Программа профориентации для старшеклассников "Я выбираю профессию"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный – тот,
кто знает все то, что теперь в ходу между людьми, просвещенный – тот,
кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.
Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.

Г. Адаме

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.

Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамета, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.

Внеклассная работа является наименее разработанной формой профильной ориентации. В своей работе со старшими подростками автор использует кружок, который называется «Я выбираю профессию».

Цель занятий – содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально – профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

Одной из задач - создать максимально возможные условия самодеятельности старшеклассика: он сам обнаруживает свои склонности, личностные особенности, предрасположенность к тем или иным видам деятельности.

В программе «Я выбираю профессию» последовательно, шаг за шагом, в виде теоретических знаний, упражнений, игр, творческих и практических занятий развивается самосознание учащихся, формируются системы ценностей, а также моделируется свое будущее, строится «идеальный образ» профессионала.

На первом вводном занятии учащимся предлагается презентация: «История возникновения планирования и профориентации», которая составлена по материалам с курсов повышения квалификации МИОО преподавателем ГОУ МГПИ Е.В. Звоновой, где отражаются этапы становления профессиональной деятельности, пути выбора профессии, основные термины и определения, а также источники получения информации о будущих профессиях.

Механизм реализации цели данной программы состоит их нескольких этапов:

  • развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  • активизация самопознания и саморазвития;
  • развитие умений и выделять профессионально важные качества профессий;
  • развитие представлений о профессиональном образовании.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, с учетом возрастных особенностей старшеклассников 14-15 лет. Оптимальная наполняемость учебной группы – 15 человек.

Учебный процесс предусматривает групповые формы учебных занятий.

В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и возможность рассадить учащихся в круг.

Форма контроля.

I Этап

К концу учебного года освоение основными учебными навыками, «познание самого себя»: особенности своего темперамента, характера, эмоционально- волевой сферы. Составление программы самоконтроля, развития воли, регулирование эмоциональных состояний с целью формирования умений выстраивать свою жизнь по собственному желанию.

II Этап

Знание старшеклассниками требований и знаний, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качествах, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней.

III Этап

Определение профессионального выбора, получение информации о возможностях и путях получения профессионального образования.

Планируемые знания, умения и навыки по всей программе за год обучения

Уметь

Знать

Взаимодействовать в коллективе:

Слушать и слышать других;

Оценивать, анализировать социальную обусловленность человеческой психики и поведения;

Формировать представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах, уметь сделать свой профессиональный выбор.

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю;

О психологических особенностях основных видов деятельности;

О профессиональной деятельности.

Содержание образовательной программы.

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития старшего школьного возраста, в данной программе большое место отводится психологии деятельности.

Учащиеся знакомятся с основными видами человеческой деятельности, усваивают сущность понятия «профессиональная деятельность», осознают, что собой представляет взаимосоответствие человека и его будущей профессиональной деятельности.

Учебный план составлен из расчета 1- часовой учебной нагрузки на учебную группу в неделю, т.е. 37 часов в год.

Учебный план «Я выбираю профессию» разработан в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации. А также рекомендаций Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей», «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (18.06.2003 № 28-02-484/16).

Программа разработана на основе Учебно-методического пособия «Преподавание психологии в школе» III – XI классы под редакцией И.В. Дубровиной. Данное пособие рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской Академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия.

Основная научная проблематика в VIII классе – психология деятельности.

В предложенных разделах программы предполагается изучение со старшеклассниками 14- 15 лет следующих понятий:

  • Введение: общие понятия о деятельности, истории познания и основы профориентации.
  • Первый раздел: что такое потребность, мотивы, цель и смысл деятельности;
  • Второй раздел: успех и неуспех в деятельности, что такое оценка, притязания на успех и уровень достижений в деятельности, самооценка и притязание на успех, притязания и достижения в деятельности;
  • Третий раздел: движение и действие, движение и его свойства, многообразие движений человека, как управляется движение. Связь моторики с другими психическими процессами, развитие движений, действие, что такое действие, знания, умения, навыки;
  • Четвертый раздел: Виды деятельности человека, игра, для чего нужна игра, история игрушки, игра и развитие ребенка, мотивация игровой деятельности, игры взрослых, учебная деятельность, развитие учебной деятельности в детском возрасте, мотивы учения, социальные мотивы учения, трудовая деятельность;
  • Пятый раздел: Профессия, специальность, занятие. Психологические особенности профессий, понятие о типах профессий. Психологические особенности профессий «человек – человек», «человек – живая природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Психологические описания некоторых профессий выше перечисленных видов профессий. Психологические описания некоторых видов труда в экстремальных условиях, Профессиональная деятельность и общение.

В заключении подводятся итоги кружковой работы, сообщение конечных результатов по диагностическому исследованию педагогом самим учащимся, а также их родителям, классным руководителям, награждение победителей в окружных и городских конкурсах в области профориентации.

Условия реализации программы.

Для реализации программы «Я выбираю профессию» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий старшеклассников: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 15 участникам, комната «Арт- терапии» для творческих занятий, читальный зал, библиотека – для поиска нужной литературы, компьютерный класс с выходом в Интернет-пространство, класс для просмотра видеосюжетов и видеороликов.

Подбор участников программы проходил только на добровольной основе, ребята с желанием и интересом записывались в кружок, т. к. его захотели посещать их друзья, единомышленники, что способствует увлеченности, свободному общению и совместной увлекательной деятельности.

Процесс последовательного прохождения этапов программы способствует усвоению социально – значимых аспектов: получение умений, навыков, как прикладного творчества, так и навыков в исследовательской работе, межличностного общения, расширение кругозора в области мира профессий, а также компетентности в области имеющихся в городе учебных заведений.

Четкие требования к себе, как к педагогу, к выполнению поставленных цели и задач, является несомненным обязательным условием для реализации программы по профориентации.

Приложение 1. Учебно-тематический план.

Приложение 2. Поурочное планирование.

Список используемой литературы.

Автор

Название книги, издательство, год издания

1

И. В. Дубровина

Психология Учебное пособие VIII класс, Изд-во НПО «МОДЭК», 2003

2

Е.А. Климов

Основы психологии Практикум М.: «Юнити», 1999

3

Г.В. Резапкина

Я и моя профессия М.: Генезис, 2004

4

М.Ф. Шевченко

Тренинг «Профориентация для старшеклассников» -СПб.: Речь, 2007

5

Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова

Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников М.: Изд-во «Первое сентября», 2004

6

Н.С. Пряжников

Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники 8-11 классы М.: Вако, 2005

7

А.П. Чернявская

Психологическое консультирование по профессиональной ориентации М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003

8

Е.В. Гурова, О.А. Голерова

Профориентационная работа в школе М.: Просвещение, 2007

9

Л.Д. Столяренко

Педагогическая психология Ростов н/Д: Феникс, 2008

10

Л.Д. Столяренко

Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях Ростов н/Д: Феникс, 2005

Список рекомендуемой литературы для детей.

Автор

Название книги, издательство, год издания

1

А.Грецов, Т. Бедарева

100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов- СПб.: Питер,2009

2

Г.В. Резапкина

Секреты выбора профессии , или путеводитель выпускника М.: Генезис, 2007

3

 

Энциклопедия для детей Выбор профессии М.: 2003

4

Л.А. Головей

Психология популярных профессий СПб., 2004

5

А.Е. Климов

Как выбирать профессию М., 1990

6

А.Г.Грецов

Выбираем профессию. Советы практического психолога СПБ., 2005

Методическое обеспечение программы.


Автор

Название книги, издательство, год издания

1

И.В. Дубровина

Преподавание психологии в школе, Изд.-во НПО «МОДЭК», 2003

2

Н.А.Бернштейн

Физиология движений и активность.- М., 1990

3

Н.А.Бернштейн

О ловкости и ее развитии. – М., 1991

4

Ю.Б.Гиппенрейтер

Введение в общую психологию. – М., 1996

5

В.В. Давыдов

Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования// Вопросы психологии. - №6

6

Е. Жариков

Для тебя и о тебе/ Е. Жариков, Е. Крушельницкий: Книга для учащихся. – М., 1991

7

М.С. Каган

Человеческая деятельность. – М., 1974

8

Е.А. Климов

Как выбирать профессию: Книга для учащихся. – М., 1984

9

Е.А. Климов

Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 1996

10

А.Н. Леонтьев

Деятельность. Сознание. Личность// Избр. психол. произв.: В 2 т.: Педагогика, 1985 – Т.2

11

К.К. Платонов

Занимательная психология. – М., 1962

12

С.Л. Рубинштейн

Действие и движение // Основы общей психологии: В 2т. – М., 1989. – Т.2.

13

Д.Б.Эльконин

Психология игры. – М., 1978

Для оценки деятельности и результатов выполнения заданий каждого учащегося рекомендуется воспользоваться данной схемой:

Фамилия, имя________________________________

Дата_______________________________________

Вопросы, подлежащие оценки

Оценка

Аргументация оценки

1

Деятельность, цели и мотивы

 

 

2

Регуляция эмоциональных состояний

 

 

3

Представление о привычках

 

 

4

Физиология движений и активность

 

 

5

Социальные и духовные потребности

 

 

6

Профессионально важные качества

 

 

7

Самопрезентация

 

 

8

Характеристики профессий

 

 

9

Система профессионального образования