Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Сообщение из опыта работы “Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ “Брусничка” города Братска”

“Человек – высший продукт земной природы.
Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,  человек должен быть здоровым, сильным, умным”.

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Дмитрий Анатольевич Медведев в своей национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” (2010 г) отметил, что “ …… сохранение, укрепление физического, психического здоровья детей – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность”.

Здоровый ребенок – это жизнерадостный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый, сильный человек. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ, лишь 14 % детей практически здоровы, в то время как более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35-40 % – хронические заболевания. В нашем дошкольном учреждении за 3 года увеличилось количество детей со 2-ой группой здоровья (2006 год – 198 детей; 2007 уже 217 детей). Только 10% детей приходит в школу абсолютно здоровыми. Поэтому вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в нашем детском саду уделяется особое внимание.

Миссия нашего дошкольного учреждения:

“Предоставление качественных образовательных услуг для разностороннего развития ребенка в соответствии с Федеральными государственными требованиями, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие социальной адаптации детей к жизни в современном обществе, к обучению в школе”.

Приоритетное направление работы: физическое развитие.

Проблемой поиска эффективных мероприятий, направленных на оздоровление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста я занимаюсь не один год. Значимым фактором в решении этой проблемы является создание системы физического воспитания и физического развития, охраны психического здоровья, а также организацию медицинской помощи. С этой целью в 2008 году в детском саду была разработана программа “Здоровый ребенок”. Совместно с администрацией мы определили главную цель этой программы:

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью.

Задачи, которые мы определили для решения поставленной цели, охватывают все аспекты физкультурно-оздоровительной работы:

  • Интеграция и рациональное использование ресурсов и возможностей охраны, укрепления и формирования здоровья в условиях ДОУ.
  • Повышение ответственности членов психолого-медико-педагогического коллектива за жизнь и здоровье воспитанников.
  • Укрепление здоровья детей.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
  • Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни.
  • Реализация интересов, склонностей и способностей детей в двигательной активности через систему спортивно-оздоровительной работы.
  • Разработка диагностики результативности на всех этапах реализации программы.

Таким образом, реализуя программу “Здоровый ребенок” вот уже 4-ый год, я разработала такую систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, но и воспитывает у них потребность в здоровье как жизненно важной ценности.

Девиз моей работы: “Здоровый ребенок – успешный ребенок”.

Для успешной организации работы по физическому воспитанию в ДОУ созданы определенные условия. Имеются:

  • физкультурный зал, с необходимым комплектом физкультурного оборудования для успешного решения задач физического воспитания с детьми дошкольного возраста. В комплекты оборудования входят самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и др.), мелкие (массажные мячи, обручи разного размера и т.д.).
  • спортивные уголки в каждой возрастной группе, которые носят развивающий характер, динамичны, трансформируемы, полифункциональны (мягкие модули разного цвета, формы, размера; атрибуты к подвижным играм, кольцебросы, дартцы, и т.п.); картотеки: подвижных игр, релаксации, динамических пауз, глазной гимнастики, суставной гимнастики, пальчиковых игр, антистрессовой гимнастики, коммуникативных игр, игростретчинга, гимнастик после сна, и т.д.
  • спортивная площадка: баскетбольная площадка, беговая дорожка, рукоходы, прыжковая яма.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ строится на основе изучения индивидуальных особенностей каждого воспитанника, с учетом результатов диагностического обследования. Система комплексной диагностики включает в себя:

  • регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
  • периодический осмотр специалистами детской поликлиники, обследование детей 5-7 лет – АСПОН;
  • диагностирование общей физической подготовленности детей, мониторинг физического развития, который провожу я;
  • определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным особенностям детей, состоянию их здоровья;
  • своевременное выявление факторов риска для здоровья воспитанников и их развития;
  • психологическое обследование детей с целью сохранения психического здоровья детей.

Учитывая все эти данные, я провожу с детьми индивидуальную, коррекционную работу, распределяю детей по группам здоровья или с учетом диагноза.

Включение в образовательную работу здоровьесберегающих технологий необходимое условие для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры. Здоровьесберегающие технологии я применяю при проведении организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию и отслеживаю как они применяются педагогами в течение дня. В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: остеопатические игры, пальчиковая гимнастика, дорожки здоровья, гимнастика для глаз, фитбол, ритмика, стретчинг, динамические паузы, релаксация, игровой час, подвижные и спортивные игры, дыхательная гимнастика и т.д.;
  • технологии обучения здоровому образу жизни: образовательная деятельность на тему “Здоровый образ жизни”, точечный массаж, ОФП, спортивные праздники, ситуативные малые игры;
  • коррекционные технологии: арт-терапия, технология музыкального воздействия, психогимнастика, и т.д.

Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми включает в себя как традиционные, так и инновационные формы работы. Традиционными являются такие как: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, динамические паузы на занятиях, подвижные игры на прогулке и спортивной площадке, индивидуальная работа над совершенствованием движений. Инновационны