Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Начальная форма глагола

Разделы: Преподавание русского языка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,59 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

1. Образовательные

  • познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределенной формы;
  • формировать умения находить неопределенную форму глагола;
  • учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса.

2. Развивающие

  • развивать умения самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать речь, логическое мышление, творческие способности учащихся.

3. Воспитательные

  • воспитывать культуру учебного труда;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению предмета, любовь к родному языку, истории;
  • воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Беседа

Слайд 1

– У всего ли есть начальная форма, начальное состояние?

– А нам нужно знать начальную форму предмета, его содержание? Зачем?

– А у слов есть начальная форма?

– Какая форма является начальной для существительного?

– Какая форма является начальной для прилагательного?

– А для чего нам нужно знать начальную форму существительных и прилагательных?

– В словарях слова даются в какой форме?

– А у глагола есть начальная форма?

– Поиски ответа на вопрос: что такое начальная форма глагола и зачем нужно ее знать, и будут темой нашего сегодняшнего урока. Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа и тема нашего сегодняшнего урока «Начальная форма глагола».

III. Актуализация знаний о глаголе

Слайд 2

– На прошлых уроках мы с вами начали изучение глагола как части речи. А как хорошо вы усвоили уже изученный материал, нам поможет узнать небольшой опрос, в котором вы все сможете показать свои знания. На экране будут спроецированы утверждения, а вы, при помощи сигнальных карточек, должны их подтвердить или опровергнуть. Если вы согласны с утверждением, показываете белую сторону карточки, если нет – красную. Готовы? Тогда приступим:

  • Глагол обозначает действие.
  • Глагол отвечает на вопросы какой? чей?
  • Глаголы спрягаются.
  • У глагола 3 спряжения.
  • Глаголы изменяются по временам.
  • Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам.
  • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
  • Глаголы изменяются по падежам.
  • Глаголы изменяются по числам.
  • Глаголы чаще всего в предложении являются дополнением.
  • Глагол имеет начальную форму.

– Сейчас каждый из вас понял, кто хорошо усвоил изученную тему, а кому предстоит еще поработать, чтобы в следующий раз оказаться на высоте.

IV. Постановка учебной задачи

Слайд 3

- Прочитайте спроецированные на доске слова:

Оч..ртил, выд..ржал, угр..жают, заш..гает, ст..мнеет, сб..гут, р..шить, вып..чь, прив..зти.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание (1 человек, работа на ИД).

- Что объединяет все эти слова? Найдите в них общее. (Все слова - глаголы, все слова имеют безударную гласную в корне, которую можно проверить ударением.)

- Какие можете назвать различия между этими словами? (Число, с приставками и без приставок, время.)

- На какие группы вы могли бы разделить эти слова? На какой признак при этом вы будете опираться? (По признаку времени; с приставками и без; начинается слово на гласный или согласный.)

Слайд 4

- Не будем забывать, что мы все-таки изучаем глагол. Поэтому я попрошу вас распределить данные слова по трем группам, опираясь на признак времени. (Работа с ИД, 1 человек к доске.)
п. в. н. в. б. в.

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему глаголы « решить, выпечь, привезти» оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп.

- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

- Мы будем исследовать на уроке глаголы, у которых нельзя определить время и число, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. В лингвистике такие глаголы имеют 3 названия

Слайд 5

- Какое из этих названий вам незнакомо?

Инфинитив – лат. слово "неопределённый".

- Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Если у этих форм глагола ничего нельзя определить, зачем же нам ее нужно знать? Может быть, все же какие-то сведения о глаголе нам может сообщить неопределенная форма? (По начальной форме мы определяем спряжение глаголов.)

- А зачем знать спряжение глагола? (Чтобы правильно писать безударное личное окончание глаголов.)

V. Изучение нового материала

- Чем глаголы в начальной форме отличаются от других глаголов? (Вопросами)

- На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы?

Слайд 6

1. Первичное закрепление.

- Мы достаточно много уже узнали о глаголах начальной формы. Пришло время показать свои знания на практике. Поможет нам в этом игра «Самый внимательный».

Слайд 7

- На экране вы видите слова, среди которых есть разные части речи. Ваша задача – выписать только глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

- Приведите свои примеры глаголов начальной формы.

- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в начальной форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в начальной форме? (Имеют окончания - ти, - ть и оканчиваются на – чь.)

- Кто попробует сделать вывод?

- Откройте учебники на стр. 247, прочитайте вывод.

VI. Физкультминутка

Слайд 8

- Пришло время немного отдохнуть. Впереди нас ждет физкультминутка. Но сегодня она будет необычной: раз мы изучаем начальную форму глагола, то и наш физрук будет вам подавать команды, используя только эту форму глагола. (Сесть-встать, наклониться-выпрямиться, вдохнуть-выдохнуть, зажмуриться, помахать и т. д.)

VII. Закрепление изученного

- Мы получили много новых знаний, теперь пришло время их закрепить.

Слайд 9

1. Данные словосочетания замените глаголами неопределенной формы (устно, по цепочке).

  • Оказать помощь – помочь
  • Очищать пол от сора – подметать
  • Вести наблюдения – наблюдать
  • Давать совет – советовать
  • Покрываться цветами – цвести
  • Принимать решение – решать
  • Готовить пироги – печь

Слайд 10

2. Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы (1 человек у доски). Выделите окончания в глаголах.

  • Зарубить на носу - запомнить
  • Клевать носом - дремать
  • Пропустить мимо ушей - прослушать
  • Вставлять палки в колёса - мешать
  • Делать из мухи слона - преувеличивать
  • Обвести вокруг пальца - обмануть
  • Держать язык за зубами – молчать
  • Бить баклуши – бездельничать
  • Витать в облаках – мечтать
  • Дрожать как осиновый лист – бояться
  • Водить за нос – обманывать

Слайд 11

3. Теперь вы будете образовывать глаголы начальной формы. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)

Память, полет, сбор, гордость, слава, радость, удивление.

(Помнить, полететь, собирать, гордиться, славить, радоваться, удивляться.)

– Ребята, за окном – начало апреля, буквально через несколько дней мы будем вспоминать об одном событии, которое круто изменило мир. Скажите мне, пожалуйста, чем знаменито 12 апреля? (В 1961 г. в этот день человек совершил первый полет в космос.)

– Постарайтесь объединить слова, получившиеся в результате выполнения этого задания, в одну тему и написать небольшой текст: «Первый полет в космос». Напомните, что мы называем текстом? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.)

Слайд 12

- В это время «слабые» ученики выполняют упражнение 624.

Возможный вариант текста:

День 12 апреля 1961 года люди будут помнить всегда. В этот день впервые человек полетел в космос. Этим героем оказался Ю. Гагарин. Все жители нашей страны собрались у радиоприемников. Все радовались и удивлялись этому событию. Но каждый житель нашей страны гордился своим соотечественником и славил имя Ю. Гагарина.

VIII. Об употреблении глаголов начальной формы

– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, «мы, умеющие читать». Автору неважно, кто умеет читать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно, когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем читать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение. Поэтому глаголы в начальной форме чаще всего используются в инструкциях, при составлении планов действия чего-либо.

Слайд 13

- Вот мы с вами и попытаемся сейчас составить небольшую памятку-инструкцию, помня которую вы уже с утра получите заряд бодрости и хорошего настроения. Ваша задача - глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы (устно).

Полезные советы.

Когда просыпаешься