Внеклассное мероприятие "Творческая мастерская"

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Цели:

  • Обучающие: создать условия для конструирования собственного знания.
  • Развивающие: развивать читательский интерес учащихся, творческое воображение, культуроведческую компетенцию, монологическую речь учащихся, познавательный интерес.
  • Воспитательные: воспитывать у школьников любовь к малой родине – Оренбуржью; приобщать учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового;

Оборудование: карандаши, фломастеры, клей, листы бумаги формата А4.

Образовательные технологии: технология «Творческая Мастерская», педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (Е. Н. Ильин).

Литература:

  1. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9–11 классы. Методическое пособие. Санкт-Петербург, «Паритет», 2003.
  2. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Санкт-Петербург, «Паритет», 2004.
  3. Журнал «Гостиный Двор», №18, 2005, г. Оренбург.
  4. Петров В. «Красный бугор». Лирика. Оренбург, 2001.
  5. Петров В. «Грустное лето» Стихотворения, поэмы. Оренбург, 2003.

Ход «Мастерской»

1 этап

Первый этап работы «Мастерской» мотивирует творческую деятельность каждого участника.

Предлагается на половине листа бумаги написать слово «дождь», добавить несколько слов-ассоциаций и нарисовать дождь. Затем листы в группе передаются по кругу, на них записываются слова – ассоциации к рисунку одноклассника, а потом листы возвращаются хозяевам. Рассматривается, что получилось.

Добавить несколько слов – ассоциаций или словосочетаний к словосочетанию «оренбургский дождь».

2 этап

Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа с поэтическим текстом.

Предлагается прослушать стихотворение оренбургского поэта В.И. Петрова «Оренбургский дождь» и, пока звучит текст, выписать на другой половинке листа запомнившуюся метафору. (Можно прочитать стихотворение дважды, с первого прочтения мало кто справляется с заданием)

Затем каждый рисует эту метафору.

Рысью коней растреноженных
Ветры вошли в Оренбург,
Сладить не в силах с прохожими,
Взъярились вдруг.
В гневе своем задыхаясь,
В свисте горластом, взахлеб,
Мусором, галькой швыряясь,
Бросились кони в галоп.
Друга, московского гостя,
Бить начинает дрожь:
«Что за стихия?» – «Не бойся.
Оренбургский дождь».
                            (В.И. Петров)

Метафора:

Рысью коней растреноженных
Ветры вошли в Оренбург…»

Из всех получившихся рисунков группа склеивает коллаж. «Вернисаж» можно разместить на стене, на доске или просто разложить по свободным столам. Главное – всем посмотреть, что получилось. Проводим мини-экскурсии по «картинной галерее».

3 этап

В ходе работы выписана метафора. Пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл. Каждый человек индивидуальность, одна и та же информация вызывает разный отклик, разное понимание.

Предлагаю написать несколько слов о метафоре В. И. Петрова, как она строится. (Этот этап вызывает затруднение, но все пишут – кто – удачно, кто не очень).

4 этап

При чтении получившихся анализов лирических произведений идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному.

Раздать тексты стихотворений других поэтов об оренбургском дожде. По одному стихотворению на группу, потому что работать на слух очень трудно. Ребята письменно анализируют предложенные тексты, находят в них изобразительно – художественные средства, делают сравнительный анализ. После написания зачитывают друг другу получившиеся анализы лирических произведений.

5 этап

Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, художественные тексты, позволяющие ответить на возникшие вопросы.

Ребята пишут мини-сочинения о творчестве оренбургского поэта В.И. Петрова, используя принцип работы над коллажем – на основе выписок, сделанных в течение урока.

2. Рефлексия

  1. Что было важно в сегодняшней встрече?
  2. Какие этапы «Мастерской» особенно понравились, запомнились?
  3. Что вам более всего удалось во время работы, какие виды деятельности были выполнены успешно?
  4. О чем пришлось задуматься?
  5. Какие вопросы и пожелания себе, другим ученикам, учителю появились у вас?

3. Домашнее задание (творческое)

Выполнить презентацию в программе Pover Point по теме: «Оренбургский дождь».

Творческие работы учащихся

Дождь в Оренбурге – красота!
Лишь избранный поймет.
Понять ты сможешь лишь тогда,
Как дождик к нам придет.
Услышать, полюбить, узнать
Все капли до одной.
И мы хотим дождя опять,
Он нас всегда поймет.

Бывает, выйдешь на крыльцо,
Дождь тебе стучит в лицо,
С неба падают дождинки,
Словно мокрые слезинки.

И будет лить он долго, звонко.
Он будет нагонять тоску.
И будут падать капли громко,
Несущие с собой беду.