Урок-коллоквиум "С.Есенин и В.Маяковский – два лица одного времени"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  1. Проверить знания учащихся по творчеству двух поэтов, обобщить их, расширить, углубить.
  2. Формирование умения составлять монологический ответ, обобщать, систематизировать изученный материал
  3. Формировать умение писать сочинений в форме сравнительной характеристики.
  4. Развитие познавательных интересов учащихся и их самостоятельности через работу: с текстом стихов, учебником, критическими статьями.
  5. Воспитывать стоицизма учащихся в разных жизненных ситуациях через судьбу поэтов.
  6. Воспитывать через стихи поэтов патриотизм и гуманизм по отношению к людям.

Оформление:

  • Портреты В.Маяковского и С.Есенина.
  • Карточки для составления плана сочинения.
  • Кадры из видеофильмов о С.Есенине и В.Маяковском.
  • Презентация.

Ход урока

I. Тема урока

Учитель: Мы закончили изучение литературы периода 1917-20 г.г. – периода гражданской войны. Авторы программы поставили рядом два имени – В.Маяковский (1893-1930) и Е.А.Есенина (1895-1925).

Тема нашего Урока “С.Есенин и В.Маяковский - два лика одного времени”. :

Вид нашего урока – коллоквиум. Каково лексическое значение этого слова?

Учащиеся: коллоквиум – беседа с целью выяснения знаний учащихся.
Учитель: Эпиграф к уроку: “Поэт – невольник своего дара и своего времени” (М.Цветаева)

Определите цели нашего урока, исходя из темы и эпиграфа.

Ответы учащихся (взяты из записи урока):

  1. Обобщить, расширить и углубить приобретенные знания о мировоззрении, судьбе и творчестве поэтов,
  2. Сравнить две поэтические судьбы, найти точки соприкосновения и различия,
  3. Составить план сочинения-сравнения.

II. Вступление к теме. (Составление плана сравнения)

Учитель:

Перед нами две славные и жестокие судьбы, две открытые души, два поэта , вошедших в литературу и историю нашей страны. Б.Пастернак в статье “Люди и положения” пишет, что С.Есенин был соперником В.Маяковского “на арене народной революции и в сердцах людей”, и добавляет: “Ставлю их рядом, потому что они сами в эпохе, во главе угла эпохи рядом стали и останутся”. Почему авторы программы поставили их рядом?

Учащиеся:

  1. Сверстники, пришли в литературу одновременно.
  2. Дети своей эпохи, которая нашла отражение с их творчестве.
  3. Они представители разных направлений поэзии “Серебряного века”, имеющие разные “Я – концепции” творчества поэтов.
  4. Любовь к Родине, человечеству проходит через их творчество.
  5. Их ждала судьба того поколения : самоубийство, разочарование в своих политических взглядах, двойственность, сомнения в правильности линии партии.

Заголовки плана появляются на экране (смотри презентацию):

  1. 2 поэта одного времени.
  2. 2 новые поэтические души.
  3. 2 мировоззрения.
  4. 2 мечты о светлом будущем.
  5. 2 трагедии времени.

Учитель:

Любой художник интересен именно разнородной совокупностью им написанного, когда “агитпром” и пронзительная интимная лирика совмещаются в контурах одной поэтической судьбы. Судьбы сколь противоречивой, столь и ценной. Судьбы поэтов можно осмыслить только в контексте эпохи.

Составив план основной части сочинения, мы видим, что В.Маяковский и С.Есенин являются 2 ликами одного времени, отразившие в своем жизненном и творческом пути сложности начала эпохи ХХ века. Всмотритесь в эти портреты. Что мы сразу можем сказать о поэтах?

Ответ ученика по ИОЗ – Сравнить имена и портреты поэтов (см. приложение)

Учитель: С.Есенин и В.Маяковский – два совершенно разных человека по темпераменту, поведению, но они, как вы уже правильно сказали, – 2 судьбы одного времени. Докажите.

Учитель обращает внимание на следующий этап разговора – 2 поэта одного времени.

Учащиеся:

  1. Родились почти в одно время : В.Маяковский в 1893г., С.Есенин в 1895г. – сверстники.
  2. Пришли в литературу почти одновременно: В.Маяковский был объявлен Д.Бурлюком поэтом осенью 1912 года, тогда же появилось его стихотворения “Ночь”, “Утро”. С.Есенин в 1913 г. стал посещать кружок М.Бауэра, где ему было сказано “ твои стихи похожи на песни жаворонка”. С 1914 г. начал печататься.
  3. Участвовали в революционной борьбе: В.Маяковский рано услышал разговоры родителей о неправильном устройстве мира, о власти богатых, рано увидел негативность буржуазной действитель-ности. Учеником II класса принимал участие в революционных выступлениях в 1905г. С.Есенин знал беды крестьян, когда работал в типографии, приобщился к революционной борьбе.
  4. Оба свидетели двух войн, трёх революций, которые приветствовали, т.к. считали, что они улучшат жизнь России, верили в построение рая для народа.

Учитель: И у С.Есенина, и у В.Маяковского была своя философия жизни. Расскажите об особенностях их мировоззрения, как их взгляды проявлялись в творчестве?

Учитель обращает внимание на следующий этап разговора 2 мировоззрения.

Учащиеся:

1) В.Маяковский как поэт – футурист отрицает все в современной ему действительности:

Долой ваш строй!
Долой вашу любовь!
Долой вашу религию!
Долой вашу поэзию!

Предлагая всё старое “скинуть с парохода современности”, он провозглашает:

Даешь общество людей братьев,
Основанное на любви, гуманности.

2) Ранний В.Маяковский противопоставляет лирического героя толпе:

а)

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться
ощетинит ножки стоглавая вошь.

б)

…А если мне сегодня грязному гунну
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.

Его плевок в лицо зрителей – это попытка “расшевелить” в людях что-то человеческое, стыд. Бунтующему герою хочется встряхнуть общество, заставить почувствовать себя людьми. Образ героя-бунтаря обнаруживает стремление к новой жизни, для которой поэт готов пожертвовать собой.

3) С.Есенину присуща специфическая религиозность и народных представлений о двухмерности бытия. В статье “Ключи Марии” он пишет “Всё от дерева – вот религиозные мысли нашего народа…”

а)

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

б) Город – нечто неживое, не питающееся корнями единого дерева

Веселым парнем,
До костей весь пропахший
Степной травой,
Я пришел в этот город с пустыми руками,
Но зато с полным сердцем
И не пустой головой

в) По Есенину, человек должен жить в гармонии с окружающим миром

Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь.

Учитель: У Есенина мировоззрение связано с крестьянским миром, которым он воспитан, а у Маяковского – с футуризмом, поэтому каждый из них нашёл свой стиль в литературе, поэтому в их стихах появились 2 различные поэтические души. Расскажите об особенностях стиля поэтов и облике лирического героя их стихов.

Учитель обращает внимание на следующий этап разговора2 новые поэтические души. Стиль поэзии и лики поэта.

Учащиеся:

1) Маяковский, когда искал свой путь в литературе, отмечал: “Перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни, Попробовал сам писать также хорошо, но про другое, оказалось, также про другое нельзя. Вышло ходульно и ревплаксиво”

У Есенина в первых стихах не было ничего специфически “деревенского”. Его стихи были подобны стихам провинциальных “выходцев из низов”.

2) Пастернак пишет:Маяковский и Есенин не обошли того, что знали и помнили с детства, они подняли эти привычные пласты, воспользовались заключённой в них красотой и не оставили её под спудом”, поэтому В.Маяковский рисует “Адище-города”, где заблудилась и заплутала одинокая душа: “Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека”, а С.Есенин описывает союз человека и природы:

… Хорошо под осенней свежестью
Душу- яблоню ветром стряхнуть…

3) В.Маяковский показывает, как в мире грубой прозы человеческому чувству пробиться трудно: “Я знаю – солнце померкло б, увидев, наших душ золотые россыпи”, а С.Есенин заявляет: “Старый клен головою на меня похож”.

4) Маяковский считал, что нужно “Укутать душу от осмотров”. Троцкий подчёркивал: “Грубостью он прикрывается от сурового времени”. А стих С.Есенина – “… сплошное настроение. Слова, рифма подчинены чувствам” (Воронский). Он зовёт нас к Пушкину, а его бунт, хулиганство – тоже защитная реакция, поэтому стихи этих поэтов – лиричны.

5) Оба поэта – лирики, хотя у В.Маяковского – декларация и пересказ его чувств: “Опять перед уличной пылью ступенями строк ввысь поведя! До краёв полное сердце вылью в исповеди”, – у С.Есенина – одни чувства: “Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег”.

6) Б.Пастернак замечал, что С.Есенин и В.Маяковский были соперниками “на арене революции и в сердцах людей”, соперниками они были и на поэтических турнирах. В.Маяковский на сцене был великолепен, вспоминает Ю.Олеша, он был остроумен, его замечания вызывали аплодисменты, а мощные высказывания вызывали тишину:

Я знаю слов набат.
Они не те, которым рукоплещут,
От слов таких срываются гроба
Шагать четвёркою своих дубовых ножек.

С.Есенин читал громко, уверенно. Бухарин говорил, что он обращался “к живым людям, с особой психологией”. А Твардовский отмечал, что он покорял “искренностью выражения человеческих чувств”, а Виноградов добавляет : “сверхискренностью”

Учитель: Они такие разные, Я.Смеляков называл их “Голос свирели и турбины – глас”. Как они относились друг к другу?

Учащиеся:

1) Они знали цену друг другу. И вражды между ними не было. Происходил обмен взаимными уколами (устно и в печати), но это диктовалось не личными, а групповыми интересами, поэтому в 1924г в записке устроителю вечера, Есенин пишет: “ Вдвоём с кем-нибудь считаю неудобным выступать по направлению”.

2) С.Есенин критиковал Маяковского- футуриста, при этом говорил, что ему нравятся стихи Маяковского “Мама и убитый немцами вечер”, “Война объявлена”.

3) Есенин в статье “Железный Миргород” (1923) пишет: “Мать честная! До чего же бездарные поэмы Маяковского об Америке! Разве можно выразить эту гранитную и железную мощь словами? Это песня без слов”. А Маяковский в стихотворении “Юбилейное” заявляет: Вот Есенин, мужиковствующих свора.

Смех!
Корова в перчатках лаечных
Раз послушаешь…
Это ведь из хора!
Балалаечник.

Но при этом Маяковский говорил: “Мы ругались с Есениным часто, кроя его за разложившийся имажинизм. Раздражал не он, претило его окружение”. А Есенин просил Пастернака свести его с Маяковским.

Учитель: При всей несхожести, житейской и творческой, у них обнаружились общие черты:

  1. Влияние, оказываемое на читателей.
  2. Массовый интерес к ним, споры вокруг них.
  3. Тяга к ЛЕФовцам.

(Показ видеокадров с чтением стихотворения С.Есенина “ Я нарочно хожу нечесаный”, “Звери, звери приходите ко мне”).

Учитель: В этих стихах чувствуется увлечение “Острым, похабным” словом, поэтому Г.Адамов заявляет: “ В Есенине кричит Маяковский”, а И.Розанов добавляет: “поэт из народа подражает Маяковскому”. Оба они приняли революцию, оба мечтали о счастливой жизни для народа, но у каждого из них было своё видение нового государства. Каково же было их представление о будущем России?

Учитель обращает внимание на следующий этап разговора – 2 мечты.

Учащиеся:

1) “Революцией мобилизованный и призванный”, горлан, главарь”, “ассенизатор и водовоз” принял революцию и стал работать. В его стихах нарисованы образы героев того времени. Лирический герой поэмы “Хорошо”– “свидетель счастливый” и участник грандиозных исторических событий, один из многих представителей народа – творца истории:

Это было с бойцами,
или страной,
или в сердце
было в моём.

2) Маяковский гордится тем, что он советский (“Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье”), возмущался “совмещанинами”, людьми совмещающими в себе “красную”, лояльную форму и антисоветскую суть. Они (“дрянь”, “мразь”, “мурло мещанина”): бюрократы, мещане, советская буржуазии, мешали строить город -сад. Город- сад – вот идеальное государство, по Маяковскому.

3) Октябрьскую революцию Есенин встретил восторженно: "Радуюсь песней я смерти твоей", - бросает он старому миру. Но ожидал он идиллического "земного рая" для мужиков (стихотворение "Иорданская голубица"). Новый мир предстает в стихах С.Есенина и в виде романтического “града Инонии”, “где живет божество живых” и господствует “революционная” вера: Новый на кобыле

Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас! (1918)

Инония – иная страна, подразумевается новая Россия, с которой происходит, должно произойти преображение.

Учитель: Основой творчества поэтов является любовь к родине, человеку. Оба они мечтали о новой жизни, которая будет после революции , но мечта у них была утопической. Почему?

Учащиеся:

1) Маяковский – глашатай октября всматривается в жизнь и видит: “коммунизм канарейками… побит”. Он славит “Отечество, которое будет”, а оно не могло наступить:

Вред – мечта
И бесполезно грезить
Надо нести служебную груду.
Но бывает –
Жизнь встаёт в другом разрезе.
И большое понимаешь
Через ерунду.

Маяковский – “романтик, поверив утопии, воспел её и, подобно миллионам тех, к кому обращался, как к единомышленникам, отдал всего себя ради её утверждения”, – пишет Ю.Олеша.

2) Есенин считал, что революция несет с собой Новый Назарет, который сойдёт на Землю с Новым Спасом. Напоив будни молоком, он преобразует чудесный мир “Инонии”, где огромный “ урожай над страной”. Но потом Есенин пишет поэму “Страна негодяев”, где руководящая сила творит разбой и устилает дорогу в светлое будущее миллионами (90 000 000) человеческих жизней. А затем Есенин стал представлять себе, что деревню населили фабриками, заводами, подначивают жителей рублем и свистом машин.

В стихотворениях периода 1924-25 годов поэт пытается преодолеть внутренний конфликт, обращаясь к злободневным темам времени, пытаясь принять “коммуной вздыбленную Русь”:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

Учитель: От воспевания героев страны, показа трудностей жизни, показа нового в жизни строителей “города – сада”, от воспевания Отечества, “которое трижды будет” и гордости, что он “гражданин Советского Союза” до сатирических стихотворений и пьес – такова эволюция темы Родины в лирике В.Маяковского.

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о "мужицком рае", неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть "Русь советскую", чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце "любовь к родному краю" - такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.

2 мечты, оказавшись утопией, привели поэтов к трагедии, личной и общественной. Докажите.

Учитель обращает внимание на следующий этап разговора – 2 трагедии.

Учащиеся:

1) Маяковский восхвалял в своих стихах людей, которые позднее стали “врагами народа”, например Хренов (который привёз на Колыму томик стихов Маяковского с дарственной надписью поэта, по свидетельству Шаламова), Парамонов (г.Екатеринбург, попал на каторгу) и поэт не может понять, что происходит в 30-е годы: Маяковского критикуют, что он восхваляет врагов.

2) У Маяковского произошла катастрофа мировоззрения, идеалов, которым он следовал с присущим ему максимализмом (“Левой!”), к которым он так призывал и крах которых предчувствовал (о чём говорят сатирические стихи и пьесы 20-хг.), поэтому он пишет: “У меня выходов нет”,

3) С.Есенин, по мнению Воронского, человек – двойственный, подверженный различным настроениям, человек чувств, поэтому он колеблется между реакцией и революцией, пролетариатом и буржуазией. Он говорит о том, что “человеческая душа слишком сложна для того, чтобы заковать её в определённый круг звуков какой –нибудь одной жизненной мелодии или сонаты”(Есенин), поэтому – “Нет никогда я с собой не полажу”.

4) С.Есенин твердил, что жить надо легче, жить надо проще, но сам этого не смог, как не смог и В.Маяковский, поэтому их жизни закончились самоубийством.

Оба поэта были одинокими в среде литераторов. Маяковский доказывал РАППовцем, что он собой представляет, но его не поняли и демонстративно не пришли на его юбилейную выставку. Он остался один в тесной комнате Лубянского проезда.

А С.Есенин остался один в тесном номере гостиницы. Он пытался спрятать свой архив у 1-ой жены, боялся не за свою жизнь, а за своё творчество.

Одиночество, сомнения, преувеличение мелочей, жизненные неурядицы, не- умение взять себя в руки – вот то, что довело их до отчаяния и самоубийства.

Учитель: В.Маяковский и С.Есенин не смогли жить в удушливой атмосфере “страны героев, страны мечтателей, страны учёных”, они видели обман жизни. М.Цветаева всегда считала, что “поэт – это товарищ своего мира, он противостоит окружающей жизни, сохраняя верность тому высшему, что он несёт в себе”.

(Показ кинокадров из видеофильма о С.Есенине, где звучат стихи “Жизнь обман с чарующей улыбкой”).

Учитель: Поэт – “странная особь человеческая”, он живёт и чувствует всё по-другому, не как простые люди, поэтому он быстрее всех улавливают фальшь, не может жить нечестно, но хотят только одного: “…хочу быть понят моей страной”.

(Показ кинокадров из видеофильма о В.Маяковском со стихам “…не хочу быть статуей”)

Учитель:

В.Высоцкий утверждал:

Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И ранят в кровь свои босые души.

Рана кровоточит и у Маяковского, и у Есенина. Но футурист – Маяковский заявляет: “А не буду понят, что ж, По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь”.

Народный поэт, исходя из патриархального всепрощения, говорит: “… и простим, где нас горько обидели по чужой и по нашей вине”.

М.Цветаева в стихотворении “Есенин и Маяковский” по – своему объяснила их трагедию. Запишите строку, в которой звучит её определение этой трагедии.

(Два ученика в форме диалога читают стихотворение наизусть).

Учащиеся:

Трагедия произошла, считает М.Цветаева потому, что “Мост новый заложен, Да смыт половодьем!” – Она понимает, находясь в эмиграции, что поэты Маяковский, Есенин, Пастернак, Гумилёв и другие не вписывались в политику нового государства, взрывали своим творчеством храмы веры, поэтому их и уничтожили.

Подведение итогов рассуждения.

Учитель:

Подводя итог разговора, вернемся к эпиграфу нашего урока. Почему взят такой эпиграф – “Поэт – очевидец всех времён и невольник своего дара и времени”. ( М.Цветаева)

Учащиеся:

1) Истинный поэт в стихах отражает своё время и своё видение этого времени, исходя из своих литературных взглядов и предпочтений.

2) В.Федоров пишет, что великого поэта “рождают великие события, социальные потрясения, революционные эпохи. Эпоха трех русских революций дала нам … богатырей… В.Маяковского, С.Есенина”. Они дети одной эпохи, но в их жизни, поэзии отразились 2 лика своего времени – футуристический и народный, поэта- “агитатора, горлана, главаря” и поэта – попутчика.

3) Маяковский и Есенин показали радость строителей новой жизни, одному лучше “ в буче, боевой и кипучей”, а другой “ счастлив в сонме бурь”, когда “вихрь нарядил мою судьбу в золототканое цветенье. Но оба попали под колесо антидемократической жизни и закончили жизнь самоубийством. Они 2 лика своего времени, в судьбе которых отразилось героическое и трагичное время.

4) В стихах К.Ваншенкина, на мой взгляд, отражено то, почему в программе по литературе два эти имени стоят рядом .

Поля с цветущими хлебами
И улиц каменный простор,
Их часто сталкивали лбами
И сталкивают до сих пор.

Небрежно бьют одним другого.
И с радостью наоборот.
А их сияющее слово неувядаемо живёт.

Один – коса звенит издревле,
Другой – цепа гремят вдали,
Они, как город и деревня,
Быть друг без друга не могли.

Учитель:

Маяковский и Есенин – это 2 открытые души, вошедшие в литературу в период модернизма, жившие в период революционных потрясений в нашей стране и период 20-х годов. Это 2 поэта разных литературных направлений, которые пытались повлиять на создание человека новой формации. 2 поэта –патриота, разделившие тяготы времени с интеллигенцией России. Маяковский и Есенин – 2 лика своего времени. “Россия каждым полна и дана до краёв, и не только Россия, но и сама поэзия” (М.Цветаева)

Урок коллоквиум показал ваши хорошие знания по данной теме. На листочке напишите имена 5-7 учеников класса, которые лучше всех, на ваш взгляд, работали на уроке, оцените их деятельность и знания из 10 баллов, оцените свою работу, обоснуйте свою оценку. На следующем уроке будут поставлены оценки, которые будут складываться из ваших мнений и оценки учителя.

Д\З:

1) Проект “Мой сборник избранных произведений В.Маяковского” (или С.Есенина)

2) Сочинение:

  1. “Это я сердце флагом поднял…”(по творчеству С.Есенина и В.Маяковского),
  2. “Вам я душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя…” ( по творчеству С.Есенина и В.Маяковского),
  3. “Жизнь в предельном проявлении…”в творчестве В.Маяковского и С.Есенина,

Приложение 1

Видеофрагменты и фонозаписи можно получить у автора статьи.