Урок по теме "А.Блок и М.Врубель. Тема "демона"". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством художника Серебряного века М.А.Врубеля;
  2. Углубить понятие об образе-символе в искусстве символизма;
  3. Совершенствовать навык сопоставительного анализа, коммуникативные умения учащихся.

Задача: расширить представления учащихся 11-го класса о культуре Серебряного века через знакомство с творчеством М.А.Врубеля и раскрытие в его творчестве темы Демона.

Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, – я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим…

А.Блок

Звучит увертюра из оперы “Демон” А.Рубинштейна.

Слово учителя: Творчество М.Врубеля является, по мнению многих исследователей, мостом между искусством прошлого века и настоящего. Художника беспощадно отрицали и безумно восхищались им , но никто не оставался равнодушен к его творчеству.

Десятилетия разрешили все споры. Время как всегда отдало дань истинному таланту.

М. Врубель – настоящий сын века противоречий и разочарований, века крушений старых идеалов и зарождения новых. В его искусстве эпоха преломляется своеобразно: здесь найдешь атмосферу таинственности и загадочности, раздвоенности и стремления к идеалу.

Лучше всех это время охарактеризовал Александр Блок, современник Михаила Врубеля, в поэме “Возмездие”:

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!..
Двадцатый век….Ешё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
И отвращение от жизни
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне…
И черная, земная кровь.
Сулит нам разрывая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Что ж человек? За ревом стали
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали открылись взору твоему?

А что же открылось взору художника М.Врубеля на “рубеже веков”?

Случайно ли Александр Бенуа назвал это время “эпохой Врубеля”?

Ребята, давайте вспомним ситуацию в стране в этот период.

(Учащиеся дают характеристику историческому периоду).

Учитель: Да, воистину есть что-то демоническое в этом времени. Этот мир открылся художнику в образе Демона. 12 лет своего творчества посвятил он этой теме. Уже в конце жизни, находясь в больнице, он писал “Демону дана власть за то, что я не будучи достоин, писал богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил”.

Так что же Демон – это потусторонняя сила или он в каждом из нас? Кто он?

Художник изображал Демона то летящим, то тоскующим над равниной, то сидящим на краю бездны, то гордо взирающим на мир… Увлечение этой темой привело к тому, что о художнике стали ходить легенды, для окружающих он был чудаком.

А что вы знаете о жизни М.Врубеля?

Выступления учащихся с рассказом о жизни художника.

Учитель: Что представляется Вашему воображению, когда произносите слово “Демон”?

(Это какая – то злая сила. Демон – падший ангел, поднявший бунт против деспотизма Бога и низвергнутый на землю. Будучи отвергнут небесами, он не может быть принят и землей, ибо для нее оставался существом другой природы)

Учитель: Значит Демон – тот, кто раньше был ангелом. А как выглядит ангел?

Каким ангела увидел М.Врубель?

Работа с эскизом М. Врубеля “Ангел с кадилом и свечой” (1887 г)

Мы видим нетрадиционное видение ангела, может быть, поэтому изображение так и осталось эскизом.

Работа с картиной М. Врубеля “Богоматерь с младенцем”(1885 г)

Горечь, смятение и испуг видим мы в ее лице. Это не Мадонна Рафаэля и не Владимирская Богоматерь со спокойствием и уверенностью в лице. Врубелевские ангел и Богоматерь нетипичны. Критик Прахов писал: “Для росписей Врубеля нужен был бы собор в совершенно ином стиле”. Иными словами, для них не существовало архитектуры, их доступной ни в прошлом, ни в настоящем им не было места – только в будущем. Может быть, они и стали предтечей появления Демона.

Работа с картиной М.Врубеля “Демон сидящий”

Врубель назвал его сидящим, а какими еще словами мы можем его охарактеризовать?

Кого он нам напоминает внешне?

Какова фигура Демона?

Можем ли мы сказать, что он однозначное зло?

Учитель: М. Врубель писал: “Демона не понимают-путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит “рогатый”, дьявол – “клеветник”, а Демон – “душа”. Демон– дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, величавый”.

А о чем скорбит Демон М.Врубеля?

(О ненужной мощи, об оторванности от буйства красок мира. Он все видит, но отвергнут и ищет ответы на неразрешимые вопросы. Это не носитель зла и коварства, это выражение метаний человеческой души)

Учитель: В 1910 году А.Блок написал стихотворение “Демон”. Прочтем его.

Есть ли что-то общее и в чем различие в образах Демона у Врубеля и Блока?

(Их объединяет тяжелое сознание своей “невоплощенности”, одиночества. У А.Блока демон более человечный, он как бы перенимает мировой разлад, хотя и не собирается мириться с ним)

Случайно ли этот образ появился практически одновременно в этих творцов-современников?

(Конечно же, нет. Исторические события всегда находят отражение в искусстве)

Мы начинали урок с обращения к поэме А.Блока “Возмездие”. Я хотела бы вновь обратиться к ней. Об одном из героев поэт писал:

Потомок поздний поколений,
В которых жил мятежный пыл
Нечеловеческих стремлений, –
На Байрона он походил,
Как брат болезненный на брата
Здорового порой похож:
Тот самый отсвет красноватый
И выраженье власти то ж,
И то же порыванье к бездне,
Но – тайно околдован дух
Усталым холодом болезни,
И пламень действенный потух,
И воли бешеной усилья
Отягчены сознаньем. Так
Врашает хищник мутный зрак,
Больные расправляя крылья.

О ком эти строки?

(Они о Демоне)

Учитель:

А.Блок пришел в литературу как поэт-символист. Каковы черты символизма как направления в искусстве?

А есть ли какие-то черты символизма на картине Врубеля?

(Цвета (красный, серый, лиловый), бунтарство, таинственность, неразгаданность)

А.Блок и М.Врубель… Поэт часто повторял: “Врубель мне близок жизненно”. Они познакомились лично в конце жизни Врубеля, когда тот оказался в больнице, практически потеряв зрение. Их сблизило многое: миропонимание, непонимание окружающих.

На память сразу приходят строки А.Блока из стихотворения “Ямбы”, ставшие творческим кредо поэта:

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

Я думаю, что эти строки мог повторить и М.Врубель. Он говорил: “Мой Демон мог видеть всю скорбь мира, взятую вместе”.

Как Вы думаете, нужно ли ее видеть?

(Ее видеть необходимо, потому что она подвигнет и подтолкнет к сочувствию, состраданию, сопереживанию. Скорее всего, Демон не просто страдает, он и со-страдает.)

Работа с картиной М.Врубеля “Демон поверженный”

Учитель:

Что мы видим на картине?

(С небес Демон рухнул в бездну. Его тело бессильно распластано на дне ущелья, сломаны крылья, неестественно заломлены руки. Основные цвета – лиловый, сиреневый, они символизируют тревогу).

Именно в это время Блок пишет:
На дымно-лиловые горы
Принес и на луч и на звук
Усталые губы и взоры
И плети изломанных рук…

Художник М. Судковский писал после посещения выставки об этой картине так: “Поверженный Демон Врубеля-это гордый дух, восставший против этой серой бесцветности; дух, жаждущий свободы творчества, Это радужно-крылатый гений человечества, поверженный серой обыденностью жизни”.

Согласны ли Вы с этим утверждением?

Прямо на выставке, на глазах у посетителей Врубель дописывал картину. Лицо Демона становилось все страшнее и страшнее.

Что искал Врубель в лице Демона? Что хотел выразить?

Многих волнует загадка “Поверженного”: разбился Демон или нет, повергнут он окончательно или нет.

А как думаете Вы? Обратите внимание на название: поверженный, но не побежденный.

Очень хорошо об этом сказал А.Блок в стихотворении “Врубелю”:

Что мгновенные бессилья!
Время – легкий дым!
Мы опять расплещем крылья,
Снова полетим!
И опять в безумной смене,
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!

На могиле М.Врубеля Блок сказал: “Демон – символ нашего времени. Это символ мировой скорби, стон исстрадавшейся и разуверившейся души”.

Два творца – современника увидели образ, который вышел из этого мира, а не пролетал над ним. А.Блок прав: “…Тех миров, что видели они, мы не видим…” Хочется продолжить мысль Бенуа и назвать рубеж веков “эпохой Врубеля и Блока”.

А может быть, Демон– символ и нашего переломного и противоречивого времени?

Звучит увертюра из оперы “Демон” А.Рубинштейна.

Домашнее задание: Написать размышление на тему “Можно ли считать Демона символом нашего времени?