Анализ воспитательной работы начальной школы № 279 за 2010/2011 учебный год

Разделы: Администрирование школы


“Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь”

В.А. Сухомлинский

I. Школа должна быть не только “передним фронтом” модернизации образования, но и воспитывающей средой, ядром которой является сам образовывающийся ребенок.

Целью развития школы педагогический коллектив определил создание целостного образовательно-воспитательного пространства, способствующего формированию у будущего выпускника начальной школы набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной сферах.

Методическая тема воспитательной работы школы: “Воспитание гражданственности и патриотизма через интеграцию основного и дополнительного образования”.

Цель воспитательной работы: создание воспитательно-развивающей среды, воспитательной системы школы.

Педагогический коллектив выдвигал на учебный год следующие воспитательные задачи:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
  7. Разработка игровой модели организации жизнедеятельности младших школьников.
  8. Совершенствование организации творческой исследовательской деятельности педагогов и учащихся.
  9. Совершенствование системы работы с родительской общественностью.
  10. Инициирование участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства:  методическая помощь в качественной подготовке документов.

На основе выдвинутых задач были разработаны воспитательные планы и программы, план работы методических объединений классных руководителей, планы работ классных коллективов.

Системная работа предусматривает необходимость понять каждого ученика, создать условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать потребность к самореализации в соответствии с его талантами и желаниями.

В течение 2010-2011 учебного года работали 25 классных руководителей в, соответственно, 25 классных коллективах, которые своевременно приступили к своим обязанностям, количество учащихся на начало года составило 603 человека, на конец года – 588. Все классные руководители использовали различные методы и формы воспитательной работы, такие как: тематические классные часы, коллективная творческая деятельность, индивидуальные беседы с детьми и родителями, родительские собрания, классные мероприятия.

В целях наиболее полного исполнения задач, планирования воспитательной работы учитывается структура управления воспитательной работой в школе. Управление воспитательным процессом в школе осуществляется заместителем директора по ВР. В этом учебном году продолжили работу: Совет школы, в состав которого входят представитель управления образования Администрации ЗАТО Александровск, педагоги, родители, представители общественности; методические объединения классных руководителей; Совет родителей. В течение года было проведено 10 заседаний Совета школы и 7 заседаний Совета родителей, которые проводились как согласно плана, так и внепланово. В этом учебном году Совет родителей принял активное участие в жизни школы и предложил много разумных решений, помогающих педагогическому коллективу школы в воспитании наших детей.

С 1-го сентября 2010 года в школе были сформированы 4 методических объединения классных руководителей на каждой параллели 1-4-х классов, руководителями которых были назначены: Смолина Н.И. в 1-х классах, Рулёва С.В. во 2-х классах, Котенкова И.В. в 3-х классах, Загвоздкина Т.И. в 4-х классах. Каждым МО классных руководителей были поставлены цели и задачи на 2010-2011 учебный год, составлен план работы. Реализация поставленных задач происходила посредством работы в классном коллективе, совместной деятельности семьи и школы в формировании личности ребенка. Многие аспекты работы МО были раскрыты на заседаниях методических объединений в течение учебного года. Классные руководители обменивались опытом, проводя открытые внеклассные мероприятия, мастер-классы, выступая на заседаниях МО классных руководителей. В течение года на заседаниях МО были изучены следующие нормативные документы: Положение о МО классных руководителей НОШ № 279; “Федеральный государственный стандарт второго поколения” для первого класса в части, касающиеся внеурочной деятельности; должностная инструкция учителя НОШ № 279; положение о Совете командиров НОШ № 279; обсужден проект Закона “Об образовании”; Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” от 29.12.2010  № 436-ФЗ. 

В соответствии с планом воспитательной работы каждое МО классных руководителей было ответственным за проведение общешкольного праздника. Наиболее удачные мероприятия, проведённые классными руководителями в течение года в Приложении 1.

Кроме этого, в 2010/2011 учебном году были проведены такие общешкольные традиционные мероприятия как: линейка “Здравствуй, школа!”; концерт “Когда вы с нами, мир светлей”, посвященный Дню учителя; День здоровья “На улице и в комнате о том, ребята помните…”; “Декада SOS”, вечер встречи с выпускниками “Школьные годы чудесные”; “День моряка-подводника”; акция “Улыбнись пешеходу”, “Папа, мама, я – спортивная семья!”, День здоровья “Спорт для всех”.

Классные руководители, заместитель директора по ВР обобщали опыт своей работы по воспитанию обучающихся на различных уровнях (Приложение 1).

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной деятельности и во внешкольной деятельности.

Решение воспитательных задач школы определило ряд приоритетных направлений работы, таких как интеграция основного и дополнительного образования, стимулирование творческого самовыражения учащихся и педагогов, раскрытие их потенциала, разработка мероприятий, методических рекомендаций, соответствующих ценностным ориентирам школы и профессиональным запросам педагогов.

Не только в школе, но и в окружающей социокультурной среде учащимся предоставляется возможность заниматься как спортом, так и культурно-эстетическим развитием, расширением своего кругозора. В этом учебном году продолжилось взаимодействие школы со специалистами различных городских служб и ведомств: работниками ГИБДД, КДН и ЗП, музея ДОФа, историко-краеведческим музеем г.Полярный, ДЮСШ, ДДТ, музыкальной школы, городской библиотеки, ДОУ, ЦТиД “Прометей”, ГОУСОССЗН “Полярнинский КСЦОН”.

Воспитательная работа проводилась по нескольким направлениям.

Гражданско-патриотическое направление

В рамках реализации программы патриотического воспитания, целью которой является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность его защищать, совместными усилиями педагогов школы, шефов, родителей и учащихся школы, продолжила свою работу Комната Боевой Славы. В Комнате Боевой Славы собран материал, посвященный героям-подводникам, и в частности Н.А. Лунина, чье имя носит школа, истории г.Гаджиево, собраны экспонаты, найденные в Долине Славы. Значительную роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет исторический кружок (руководитель Черемисин А.В.). Центральным направлением деятельности кружка является изучение истории российского флота, истории родного края, музейное дело, объединяющее экскурсоводов (учащихся 4 классов), которые учатся проводить экскурсии для учащихся школы. Кружковцы принимают активное участие в конкурсах патриотической направленности.

В этом учебном году была проведена военно-патриотическая игра “Зарничка-2011”, посвященная юбилею школы, которая с прошлого года стала доброй традицией. В подготовке и проведении игры кроме детей и педагогов приняли участие родители. Участвуя в игре, ребята могли проявить свои способности, креативность, творчество, на минутку отвлечься от учебной деятельности.

Открытие игры состоялось 22 и 23 октября 2010 года в спортивном зале школы.

 

Как и в прошлом году, игра состояла из пяти этапов, но в Положение о проведении игры были внесены изменения: исключили стрельбу из пневматической винтовки, поменяли местами этапы, продолжительность игры увеличилась по сравнению с прошлым годом.

Итак, игра состояла из пяти этапов.

1 этап – физическая подготовка:

2 этап – гражданская оборона: операция “Защита”, эстафета, медицинская подготовка:

 

3 этап – викторина (вопросы по безопасности):

4 этап – стенгазета “К 50-летию освоения Космоса”:

Завершающий этап – “Статен в строю, силен в бою”, в котором учащиеся 1 классов читали стихи, учащиеся 2 классов – инсценировали фронтовую песню, учащиеся 3-4 классов выполняли строевые упражнения и маршировали с исполнением песни на тему военных лет:

1-е классы 1-е классы

2-е классы

 

3-й классы

4-е классы

По результатам каждого этапа подводились промежуточные итоги, и классные коллективы на общешкольных линейках награждались за 1, 2, 3 места грамотами.

Итоги игры по результатам всех 5-ти этапов следующие:

Среди 1-х классов

Среди 2-х классов

Среди 3-х классов

Среди 4-х классов

1 место – 1б

1 место – 2е

1 место – 3б

1 место – 4б

2 место – 1а

2 место – 2в

2 место – 3а

2 место – 4д

3 место – 1д

3 место – 2г

3 место – 3в

3 место – 4в

4 место – 1г

4 место – 2д

4 место – 3е

4 место – 4а

5 место – 1в

5 место – 2а

5 место – 3г

5 место – 4г

6 место – 1ж

6 место – 2б

6 место – 3д

6 место – 4е

7 место – 1е

     

11 мая 2011 года в спортивном зале школы состоялось торжественное закрытие игры “Зарничка-2011”. Родители учащихся выступили спонсорами игры и каждому классу был вручен кубок за 1,2,3 место, либо за активное участие, просто участие, каждому участнику – медаль. Наши дети, возглавляемые классными руководителями, еще активнее включились в данную игру. После подведения итогов в некоторых классах они сами распределили между собой кто к какому этапу будет летом готовиться: бегать, отжиматься, сочинять стихи и т.д.

В следующем учебном году “Зарничка-2012” будет проводиться в третий раз, родителями была предложена тема “Двухсотлетие битвы при Бородино”.

Школой поддерживаются тесные связи с шефами: Гаджиевской базой подводных сил. Запомнились ребятам классные часы, на которые были приглашены моряки-подводники. Шефы проявили большое внимание и участие в подготовке и проведении нашей игры “Зарничка-2011”. Представители шефов входили в состав жюри практически каждого этапа. После проведения 5-го этапа игры силами шефов и родителей была организована военно-полевая кухня для всех учащихся школы. Попробовать “военную” кашу могли и родители, и педагоги школы.

 

На любое наше предложение совместно провести мероприятие мы постоянно находили положительный отклик. Шефы были всегда, несмотря на трудности в боевой и политической подготовке.

В октябре 2010 года совместно с шефами было проведено спортивное мероприятие, посвященное 66-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. Соревновались две сборные команды, в которые входили матросы и учащиеся 4-х классов: “Экстремалы” и “Карасики”. Мероприятие прошло очень интересно, все остались довольны.

В феврале на базе школы были проведены муниципальные спортивные соревнования “А, ну-ка, парни!” для старшеклассников ЗАТО Александровск, в которых приняла участие команда шефов школы. Наши четвероклассники были активными болельщиками на данном мероприятии.

Актуальной проблемой современной жизни является детский дорожный транспортный травматизм. С целью привития учащимся устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации на протяжении всего учебного года в школе проводился комплекс мероприятий. В начале учебного года был оформлен стенд по безопасности дорожного движения, в рекреации 2-го этажа сделана разметка перекрестка с пешеходными переходами, в результате участия в конкурсе стендов по правилам дорожного движения среди общеобразовательных учреждений ЗАТО Александровск НОШ № 279 заняла 2 место. Используя различные формы деятельности, обучающиеся изучали правила дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста, знакомились с группами дорожных знаков, принимали участие в конкурсах рисунков. В сентябре 2010 года прошла ежегодная акция “Внимание, дети!”. Учащимися под руководством классных руководителей был разработан свой безопасный маршрут от дома до школы. В ноябре 2010 года была проведена неделя безопасности дорожного движения, в рамках которой для учащихся всех классов школы четвероклассники подготовили и показали театрализованное представление “Азбука пешехода”.

 

Активом школы была проведена акция “Улыбнись пешеходу”, в ходе которой учащиеся раздавали на улице водителям памятку о внимательном отношении к пешеходам. Ежемесячно с учащимися проводились беседы, практические занятия по безопасности дорожного движения, как классными руководителями, так и представителями ГИБДД. В марте 2011 года был проведен круглый стол с участием классных руководителей, членов Совета родителей, представителей ГИБДД, на котором обсуждались вопросы безопасного поведения обучающихся школы во время каникул. Учащиеся 4-х классов заняли второе место в муниципальных соревнованиях “Безопасное колесо”.

В сентябре 2010 года в школе была организована и проведена детская развивающая игра “Школьная перепись”, в ходе которой учащиеся приняли активное участие в конкурсе письменных творческих работ школьников “России важен каждый” и детских рисунков “Дети рисуют перепись”, посвященных Всероссийской переписи населения 2010 года. По итогам игры территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области была выражена благодарность и признательность педагогам за понимание важности и значимости проведения переписи населения в нашей стране, поддержку детей, проявивших большой интерес к этому общешкольному мероприятию.

2011 год – юбилейный для школы. В ходе подготовки к юбилею был организован и проведен конкурс на лучший проект флага, герба и гимна школы, подведены итоги и с апреля месяца в школе есть своя символика. Герб и флаг были разработаны на основе конкурсных материалов, которые представили учащиеся, родители, классные руководители. В номинации “Гимн школы” победила Смолина Н.И., классный руководитель 1д класса, девиз школы: “Мы чтим прошлое и открываем будущее!” был предложен семьей Румшевич А., ученика 1б класса.

Эмблема к юбилею школы Герб школы Флаг школы

Группа учащихся 4а класса под руководством воспитателя Коваленко стала победителем в номинации “Экология” во Всероссийской акции “Я – гражданин России” в феврале 2011 года в городском этапе, и в областном этапе с проектом “Ароматерапия”.

Продолжение статьи

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5