Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.

Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.

Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку).

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

  • сам процесс изготовления приносит радость;
  • работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;
  • изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;
  • застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества через изготовление образцов кукол.

Задачи:

  • содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
  • знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;
  • формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;
  • развивать у детей творческие способности;
  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
  • прививать любовь к обычаям предков;
  • воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.

Методы обучения:

  • методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);
  • методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества);

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
  • общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
  • историю русской тряпичной куклы.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять требования безопасного труда;
  • подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
  • освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Программа «Русская тряпичная кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Количество часов за год составляет 34часа. Возраст детей – 10-12 лет. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу или по 2 часа один раз в две недели. 70% учебного времени отводится на практические работы.

Занятия необходимо проводить в специально приспособленном для кружковых занятий помещении.

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:

  • лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;
  • швейные нитки №40, пряжа;
  • вата, отходы ватина, синтепона;
  • тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;
  • ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов
  Введение. Безопасность труда 1
  Русский народный костюм 2
1. Обрядовые куклы 6
  1.1.Куватка 2
  1.2. Свадебная (Неразлучнички) 2
  1.3. Пеленашка 1
  1.4. Пасхальная голубка 1
2. Обереговые куклы 16
  2.1. Баба 2
  2.2. Рождественский ангел 1
  2.3. Лихоманки 2
  2.4. День и Ночь 2
  2.5. Колокольчик 2
  2.6. Десятиручка 2
  2.7. Кубышка-Травница 2
  2.8. Зернушка 2
  2.9. Столбушка 1
3. Игровые куклы 8
  3.1. Узелковая 2
  3.2. Зайчик на пальчик 2
  3.3. Девка-Баба 2
  3.4. Малышок-голышок 2
  Организация выставки работ 1
  Итого: 34

Содержание программы

Введение. Безопасность труда.

Цели и задачи курса. Краткая история русской тряпичной куклы. Знакомство с планом работы творческого объединения и с образцами различных кукол.

Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).

Русский народный костюм

Мужской костюм. Женский костюм. Головной убор. Пояс. Украшения, конструкция и орнамент русского костюма.

1. Обрядовые куклы

1.1. Куватка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

1.2. Свадебная (Неразлучнички)

Традиции русской народной свадьбы. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

1.3. Пеленашка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

1.4. Пасхальная голубка

Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2. Обереговые куклы

2.1. Баба

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.2. Рождественский ангел

Зимние Святки. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.3. Лихоманки

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.4. День и Ночь

Обереги жилища. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.5. Колокольчик

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.6. Десятиручка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.7. Кубышка-Травница

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.8. Зернушка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.9. Столбушка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

3. Игровые куклы

3.1. Узелковая

«Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой. Технология изготовления кукол.
Практическая работа: Изготовление кукол.

3.2. Зайчик на пальчик

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

3.3. Девка-Баба

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

3.4. Малышок-голышок

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

Организация выставки работ

Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы творческого объединения.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

  1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.
  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
  3. Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. – №8.
  4. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.
  6. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. – №2. – С. 55-57.
  7. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
  9. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.
  10. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.
  11. Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 1997. – №5. – С. 44-45.
  12. Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А.,Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Компьютерные программы

  1. Русская тряпичная кукла. Делаем сами. – М.: СОВА-ФИЛЬМ, 2009.