Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи". 2-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи и развить умение распознавать имена прилагательные в речи, пробудить интерес к урокам русского языка.

План урока:

1. Организационный момент

– Давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.

2. Минутка чистописания

Загадка

Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Птицы).

Сегодня, на этом уроке
Мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы.
Мы их на урок  позовём.

– Перед вами слова: ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….

– Какие буквы пропущены в словах? Объясните, почему.  (Ученики подбирают проверочные слова к пропущенным парным согласным на конце).
– Именно эти буквы мы и повторим сегодня. Чередуем написание данных букв отдельно и в соединении.
– А теперь запишите красиво слова (под диктовку: ястреб, лебедь, голубь, дрозд), в которых встречаются эти буквы.
– Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное). Одушевлённые это имена существительные или нет. Почему? (Они обозначают птиц).

3. Наблюдение над ролью имен прилагательных

–  Прочитайте предложение, написанное на доске.

«У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост».

– Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении? (Это сделать трудно.)
– Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
– А  как вы думаете почему? (Нет признаков)
– Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о «белочке?»
– Хорошо ребята, а теперь у  каждого  из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.
– Вы должны, вставить пропущенные слова.
– Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

                Какие?                     Острые

                Какое?                     Тоненькое

                Какие?                     Чуткие

                Какая?                     Рыжая

                Какой?                     Пушистый

–  Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  (Признак предмета)
–  Какой частью речи они являются?
–  Так какой же вывод можно сделать?  Что такое «имя прилагательное»?

Вывод: слова, отвечающие на вопросы:  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и  обозначающие признак предмета, называются «именами прилагательными».

4. Создание проблемной ситуации

–  Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?  (Имя прилагательное)
–  Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить, какую роль  играют в речи имена прилагательные?

Физкультминутка

Партитура урока «Роль имён прилагательных в речи»

1. Экспозиция урока

Звучит музыка Вивальди «Зима». Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!

Учитель:  Кто автор данного стихотворения?
Дети:  А. С. Пушкин
Учитель: Такой предстала перед нами зима в описании Пушкина.
– А какой вы представляете себе зиму?
Учитель. Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!».  А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.
Учитель. Сегодня мы будем создавать свою снежную сказку.

2. Завязка действия

Учитель. Рассмотрим 2 текста А. С. Пушкина: (без прилагательных и с прилагательными.)

Под … небесами … коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

Учитель. Какой из 2 текстов даёт более яркую, более эмоциональную зимнюю картину?
Дети. Второй отрывок.
Учитель. Какая часть речи «виновата» в создании такой образной зимней картины?
Дети. Имя прилагательное.
Учитель. Может ли речь существовать без имён прилагательных? Это мы сегодня узнаем на уроке.

3. Действие урока (развитие его сюжета)

Учитель. Что такое имя прилагательное?
Дети. Часть речи.
Учитель. Что обозначает имя прилагательное?
Дети. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Учитель. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
– признаки каких предметов обозначают имена прилагательные в стихотворении А. С.Пушкина?
– запишите словосочетания в тетрадь.

Под небесами (какими?) голубыми.
Коврами (какими?) великолепными.

Учитель. С какой частью речи связано имя прилагательное?
Дети. С именем существительным.
Учитель. Для чего использовал Александр Сергеевич имена прилагательные?
Дети. Для описания.

На доске появляется карточка с записью: «Роль имени прилагательного»

Учитель. Первоначально у А.С. Пушкина эти строчки в черновике звучали так:

Под голубыми небесами
Необозримыми коврами
Лежит, как саван, белый снег.

Учитель. Поэт заменяет слово необозримыми на великолепными.

Необозримый – огромны