Урок математики по учебнику Г.К. Муравина. 1-й класс

Разделы: Математика

Класс: 1


Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать темы: “Деление дроби на натуральное число”, “Основное свойство дроби”, “Сравнение дробей с равными числителями или равными знаменателями”.

Цели:

  • Образовательная: выработка у учащихся умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; научиться сравнивать дроби с разными числителями и знаменателями;
  • Воспитательная: воспитание у учащихся умения совместно работать в коллективе, умения слушать одноклассников, формирование навыков взаимоконтроля и самоконтроля;
  • Развивающая: развитие математически грамотной речи, логического мышления, внимания, памяти.

Ход урока

I. Актуализация знаний

После фронтальной проверки домашнего задания школьникам предлагается математический диктант.

Задания математического диктанта

Сравните:

1) 5000045 и 567985; 4) и ;
2) и 5) и ,
3) и 6) и ,

Проводится взаимопроверка результатов выполнения математического диктанта. Затем ученики по очереди читают полученные неравенства и объявляют своё решение.

Учитель объявляет критерии отметок. Если правильно выполнены 5–6 заданий, то выставляется отметка “5”, если 4 задания, то отметка “4”, если 3 задания, то отметка “3”. Другие отметки не выставляются. (Ответы к математическому диктанту с обратной стороны доски.)

II. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с фронтальной устной работы. На доске записаны цепочки равенств с пропущенными числами и пары дробей с пропущенными знаками неравенств между ними.

1. Вставьте числа так, чтобы получились равными дроби:

Ответьте на вопросы:

а) В чем особенность данных дробей в задании 2 по сравнению с изученными случаями? [Дроби с разными числителями и знаменателями]
б) Как вы предлагаете сравнивать дроби с разными числителями и знаменателями?
в) Могут ли нам помочь результаты задания 1?
г) Какой общий знаменатель выбрать для первых двух дробей?
д) На что умножим числитель первой и второй дроби?
е) К какому способу сравнения дробей мы пришли? [К сравнению дробей с равными знаменателями]
ж) Можем ли мы дроби привести к дробям с равными числителями? Как это сделать?
з) При сравнении второй пары дробей приведите их к общему числителю и к общему знаменателю. Какой способ для сравнения этих дробей рациональнее?
и) Как вы будете сравнивать третью пару дробей?
к) Как будете рассуждать при сравнении четвёртой пары дробей? Нужно ли их приводить к равным знаменателям или числителям?
л) Сделайте вывод о том, как же сравнивать дроби с разными числителями и знаменателями. [Сначала привести дроби к общему знаменателю или числителю и применить соответствующее правило сравнения]

III. Закрепление

Закрепление полученного правила происходит в результате выполнения упражнений № 519;520;521(а);522.

Комментарии к заданиям.

Дроби в № 519 можно приводить и к общему знаменателю, и к общему числителю. Полезно предложить учащимся выполнить оба эти преобразования. При этом исходные дроби можно не записывать, а сразу писать в тетрадь неравенства, которые получатся после приведения дробей.

№ 520 сначала обсуждается с классом фронтально в форме диалога:

а) Найдите общий знаменатель для первой тройки дробей:

[30]

б) Как вы отыскали его? [2*3*5]

в) Найдите общий знаменатель для второй тройки дробей:

[Скорее всего сначала учащиеся назовут 3*7*9=189]

г) А нет ли меньшего числа, которое бы являлось общим знаменателем? [63]

д) Найдите общий знаменатель для третьей и четвёртой троек дробей:

Нужно ли для этого перемножать их знаменатели? [24;72]

е) Сделайте вывод, как лучше подбирать наименьший общий знаменатель?

[Подбор наименьшего общего знаменателя нужно проводить среди чисел, которые делятся на наибольший из знаменателей]

После обсуждения ученики приводят данные дроби к наименьшему общему знаменателю и записывают двойное неравенство с исходными дробями, например:

img003.jpg (14351 bytes)

При проверке ученики должны правильно прочитать полученные неравенства.

IV. Итог урока

После решения упражнений учащимся предлагаются контрольные вопросы и задания на стр.171 учебника.

V. Домашнее задание

п.17(стр.166) № 521(б),534(1)*

Урок математики в 5 классе (учебник Г.К. Муравин)
по теме “Деление на дробь”

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать темы: “Умножение на дробь”, “Деление на дробь”

Цели:

  • Образовательная: формирование навыков вычислений с дробями; выработка у учащихся умения систематизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно владеть ими;
  • Воспитательная: формирование умения давать полный анализ своих действий и подробно рассказывать о каждом этапе решения задания; воспитание математической культуры; воспитание терпимого отношения к одноклассникам;
  • Развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти; формирование стремления к активному участию в работе на уроке.

Ход урока

I. Устная работа

1. Какие знаки арифметических действий надо поставить между дробями , чтобы получить записанный результат?

img005.gif (4598 bytes)

2. Найдите ошибку и охарактеризуйте её:

img004.jpg (24702 bytes)

В ходе устной работы учащиеся повторяют правила умножения и деления дробей и смешанных чисел. Поиск решений в первом задании и ошибок во втором активизирует учащихся, работа организуется по принципу “Кто знает?”, а не “Скажи ты”, то есть отвечает на вопрос один из первых нашедших ответ. Остальные с помощью сигнальных карточек могут показывать своё согласие или несогласие с ответом. У учащихся появляется стремление быстрее других найти ошибку, вспомнить правило, появляется необходимость внимательно слушать и критически оценивать ответы одноклассников.

II. Решение заданий из учебника.

После устной работы письменно выполняются задания № 607(3;4), 606(1;2), 617(1).

Для тех, кто решает быстрее, № 229 из тетради с печатной основой.

III. Итог урока

Итоги урока подводятся в ходе фронтального устного решения задач:

  1. На книжной полке стоят 32 книги, 3/8 из них – словари. Сколько словарей на полке?
  2. Сколько минут в 2/3 часа?
  3. Спортсмен за 10с пробежал 2/5 всей дистанции. За какое время он пробежит всю дистанцию, если будет бежать с той же скоростью?

IV. Домашнее задание

№ 615; 617(2).