Урок литературы в 6-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

Разделы: Литература


Мне нравится проводить лермонтовские уроки в шестом классе. Занятия по анализу лирического произведения проходят интересно, живо, потому что ребята этого возраста благодарные слушатели, они прекрасно воспринимают лирику, а самое важное, им нравится анализировать стихотворения, думать, находить, творить.

Урок “Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова” является заключительным в серии уроков по творчеству М.Ю. Лермонтова (третьим). На предыдущих занятиях ребята знакомились с биографией поэта, читали стихи, учились их анализировать, то есть, накопили достаточно большой опыт в умении работать над поэтическим текстом, тем самым подготовившись к анализу не только отдельно взятого произведения, а к исследованию особенностей творчества поэта. На данном уроке рассматривается литературоведческое понятие “мотива”. Конечно, пока это знакомство происходит на примере творчества только одного поэта, в будущем эта работа будет продолжаться на более высоком уровне.

Цель урока: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.

Задачи урока: дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения “Утёс”, “Листок”); развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, рабочие тетради по литературе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение для усвоения нового материала.

Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слады) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им.

1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Выхожу один я на дорогу…

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

3. Работа со словом.

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Каково значение существительного одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

Слайд:

Один         чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей; о

Одинок     когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

В одиночестве    

Одиночество    

Одинокий    

4. Работа с эпиграфом.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…

М.Ю.Лермонтов

- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)

- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать.

5. Работа по теории литературы + проверка домашнего задания.

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой

устойчивый образ в литературоведении называется мотив. Дома вы посмотрели значение этого слова в разных толковых словарях, в том числе и в литературоведческих. (Учащиеся зачитывают свои ответы. Формулируется общий ответ: мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии)

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Какие поэтические образы помогают создать это чувство в приведённых строчках стихотворений? (Сосна на голой вершине; листок, оторванный бурей, парус, утёс)

6. Формулируется тема урока.

- Сегодня у нас заключительный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. Мы поговорим о произведениях поэта, ещё раз вспомним, что нам уже известно о нём и, возможно, откроем для себя ещё что-то новое. Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”

7. Работа с поэтическими произведениями.

- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества? Попробуем разобраться вместе.

1) Прослушивание аудиозаписи стихотворения “Утёс”.

2) Анализ.

- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?

- О чём оно? (О неразделённой любви и непрочности человеческих связей вообще)

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)

- Какие качества они олицетворяют? (По ходу анализа составляется схема)

- Похожи они или совсем разные? (Разные)

- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)

- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение. Со всеми этими понятиями учащиеся знакомились, когда работали со стихотворением “Белеет парус одинокий…”)

3) Выразительное чтение стихотворения “Листок” (Читает заранее подготовленный учащийся)

4) Анализ стихотворения.

- О чём это произведение? Какие слова являются снова ведущими? (О бесприютности и одиночестве гонимого ветром листка)

- Как построено стихотворение? Каким приёмом снова воспользовался поэт? (Антитеза – листок и чинара)

- Как показаны бесприютность и одиночество листка? Какие слова помогают увидеть это. (Родимый, гонимый, докатился)

- Почему чинара не хочет приютить странника?

- Какой основной мотив стихотворения?

- С какими стихотворениями связаны стихи “Утёс” и “Листок”? (“Белеет парус одинокий….”, “Тучки небесные”, “На севере диком”)

8. Выводы.

- Почему именно мотив одиночества преобладает в произведениях Лермонтова? Вспомните биографию Лермонтова. (Это были ощущения поэта, он писал о себе, как в стихотворении “Белеет парус одинокий…” или “Тучи”)

- Как вы понимаете значение слова исповедь? Подберите однокоренные слова. (Учащиеся дают ответы: исповедать, исповедаться, исповедальный, то есть, рассказать о том, о чём не всем расскажешь, о самом сокровенном, о том, что у человека в душе)

- Можно ли стихотворения поэта назвать исповедью! (Да)

- Как всякий настоящий поэт, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своих произведениях, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его и как поэта, и как человека.

9. Творческая работа (Синквейн)

- А как поняли его вы? Давайте попробуем выразить это в своих творческих работах - синквейнах. Напоминаю, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка-два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Так выглядят некоторые работы детей:

Одиночество

Вечное, горькое, страшное

Гнетёт, не отпускает, мучает.

Грустное ощущение -

Бесприютность

(Петроченко Анжела)

 

Тоска

Глубокая, неудержимая, непроходящая.

Гонит, мучает, губит.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.

Одиночество

(Сайченко Настя)

(Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Для этой работы актуален прием синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Подобная работа обогащает словарный запас ученика, подготавливает его к краткому пересказу, учит формулировать идею произведения, позволяет каждому ученику почувствовать себя хоть на мгновение творцом, философом, так как написать синквейн может каждый. Этот приём используется на заключительных этапах урока, очень нравится ребятам. Использовать можно в любом возрасте.

10. Заключительное слово

На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.

…Везде один природы сын,
Не знал он друга меж людей:
Так бури ток сухой листок
Мчит жертвой посреди степей!

Домашнее задание (совмещает в себе элементы творческой и поисковой работы).

1) Подготовить страничку к будущему лирическому сборнику “Стихи М.Ю.Лермонтова о душе” (или “Стихи об одиночестве”)” Почитайте дома другие стихи М.Ю.Лермонтова, выберите те, где бы ведущим мотивом был мотив одиночества. Нарисуйте иллюстрации к этим стихотворениям (формат А4) и на этом же листе напишите отрывок из текста стихотворения.

2) Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из стихотворений, прочитанных сегодня на уроке. (На выбор)

Литература

  1. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 6 класс – М.: Московский Лицей, 2001. С. 144.
  2. Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. 6 кл. к учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. “Литература. 6 класс” - М.: Экзамен, 2006. С. 92.