Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи". 2-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи и развить умение распознавать имена прилагательные в речи, пробудить интерес к урокам русского языка.

План урока:

1. Организационный момент

– Давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.

2. Минутка чистописания

Загадка

Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Птицы).

Сегодня, на этом уроке
Мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы.
Мы их на урок  позовём.

– Перед вами слова: ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….

– Какие буквы пропущены в словах? Объясните, почему.  (Ученики подбирают проверочные слова к пропущенным парным согласным на конце).
– Именно эти буквы мы и повторим сегодня. Чередуем написание данных букв отдельно и в соединении.
– А теперь запишите красиво слова (под диктовку: ястреб, лебедь, голубь, дрозд), в которых встречаются эти буквы.
– Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное). Одушевлённые это имена существительные или нет. Почему? (Они обозначают птиц).

3. Наблюдение над ролью имен прилагательных

–  Прочитайте предложение, написанное на доске.

«У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост».

– Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении? (Это сделать трудно.)
– Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
– А  как вы думаете почему? (Нет признаков)
– Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о «белочке?»
– Хорошо ребята, а теперь у  каждого  из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.
– Вы должны, вставить пропущенные слова.
– Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

                Какие?                     Острые

                Какое?                     Тоненькое

                Какие?                     Чуткие

                Какая?                     Рыжая

                Какой?                     Пушистый

–  Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  (Признак предмета)
–  Какой частью речи они являются?
–  Так какой же вывод можно сделать?  Что такое «имя прилагательное»?

Вывод: слова, отвечающие на вопросы:  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и  обозначающие признак предмета, называются «именами прилагательными».

4. Создание проблемной ситуации

–  Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?  (Имя прилагательное)
–  Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить, какую роль  играют в речи имена прилагательные?

Физкультминутка

Партитура урока «Роль имён прилагательных в речи»

1. Экспозиция урока

Звучит музыка Вивальди «Зима». Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!

Учитель:  Кто автор данного стихотворения?
Дети:  А. С. Пушкин
Учитель: Такой предстала перед нами зима в описании Пушкина.
– А какой вы представляете себе зиму?
Учитель. Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!».  А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.
Учитель. Сегодня мы будем создавать свою снежную сказку.

2. Завязка действия

Учитель. Рассмотрим 2 текста А. С. Пушкина: (без прилагательных и с прилагательными.)

Под … небесами … коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

Учитель. Какой из 2 текстов даёт более яркую, более эмоциональную зимнюю картину?
Дети. Второй отрывок.
Учитель. Какая часть речи «виновата» в создании такой образной зимней картины?
Дети. Имя прилагательное.
Учитель. Может ли речь существовать без имён прилагательных? Это мы сегодня узнаем на уроке.

3. Действие урока (развитие его сюжета)

Учитель. Что такое имя прилагательное?
Дети. Часть речи.
Учитель. Что обозначает имя прилагательное?
Дети. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Учитель. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
– признаки каких предметов обозначают имена прилагательные в стихотворении А. С.Пушкина?
– запишите словосочетания в тетрадь.

Под небесами (какими?) голубыми.
Коврами (какими?) великолепными.

Учитель. С какой частью речи связано имя прилагательное?
Дети. С именем существительным.
Учитель. Для чего использовал Александр Сергеевич имена прилагательные?
Дети. Для описания.

На доске появляется карточка с записью: «Роль имени прилагательного»

Учитель. Первоначально у А.С. Пушкина эти строчки в черновике звучали так:

Под голубыми небесами
Необозримыми коврами
Лежит, как саван, белый снег.

Учитель. Поэт заменяет слово необозримыми на великолепными.

Необозримый – огромный, беспредельный.
Великолепный – роскошный, пышный, блестящий, ослепительный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудесный, сказочный.
Лепый – красивый, хороший, прекрасный, благовидный. Великий – большой.
Саван – белый покров (снега, зимы, поэтическое)

 Учитель. Прав ли Пушкин, что заменил прилагательные?
– Что описывает А. С. в своём стихотворении?
Дети. Снег.
Учитель. Снег у А.Пушкина всегда разный:

  • «сиянье розовых снегов»
  • «печальным снегом занесенный»
  • «веселый мелькает, вьется первый снег»

4. Разноуровневая  самостоятельная работа

1 уровень

Самый первый снег … и … . Ложится он на … землю. Небо … , снежок … и … . (Списать, вставить имена прилагательные)

Слова для справок:  робкий, тихий, чёрную, серое, белый, лёгкий.

2 уровень

«Сильный и спокойный январский снег. Тяжёлым холодным покрывалом лежит он на всём».

(С. Иванов).

(Списать, подчеркнуть имена прилагательные)

Проверка.

Вывод. Для чего нам нужны имена прилагательные?

Дети. Имя прилагательное описывает предметы, делает нашу речь красивой или образной.

Учитель. Многих поэтов и художников вдохновляли зимние картины. Один ученик второго класса тоже решил написать сочинение о зиме. Послушайте его.

Вот и пришла зима. Выпало много снега, кругом сугробы. Задули холодные ветры. Все ходят в шубах и болеют гриппом. Как хорошо зимой!

Учитель. Вам понравился рассказ? Почему?

Дети. Ученик для описания зимы употребляет 1 прилагательное. Нет описания снега.

Учитель. Попробуем изменить, уточнить текст.

Дети. Вот и пришла долгожданная зима! Она принесла много. Сильные вьюги, морозы. А сколько великолепия вокруг! Снег, словно мягкое белое покрывало, лежит повсюду. Ребята рады зиме. Они катаются на санках и коньках, играют в снежки, строят крепости.

Учитель. Давайте и мы с вами попробуем написать несколько строчек о зиме.

…. снежинка
… пушинка
… летала
… упала

Учитель. Для чего же нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения предмета. Имена прилагательные украшают нашу речь, передают впечатление, задают настроение.)

– Что именно уточняют имена прилагательные? (Им. сущ.)

Учитель: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Учитель. Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

– Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

5. Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса
Серый, хищный, жадный.                                                 Волк
Белый, пушистый.                                                             Снег
Круглое, сладкое, сочное.                                                 Яблоко

Учитель. А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

Работа по карточке задание № 2

Широкая, глубокая … река
Зелёный, сладкий, сахарный … арбуз
Кудрявая, белоствольная … берёза

Учитель.  Давайте проверим, что же у вас получилось?
– Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные? (Имена существительные)

6. Итог урока

Учитель.  Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?
– Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?
– Понравился ли вам наш урок? Чем?
– А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?
– А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение.
– Послушайте, и скажите о чём идёт речь?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.

7. Задание на дом

Учитель. Составьте дома рассказ из 3-4 предложений на тему: «Зимушка-зима».

Список литературы:

1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. «Нетрадиционные уроки в начальной школе. Праздники знаний»
2. Нечаева Н.В. «Русский язык 2 класс»
3. Стихи А. Пушкина и С. Иванова.