Урок-исследование "Модернизация России в конце XIX-го – начале XX века: достижения и противоречия"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Охарактеризовать и проанализировать необходимость проведения модернизации России в начале XX века, выявить особенности российского варианта модернизации.
  2. Развитие умений анализировать факты, вскрывать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
  3. Развитие исследовательских навыков и умения вырабатывать свой взгляд на пути и варианты развития страны.

Тип урока: урок – исследование с мультимедийным сопровождением.

План урока:

  1. Какое место занимала Россия в конце XIX - начале XX века по уровню экономического развития среди стран мира?
  2. Форсированная модернизация России: достижения и трудности.
  3. Особенности модернизации России в сравнении со странами Запада.
  4. Проблемы, вызванные ускоренной модернизацией и пути их решения.

Ход урока

Перед российской экономикой и российскими деловыми кругами во второй половине XIX века открывались блестящие перспективы. Вот какие прогнозы развития России давали европейские экономисты и социологи. (Слайд № 2)

1) Французский социолог Алексис де Токвиль писал: “ В настоящее время существует на Земле два великих народа: это русские и американцы. Все другие народы почти достигли пределов, предназначенных им природой; их задача только сохранять приобретённое. Но эти два народа находятся ещё в периоде роста… Они идут легко и скоро по пути, которому глаз ещё не может видеть конца”.

2) Французский экономист Эдмон Тери в своей книге “Россия в 1914 году” писал: “... Ни один из европейских народов не достигал подобных результатов... К середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовых отношениях”. (Слайд № 3)

- Что явилось основанием для подобных выводов? -Почему столь оптимистичные прогнозы не оправдались? (Слайд № 4) Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Какое место занимала Россия в конце XIX - начале XX века по уровню экономического развития среди стран мира? (Слайд № 5)

Вы знаете, что можно выделить несколько групп стран в зависимости от особенностей развития в них капитализма. Учёные назвали такие группы эшелонами. (Слайд № 6)

  I эшелон II эшелон III эшелон
1. Время вступления на путь капиталистического развития Раннее Позднее Позднейшее
2. Направление развития Изнутри, снизу В основном изнутри, сверху и снизу Извне, сверху
3. Характер развития. Эволюционный Догоняющий, революционный Догоняющий, зависимый
4. Уровень развития Высокий Средний Низкий

Пояснение к таблице:

- В странах I эшелона развитие капитализма стало результатом буржуазных революций. Капитализм в этих странах развивался по определённым фазам: свободной конкуренции, монополистического капитализма, государственно- монополистического капитализма. Одна фаза капитализма последовательно сменялась другой.

- В странах II эшелона буржуазные революции в XIX веке или потерпели поражение или остались незавершёнными. Поэтому, буржуазия не сумела установить здесь своё господство и делила власть с дворянством, занимая подчинённое положение. Т.к. ни буржуазия, ни дворянство не могут контролировать всю жизнь общества, то эту функцию выполняет государство. Оно проводит революцию “сверху”, насаждает недостающие элементы капитализма. В странах II эшелона нарушается последовательность фаз капиталистического развития. Не успев расцвести, капитализм свободной конкуренции уступает место монополистическому капитализму с мощными тенденциями к государственно – монополистическому капитализму. Фазы накладываются одна на другую. И на старые не решённые противоречия накладываются новые. Обострение этих противоречий приводит к кризису, разрешить который могут либо решительные реформы, либо революция.

- В страны III эшелона капитализм приносится извне. К ним относятся, в первую очередь, зависимые страны.

Это всего лишь схема. Некоторые страны могут в неё не укладываться. Но наша задача выяснить, куда поместить Россию?

Чтобы аргументировано ответить на этот вопрос познакомьтесь с фактами. (Слайд № 7)

Вывод: Россия уверенно входила в пятёрку мировых лидеров, но намного отставала от них по уровню промышленного производства. (Слайд № 8)

В начале XX века сельскохозяйственным трудом занимались:

в России – 80% населения; в Англии – 2% населения.

Сельское хозяйство в начале XX века давало 51% национального дохода, промышленность – 28%. (Слайд № 9)

Вывод: В начале XX века страна оставалась аграрной. (Слайд № 10)

В 80-ые годы XIX века на долю России приходилось 20% мирового производства пшеницы, 60% ржи, 30% ячменя, 25% овса. Экспорт этих продуктов вырос в 3 раза по сравнению с 60-ми годами XIX века. Россия вывозила много льна, леса, изделий из древесины, пеньки, мяса, птицы, кож. Ввозила: хлопок, красители, металлы, машины. (Слайд № 11)

Вывод: главными статьями её экспорта являлись продукты земледелия и животноводства. (Слайд № 12)

А почему экспорт сельскохозяйственной продукции так вырос по сравнению с 60-ми годами XIX века? Что, за 20 лет так резко увеличилось производство товарного зерна? Нет. Вывозили зерно и другую сельскохозяйственную продукцию, потому что требовались деньги для покупки за границей машин для оснащения ими промышленных предприятий.

В США, Англии, Франции, Германии к началу XX века имелись конституции. В 1890 году конституция появилась в Японии. В России конституции не было. (Слайд № 13)

Она продолжала оставаться самодержавной монархией. (Слайд № 14)

Задание: на основании приведённых фактов и на основании ранее изученного, ответьте на вопрос:

- К какому эшелону капиталистического развития можно отнести Россию? Свой ответ аргументируйте.
- Какие первоочередные задачи предстояло решить, чтобы догнать страны первого эшелона? (Слайд № 15)

(В сфере экономики:

1. Осуществить индустриализацию. Превратить страну из аграрной в индустриальную.
2. Превратить деревню в источник капиталов, продовольствия и сырья, необходимых для индустриализации и урбанизации страны.

В политической сфере:

1. Создать представительный орган власти, ограничивающий самодержавную власть, наделив его законодательными правами, открыть доступ к управлению общественными делами всем слоям населения). (Слайд № 16)

После Великих реформ 60-70-х годов XIX века российское общество вступило на путь модернизации всех сторон жизни. На решение первоочередных задач отводилось мало времени. В условиях жёсткой конкуренции на международной арене Россия, не закрепившись в ряду великих держав, могла быть отброшена далеко назад. Наиболее заметно модернизация затронула социально-экономическую сферу. (Слайд № 17)

- Что такое модернизация?

Модернизация – процесс преобразований во всех сферах жизни общества и государства, существенно изменяющий традиционные устои и усиливающий темпы развития. (Слайд № 18)

В условиях жёсткой конкуренции на международной арене Россия, не закрепившись в ряду великих держав, могла быть отброшена далеко назад.

Протекционизм – покровительственная политика, система мер по содействию развитию отечественного производства. (Слайд № 19)

Проводниками этой политики стали министры финансов в правительстве

Александра III Николай Христианович Бунге (1881-1887 гг.) и Иван Алексеевич Вышнеградский (1887-1892 гг.) (Слайд № 20, 21)

Н.Х.Бунге И.А. Вышнеградский
Сторонник политики протекционизма. Продолжает политику протекционизма.
Основные меры:
  • Повышение таможенных пошлин на иностранные машины и товары:
  • Реформирование системы налогообложения и введение новых налогов на недвижимость, торговлю, промыслы, денежные операции:
  • Снижение размера выкупных платежей с крестьян (1881 г.):
  • Создание крестьянского банка для льготного кредитования крестьян (1882 г.):
  • Отмена подушной подати (1889 г.)
Основные меры:
  • Принят новый повышенный таможенный тариф:
  • Повышены косвенные налоги в виде акцизных сборов на водку, табак, сахар, нефть:
  • Расширено налогообложение торговых и промышленных предприятий:
  • Усиление роли государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства:
  • Подчинение частных железных дорог государству.
  • Добился устойчивости финансовой системы.

Задание: посмотрите данные таблицы (слайд № 22) и сделайте выводы об итогах политики протекционизма.

Вывод: это был период интенсивного экономического роста. Россия превращалась из страны аграрной в аграрно – индустриальную. (Слайд № 23, 24)

И Бунге, и Вышнеградский использовали финансы для улучшения положения в экономике. Такая финансовая политика была разорительной для населения. Никаких мер для подъёма промышленности и сельского хозяйства предпринято не было, а ведь именно от их состояния зависят сами финансы.

Разработка и реализация нового правительственного курса были связаны с личностью выдающегося российского реформатора графа Сергея Юльевича Витте, который в 1892- - 1903 годах занимал пост министра финансов в правительстве сначала Александра III , а затем Николая II. Он был сторонником комплексной модернизации народного хозяйства России. План Витте можно назвать планом индустриализации.

- Что такое индустриализация? (Слайд № 25, 26)

Индустриализация –

а) переход от мануфактурного производства к машинному, промышленному;
б) перевод отраслей экономики на основу крупного машинного производства.

- Почему в начале XX века индустриализация рассматривалась передовыми политиками как первейшая государственная задача?

На рубеже веков мало кто сомневался в необходимости глубоких социально-экономических и политических преобразований, способных снять социальную напряжённость и вывести Россию в ряды наиболее развитых стран мира. Самым дискуссионным вопросом был вопрос о приоритетах в экономической политике. Витте считал, что необходимо неуклонно проводить курс на первоочередное развитие промышленности, каких бы усилий это не стоило. Без этого невозможно совершенствовать земледелие. Экономическая программа развития промышленности, предложенная Витте, включала в себя четыре основных направления: (Слайд № 27)

I направление - жёсткая налоговая политика: тяжёлое налоговое обложение крестьянства, рост косвенных налогов на товары широкого потребления, введение государственной винной монополии.

(Полученные средства вкладывались в промышленное производство и распространение государственных заказов на промышленные предприятия).

II направление – строгий протекционизм, призванный защитить российскую промышленность от иностранных конкурентов.

III направление – денежная реформа 1897 года. Введение золотого рубля и его свободная конвертация.

(Государственный банк выпускал кредитные билеты строго в количестве, ограниченном действительными потребностями обращения, а все кредитные билеты свободно обменивались на золотую монету. Рубль стал одной из устойчивых европейских валют).

IV направление – широкое привлечение в страну иностранного капитала.

(В виде непосредственных вложений в предприятия или в виде государственных облигационных займов, которые распространялись на европейских рынках ценных бумаг).

Задание: проанализировав статистические данные, сделайте вывод об итогах индустриализации. (Слайд № 28, 29, 30, 31)

Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции составляли в 1909 – 1913 гг. 9%, в машиностроении – 13%, добыча нефти с 1894 по 1914 гг. увеличилась на 65%, производство чугуна – на 50%, железа и стали – на 224%.

С 1893 г. По 1900 г. В России было построено 22 тыс. км. железных дорог, т.е. больше, чем за 20 предшествующих лет. 70% железных дорог и около 25 % крупнейших предприятий в России принадлежало государству.

Доля иностранного капитала в российской промышленности к началу XX века составляла 36%, иностранный капитал контролировал 75% фондов российских банков, на заграничную технику приходилось свыше 60% стоимости всего промышленного оборудования.

Вывод: в 1893 году начался небывалый промышленный подъём, который охватил, прежде всего, те отрасли, которые получали правительственную поддержку – чёрную металлургию и машиностроение. Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, использовали передовые формы производства, оснащались новейшей техникой. Началось бурное строительство железных дорог, что способствовало развитию торговли, промышленности, т.к. предъявляло огромный спрос на металл (рельсы, вагоны, паровозы), топливо, предметы широкого потребления для рабочих – строителей. Увеличилось производство чугуна и стали. В России была создана современная крупная промышленность. (Слайд № 32)

Задание: используя учебник параграф 1 стр. 10-14 и знания, полученные в курсе всеобщей истории, сравните модернизацию в России и странах Запада. (Слайд № 33)

Ответ:

Страны Запада Россия
Крупные предприятия возникали постепенно в результате конкурентной борьбы. Огромные предприятия в России появлялись мгновенно, благодаря государственной поддержке. По степени концентрации производства Россия вышла на первое место в Европе.
Государство проводило политику невмешательства в экономику. Имелся огромный государственный сектор экономики. Правительство считало, что в деле вооружения армии оно не должно зависеть от частного капитала.
Преимущественная форма монополий - тресты и концерны. Преимущественная форма монополий - синдикаты и картели
Меньшая зависимость буржуазии от государственной власти. Большая зависимость буржуазии от государственной власти.
Вывозили капитал. Ввозила капитал.
Высокий уровень квалификации рабочих, использование машин позволяли предпринимателям нанимать меньше рабочих, чем на таких же заводах в России. Дешевизна рабочей силы, отсутствие сноровки и достаточного уровня квалификации заставляли предпринимателей нанимать больше рабочих, чем на таких же заводах в Западной Европе.
Господство частнохозяйственного уклада в экономике. Многоукладная экономика (мелкотоварное крестьянское производство, полукрепостническое землевладение; натуральное хозяйство; частнохозяйственный уклад)
Индустриализации предшествовала аграрная революция Модернизация не затронула сельское хозяйство.
Преимущественное развитие лёгкой промышленности. Преимущественное развитие тяжёлой промышленности.

Россия страдала не столько от развития капитализма, сколько от недостатка этого развития

Особенности модернизации в России.

  1. Высокие темпы развития промышленности.
  2. Высокая степень концентрации производства и рабочей силы.
  3. Огромная роль государства в экономике.
  4. Зависимость буржуазии от государственной власти.
  5. Широкое привлечение в экономику иностранного капитала.
  6. Многоукладность российской экономики.
  7. Модернизация происходила только в промышленности, не затронула сельское хозяйство.
  8. Произошёл перекос в развитии отраслей промышленности в пользу тяжёлой промышленности. (Слайд № 34)

- Какие проблемы возникли в России благодаря ускоренной модернизации? Как можно было их решить? (Слайд № 35)

(Ответ:

1) Модернизация происходила только в сфере экономики. В политической, социальной, духовной сферах общественной жизни никаких изменений не происходило.

2) Крестьянский вопрос. Причина этого – существование феодальных пережитков в виде помещичьего землевладения, сохранение общины, которая сковывала предприимчивость и хозяйственную инициативу.

3) Рабочий вопрос. В ходе индустриализации вчерашние крестьяне переселялись в города, отрывались от привычного им образа жизни, но и к новому образу жизни, быту, традициям приобщались очень медленно. Эти люди были не уверены в своём будущем, не дорожили прошлым. Такой слой людей называют маргиналами(от латинского “ marginalis” – находящийся на краю). Эти люди не имели твёрдых жизненных ориентиров, не слишком обеспечены материально. Это способствовало распространению среди них революционных настроений, были восприимчивы к революционной агитации.

4) Русская буржуазия была экономически сильной, но политически бесправной. Любые притязания буржуазии на государственную власть самодержавие пресекало. На компромисс с буржуазией не шла. По – прежнему свою опору видело в дворянстве. Именно за счёт дворянства пополнялось российское чиновничество. Дворянство как класс распадалось. Оно не имело экономического влияния, не имело опоры в обществе. Представители дворянства пополняли ряды предпринимателей, служащих, интеллигенции).

Были и другие проблемы, но и названных вполне достаточно, чтобы понять, что Россия представляла собой узел многочисленных противоречий.

- Можно ли было разрешить эти противоречия? Что для этого нужно было сделать?

(Нужна была сильная государственная власть, которая понимала бы необходимость реформ и решительно их проводила. Реформирования требовали все сферы общественной жизни. Но эти реформы неизбежно ограничили бы власть самодержавия).

- Готов ли был император пойти на такой шаг? (Нет).
- Давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Почему такие блестящие прогнозы относительно будущего России не оправдались?

(Чтобы стать великой державой, нужно было решиться на проведение серьёзных реформ во всех сферах общественной жизни. Самодержавие не было готово к проведению таких реформ).

Вывод: отказавшись от реформ, самодержавие подписало себе смертный приговор. Оставался единственный путь разрешения накопившихся противоречий – революция. (Слайд № 36)

Проверочное тестирование (3 минуты. Тесты на слайдах № 37-46).

Д/з: параграф № 1 (учебник Левандовского).

Презентация.