Цветы в литературе и нашей жизни

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: познакомить учащихся с легендами некоторых цветов, привить любовь к литературе, к природе, к бережному отношению с ней.

Роль: воспитание любви к природе, чтение литературы о природе, воспитание у учащихся добра, внимание к людям, к обелискам, братским могилам.

Оборудование: выставка иллюстраций цветов, выставка книг, рассказывающая о цветах, запись «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», презентация «Цветы в литературе и в нашей жизни».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: небо, солнце, цветок. Как вы понимаете эти слова?
Цветы – живая красота земли. Они нужны нам и в праздники и в будни, они всегда с нами. Цветы делают человека добрее, благороднее и даже... красивее. Ведь они выражение наших чувств, настроения, нашего понимания прекрасного.
О цветах сложены песни, рассказаны легенды, поэты и писатели всех времен и народов воспевали их. Художники отображали их на своих полотнах. Цветы рисовали, отливали в металле, высекали на камне. И действительно, с ними мы встречаемся повсюду: дома, на работе, в окружающей нас природе. С детства прививается нам любовь к цветам.
«А сколько хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть раньше не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Например, он берет крупинку мягкой черной земли, затем он берет дождя дождинку и воздуха голубой лоскуток, и лучик, солнышком прошитый, все смешает потом. Но где, где пробирок и колб, и спиртовок ряды? И вот из одной и той же черной земли, он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой…», – так писал В. Солоухин.
Мы не можем представить себе жизнь без цветов, как нельзя представить себе без цветов свадьбу, рождение ребенка, юбилей, встречу и проводы друзей, чествование ветеранов, различные праздники. Они с нами в минуту радости скорби. Особенно торжественны цветы павшим героям у обелисков, памятников, на братских могилах.

Цветы, цветы... И там, и тут.
Они смеются и цветут,
Как кровь пунцовая, соколья,
Как память павших здесь в бою
За жизнь, за Родину свою...

Г. Суворов, 1944

Как бережна человеческая память, если дело касается самого святого – Родины, её защиты от врагов, И здесь цветы – дань глубокой благодарности павшим воинам, тем, кто боролся и борется за мир, за жизнь на земле.

Ученик. Участники войны вспоминают часто единственные, незабываемые для них цветы. Может быть, тот хрупкий василёк, что прибившись сквозь руины и гарь, зацвел на пепелище белорусского села? Или алые маки, растущие в каске, пробитой осколком, или нежный букетик голубых незабудок на больничном столике, вернувший к жизни тяжелораненого летчика, который рано утром увидел цветы и вдруг тихо запел украинскую песню. Может, это и тот цветок, который так и не успел подарить молодой солдат своей однокласснице. И цветок, который сорвал после одного жесткого боя солдат и послал своей любимой девушке со словами: «Он был огненно-красный, как моя кровь, теперь он высох и поблёк, храни его и если вдруг меня не станет, посмотришь на него, и много он тебе напомнит о том, кто пронес этот цветок через пламень и дым беспощадной войны».

Ученица. Цветы нашей памяти... Цветы войны. Они как чудо вставали перед глазами усталых солдат.

Товарищи скинули каски,
Увидев, как нежно – светла
Фиалка – анютины глазки
На гребне окопа взошла, –

вспоминает поэт А.Прокофьев. И не было краше для солдат клочка этой бурой земли, на которой цвел маленький голубой цветочек, напоминавший всем об их родном доме, лесе, поле.

Ученик. Цветы родной земли... Хрупкие, беззащитные. Они цвели под взрывами, и легче становилось на душе у солдат при встрече с ними, и крепче били они врагов, посягнувших на наши нивы, на нашу жизнь.

Ученица.

Синевой небесной, нестерпимой,
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.
Через миг усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков
Им казалось: то глядит Россия
Синими глазами васильков.

Б. Кежун, 1944

Ученица. В сентябре 1942 года после боя под Сталинградом гвардии майор Д.А.Петраков написал дочери письмо:

Моя черноглазая Мила!
Посылаю тебе василек... Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь растет цветок... И вдруг очередной взрыв – василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят...
Мила! Папа Дима будет бороться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит.
... Летом 1943 года при взятии нашими войсками г. Орла Д.А.Петраков пал смертью храбрых.
Недалеко от въезда в Волгоград в память о погибших воинах сооружен мемориальный комплекс «Солдатское поле». Один из фрагментов комплекса – скульптура девочки с цветком в руке и бетонная плита, на которой высечены слова из письма с фронта гвардии майора Д.А.Петракова дочери.

Учитель. Мы с ребятами подготовили для вас рассказ об отношении к цветам поэтов.

Ученица. Невозможно представить наши поля, луга без ромашек и, конечно же, без синих колокольчиков. Это цветы русской природы. Колокольчики выращивают в садах, парках, и они пользуются особой любовью народа. Глядишь на них, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая... Что-то удивительно родное таится в этих милых цветах.

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головы качая?

А.К. Толстой «Колокольчики мои»

Ученица. У русской поэтессы Е.Бекетовой есть стихи о сирени.

По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зеленых ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветет...

О появлении этого цветущего кустарника рассказывает легенда. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда попадали лучи, распускались цветы: жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у неё остались одни лиловые. И из них-то и выросли кусты сирени.
Откуда же произошло название? В одной из древнегреческих легенд рассказывается о том, как Пан, бог лесов и полей, полюбил красавицу нимфу Сирингу. Но бог был безобразен: бородатый, рогатый, козлоногий, и Сиринга, спасаясь от его преследований, превратилась в прекрасное душистое растение сирень.

Ученица. Легенда гласит, что чудный цветок ландыш вырос из упавших на землю слёз. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, но тот отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты. Любви и грусти.
Ландыши были дороги русским людям. Их в своих стихах воспевали Н. Карамзин, И. Репин, А. Фет, С. Маршак.

Когда в конце весны в последний раз срываю
любимые цветы, – тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз ещё на ландыши взглянуть...

В. Брюсов

Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли в сердце, до «бешеного обожания» любил Петр Ильич Чайковский. Во Флоренции, оглушенный неистовым запахом магнолий и буйствующих роз, композитор так затосковал, что обратился к поэзии.

В чем тайна чар таких? –
Не знаю. Но меня твое благоухание,
Как винная струя, и греет, и пьянит,
Как музыка, она стесняет мне дыханье,
И, как огонь, питает жар ланит.

Ученица. По преданию, эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько пла­кала прародительница рода человеческого и всюду, куда падали ее слезы, распускались белоснежные лилии. Именно с лилией в руке явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтоб возвестить ей о рождении Сына, который будет великим и назовется Сыном Все­вышнего. С тех пор у христиан этот цветок считается символом чистоты и непорочности.
Существует легенда о появлении лилий на знаменах французских рыцарей. В далекие времена основатель мо­нархии Хлодвиг, будучи еще язычником, вел тяжелую и изнурительную войну. Видя, что враг берет верх над его воинами, в последней надежде на спасение король воскликнул: «Христианский Бог, Бог, которому поклоняется моя жена Клотильда, помоги мне одержать победу. Я верю в Тебя!» В то же мгновение перед ним возник ангел, в руке он держал ветвь лилий. «Отныне этот цветок будет твоим оружием, — сказал ангел, — твоим и всех твоих потом­ков». Необычайное мужество охватило солдат Хлодвига, они устремились на врага и вскоре одержали победу.
В благодарность за это в 496 году по Рождестве Христо­вом король Хлодвиг и его народ приняли святое креще­ние, а лилия стала во Франции эмблемой королевской власти под сенью церкви.
Лилия считалась очень почетным знаком на французс­ких гербах. Например, король Карл, желая почтить память Жанны д'Арк, присвоил ее родным дворянский титул, дал им фамилию де Лис, т.е. Лилиевые, и герб, представляю­щий собой на синем поле меч с двумя лилиями по бокам и венком из лилий вверху. Эти нежные, поэтичные цветы любят не только во Франции. На Кавказе, еще в XI веке, возникла легенда о несчастной любви одного юноши и красавицы девушки, превратившейся в лилию.

Девушку звали Тамара. Родители просватали ее за нелю­бимого человека, и она не смела их ослушаться. Собрав не­сколько слуг и родственников, Тамара решила пойти в горы к святому отшельнику, помолиться вместе с ним и попро­сить Бога о помощи. Во время моления разразилась страш­ная гроза. Дождь лил как из ведра. Сверкали молнии. Сопро­вождающие девушку люди еле успели укрыться в пещере. Кончилось ненастье, наступил вечер, но Тамара не возвра­щалась. Родственники стали спрашивать монаха: «Что с ней?» И услышали в ответ: «Господь превратил девушку в цветок лилии, и она более не томится душой». Придя в неописуе­мый гнев, люди растерзали монаха, сожгли его дом, разру­шили все вокруг. Только прекрасная белая лилия гордо под­нимала свою головку над пепелищем.
Узнав о случившемся, умер с горя отец девушки, а юно­ша, которого она любила, склонившись над цветком, горь­ко-горько заплакал. И вдруг он увидел, что лепестки по­краснели, словно от радости. Долго проливал слезы безу­тешный жених, пока Господь не сжалился над ним и не превратил его в дождевую тучу. С тех пор на Кавказе, когда начинается засуха, деревенские девушки с пением песен о Тамаре отправляются на жаждущие влаги поля и усыпают их лилиями. Привлеченная дорогим для нее цветком, по­явится туча и обильно поливает землю дождем — слезами.

Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье, и покой.
И сердце трепетно сжималось, как от боли,
А бледные цветы качали головой,
И вновь мечтала я о той далёкой воле,
О той стране, где я была с тобой.

(А.Ахматова)

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Викторина

  1. Какое произведение А. М. Горького названо по имени цветка? (Мальва)
  2. В названии какого цветка надо удалить одну букву в начале слова и одну букву в конце, чтобы получить фамилию героя романа Жюля Верна «20000 лье под водой»? (Анемон)
  3. В названии какого цветка надо удалить последнюю букву, чтобы получить имя героя повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»? (Левкой)
  4. В названии какого цветка надо удалить первые две буквы, чтобы получить фамилию великого итальянского поэта? (Роданте)

Ученица. Скоро наступит весна, а за ним и долгожданное лето. С ярким солнцем, дождями, с ароматами цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не спешите сорвать их.

Ученик.

Не рвите цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз...
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слёз;
Левкой – такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой
Пахучая гряда;
И с нивы занесённый
Прелестный василёк,
И мак кичливо-сонный,
И белый-белый дрок.
Не рви ж цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!

(Л. Чарская «Не рви цветов»)

Исполнение песни Ю.Антонова «Не рвите цветы»

Учитель. Мир цветов таинственен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Вы согласны?
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока ... Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад...

Приложение 1