Декоративная композиция "Ассоциативная композиция"

Разделы: МХК и ИЗО


Общая направленность методической разработки соотнесена с первостепенной ролью творческого развития человека и его духовных потребностей в области изобразительного искусства.

Основой творческого развития личности, является постановка художественно-образного мышления, ассоциативного мышления – основы которого закладываются в раннем детстве. Художественная практика, подкрепленная знанием различных форм композиционной деятельности, способствует развитию творческого мышления.

Творческий процесс требует глубокого проникновения того, чего надо достигнуть, порой интуиции, которая не доступна логике. А без этого искусство не существует.

Очень важно на уроках по декоративной композиции включить раздел “Ассоциативной композиции”. Эмоции всегда тесно связаны с ассоциативным восприятием действительности. Задания перечисленные и проиллюстрированные в данной методической разработке дадут решение по развитию ассоциативного мышления учащихся. А так же в связи с появлением новой дисциплины “Ассоциативная композиция” на художественно-графических факультетах и сдача экзамена по этой дисциплине на вступительных испытаниях художественных ССУЗах и ВУЗах, необходимо изучение теоретического и практического материала по этой дисциплине.

Восприятие художественных произведений
как эстетическая потребность человека

“Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человека сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их” Л.Н. Толстой.

Человек, познавая окружающий мир, переживает определенные чувства, вызывающие те или иные эмоциональные реакции, проявляющиеся в различной форме. Говоря иначе, переживаемые эмоциональные чувства находят выход в конкретном отношении человека к тому, что определяет его потребности и интересы. В узком понимании эмоции представляют собой элементарные переживания по поводу поддержания жизненных потребностей человека в еде, воде, комфортных условиях и т.д. Но мы знаем, что любое эмоциональное чувство вызывается в результате работы мозга человека, сигнализирующего об определенной потребности и возможности удовлетворения этой потребности. Мозг оценивает и сопоставляет информацию о средствах, необходимых для достижения цели.

Творческая деятельность всегда связана с проявлением чувств. Художник, выражая свои чувства в той или иной форме (изобразительной или неизобразительной), оказывает определенное воздействие на зрителей. При этом наблюдается широкий спектр проявления эмоциональных переживаний, влияющих на настроение и поведение человека. В этом плане произведения искусств являются катализаторами жизненных процессов.

Что заставляет нас признавать объекты восприятия (картины, рисунки, скульптуры, архитектурные сооружения и т.д.) красивыми и эмоционально насыщенными? Это трудно определить словами. Красота – это тайна, которая постигается каждым человеком интуитивно. Красота всегда связана с положительными эмоциями, получаемыми от объекта восприятия; эти эмоции вызывают чувства, необъяснимые на языке логических доказательств. Достаточно вспомнить шедевры мировой живописи, к которым человечество на протяжении многих столетий обращается как к источнику эстетического наслаждения. Однако эстетическая оценка любого произведения искусства крайне субъективна и во многом зависит от культурного и интеллектуального уровня развития человека.

При создании своего произведения художник отталкивается от предметности реального мира, интерпретируя его формы. Даже при довольно большой отдаленности изображаемого от реальности художник опирается на некий зримый образ (или ряд образов), который связан с ассоциативными впечатлениями об объектах реального мира. В основе подобной условности художественного изображения лежит способность зрительной памяти ассоциативно соотносить изобразительные намеки с предметными представлениями.

Зритель при восприятии картины “проигрывает” изобразительную ситуацию до предполагаемой разгадки содержания. При полном совпадении ожидаемого результата с полученным эмоциональном результатом, как правило, снижается интерес к произведению, если это привычный, заштампованный подход. В подобном случае наступает эмоциональная адаптация или, скорее, скука. Фактор новизны изобразительной интриги порождает иные ориентиры для воображения и цепочки зрительных ассоциаций.

В процессе изобразительной деятельности эмоциональное состояние автора зависит и от его личного отношения к объекту отражения, и от непосредственно творческого процесса, которые влияют на степень эмоционального переживания. Художник не может быть равнодушным человеком, у него все подчинено чувству и настроению. Неудивительно, что при знакомстве с произведениями других художников он также испытывает определенные чувства (восхищение и радость, творческий подъем или разочарование). И это связано не только с содержательной стороной произведения, но и с его техническими особенностями, с мастерством художника (манера, колорит, изящество рисунка, фактура и т.д.).

Если принять во внимание этот аспект в сфере профессионального обучения, то, как мы видим, важнейшей задачей обучения является развитие эмоционального, чувственного отношения к творческому процессу, а так же авторского видения в отображении действительности. Возникновение и проявление эмоций в изобразительной деятельности зависят, как отмечалось ранее, от множества факторов. Поэтому необходимо иметь в виду, что изобразительная форма связана с определенным содержанием, которое должно вызывать эмоциональный отклик у зрителя. А это возможно, как утверждает реалистическая школа живописи, лишь при условии восприятия формы в качестве материальной основы определенного содержания. Однако позволим себе несколько не согласиться. Специфическая область эмоций в основном зависит от степени подготовленности зрителя к восприятию произведения, а восприятие произведения изобразительного искусства предполагает определенную степень понимания его языка.

Речь идет об эмоциях другого вида – переданных с помощью не предметных, а формальных символов, созданных воображением художника. “Эмоциональное впечатление, производимое в результате этого, определяется не сюжетом (как это казалось), а ой гармонией, которая связана с сюжетом”. Это может быть гармония иного типа – беспредметная, и с ней ассоциироваться иные чувства. Формальный порядок, созданный из хаоса, может вызвать эмоциональный отклик у зрителя, и чем “абстрактнее объект эмоционального отношения, тем более “абстрактные” образы требуются для его успешного кодирования”. “Беспредметная картина может быть не менее содержательной, чем сюжетная, и ее содержание определяется гармонией образа и специфическими чувствами, возбуждаемыми этой гармонией”.

Эмоциональные ассоциации: позитивные и негативные

Эмоции выступают в качестве аппарата быстрой оценки воздействия окружающей среды со знаком плюс или минус, с точки зрения полезности или вредности. Любое представление, возникшее в сознании человека, вызывает другое, сходное или противоположное наглядное представление. Художник, воздействуя на наши мысли и чувства, использует различно направленные ассоциации, без которых немыслимо образное мышление. При создании художественного образа, надо полагать, преобладают ассоциации конкретно направленного содержания, отражающие знакопеременные эмоции.

Сильным психологическим фактором является цвет. Недаром Ван Гог видел в нем некую скрытую силу, способную воздействовать на воображение. С разным цветом в его представлении ассоциировались и эмоционально полярные интонации. Картины Ван Гога неоднозначно влияют на людей различного темперамента. Художник считал колорит показателем образа, а художественный строй его картин дает возможность проявиться различным человеческим переживаниям: от радости и счастья до тоски и горя, либо до смешения чувств. Цветовой строй картины вмещает в себя краски светлые и темные, насыщенные и неброские, радостные и грустные, мертвенные и трепетные. Это палитра эмоциональных качеств цвета, участвующих в общем впечатлении от произведения.

При оценке эмоционального состояния человека мы подразумеваем положительные и отрицательные эмоции. Человек всегда стремится повысить уровень приятного и уменьшить уровень неприятного. При сложении положительных и отрицательных составляющих получается некая сумма чувств, называемая уровнем душевного комфорта. Для возникновения положительных эмоций необходимо, чтобы в результате зрительного восприятия поступившая информация превысила усредненный порог нормы, явилась своего рода сюрпризом, приятной неожиданностью. Желание расширить познания в связи с возникшими образами подогревает наш интерес и усиливает притягательность искусства.

В раннем детстве у человека формируются две психофизиологические системы. Одна из них обеспечивает безопасность организма – эмоция страха, а другая, творческая, обеспечивает активную, познавательную деятельность. Эти системы – антагонисты. Избыточная активность одной подавляет другую со всеми вытекающими отсюда последствиями. И не отсюда ли следует тот факт, что обучение “из-под палки” не дает положительных результатов, сковывает потребности в творческой деятельности? Талант, дарование в любой сфере раскрываются лишь тогда, когда человек окажется к самостоятельному труду. Поэтому нет смысла тащить кого-либо на аркане к “самовыражению”.

Эмоции всегда тесно связаны с ассоциативным восприятием действительности. В энциклопедическом словаре слово “ассоциации” разъясняется как психологическая связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, двигательными актами, идеями и т.п.); различают ассоциации по смежности (в пространстве или во времени), сходству и контрасту. Таким образом, ассоциацию составляют два компонента: психический и физиологический.

С позиции психологии ассоциации – это представления, связанные в сознании человека с предыдущим жизненным опытом. Одно представление может вызывать другое по противоположности (теплая или холодная вода), по сходству (силуэт горы похож на голову человека) или смежности (совмещение форм и направлений).

Вспомним, что психическая деятельность человека имеет трехуровневую организацию: сознание, подсознание, сверхсознание. Уточним эти понятия.

Сознание – это специфическая форма отражения действительности, оперирующая знанием, которое с помощью слов либо образов художественных произведений может быть передано людям в виде культурного наследия.

Подсознание – это разновидность неосознанных психических явлений, которые в определенных условиях могут быть осознаны. Автоматизированные навыки в виде хорошо усвоенных норм поведения и жизненного опыта наполняют подсознание конкретным содержанием.

В подсознании находится механизм, от работы которого зависят наши эмоциональные переживания. В процессе эволюции человечество неоднократно убеждалось в преимуществах определенных форм организации норм поведения и создаваемых эстетических ценностей. Сюда можно отнести многие композиционные средства: соразмерность частей целого, метроритмические повторы, отбор основных деталей и многое другое.

Сверхсознание проявляется на первоначальных этапах любого творческого процесса, не контролируемого сознанием и волей, в форме творческой интуции, как проявление интеллекта человека. Основу сверхсознания составляют трансформация и рекомбинация следов личностных впечатлений, хранящихся в копилке памяти конкретного субъекта. Деятельность сверхсознания всегда ориентирована на следующее:

А) на удовлетворение идеальной потребности, конкретное содержание которой зависит от характера возникающих идей;

Б) жизненный опыт человека, хранящийся в его сознании и подсознании; при этом сознание ведает отбором возникающих идей за счет логического анализа, а затем сопоставляет их с практикой.

Для творческой деятельности, как отмечалось выше, благотворны положительные эмоции, поэтому важно создавать для процесса творчества комфортную среду, которая складывается из различных факторов: достаточной освещенности рабочего места, спокойного цветового фона, музыкального наполнения, обонятельных и сенсорных ощущений. И наоборот, отрицательные эмоции делают нервную систему более жесткой и способной к решительным действиям. В жизни творческому человеку очень часто приходится решительно отстаивать свои взгляды и убеждения.

Прямые и косвенные ассоциации.
Использование различных техник в формировании ассоциативного мышления

Любая фантазия имеет предметную основу. А форма предмета всегда содержит в себе оценочно-ассоциативный аспект.

Прямые ассоциации связаны с получением изображений, адекватно соответствующих их содержанию, а косвенные ассоциации возникают при неполном соответствии изображений их содержанию. Ассоциации являются тем стимулом, который активизирует наши чувства, воздействующие на мышление. Наше воображение позволяет обнаруживать различные сюжеты, подобные тем образам, которые мы видим в плывущих облаках. Мы распознаем неизвестное (форму, фигуру, конфигурацию) путем сравнения с известным по частям или целостно.

Для развития ассоциативного мышления учащимся необходимо освоение художественных средств и выразительного языка. Одним из эффективных методов ассоциативного стимулирования воображения являются упражнения в технике монотипии, которая служит своего рода символом случайного, свободной импровизацией изобразительного решения. А свобода приносит и хаос, который может быть не менее выразительным, чем организованный порядок.

Монотипия (от греческого monos – один, единственный и tupos - отпечаток) – это своеобразная техника, по внешнему виду близкая акварели или живописи жидким маслом. Написанное жидкими красками изображение на металлической доске переносится на бумагу или холст с помощью офортного станка. При этом получается единственный в своем роде оттиск, который невозможно повторить.

Монотипия требует быстрой работы – на одном дыхании. Печатают сразу, пока не высохли краски. Темпераментная техника и художественное своеобразие монотипии создают гибкость и подвижность мазка. Техника монотипии представляет художнику большое разнообразие творческих решений при условии культуры и тонкости живописного дарования. Необычайное соединение в монотипии приемов гравюры и живописи таит в себе очень интересные и самые неожиданные возможности художественного языка.

Эмоциональную реакцию у человека вызывают визуальные признаки формы, а именно: контуры – очертания – силуэты-границы, разные виды контрастов, цветовые особенности. При размытых границах возникает неопределенность представления о форме, что вызывает ассоциативность ее восприятия. При этом в сознании возникает доминирующий признак наблюдаемой формы; она начинает соответствовать определенному смысловому и эмоциональному значению. Велики так же возможности дальнейшей трансформации формы в целях получения нового качества. В этом случае в нашем сознании проявляется так называемый принцип пятна.

В свое время Леонардо да Винчи рассуждал об образах, возникающих при рассмотрении бесформенных пятен, имеющихся на различных поверхностях. Немецкий художник М. Эрнст в результате многочисленных экспериментов разработал графический прием, получивший название фроттаж. Суть его состоит в том, что, положив лист бумаги на неровную поверхность какого-либо предмета (кора дерева, листья с прожилками, крупный кусок щебня, куски размотанных ниток и т.д.), художник при помощи растирки (штрихования) получает фантастические, непредсказуемые изображения фактуры с элементами случайности и неожиданности.

Техника фроттажа впоследствии была переведена художником в живописную технику граттажа (выскабливание), при которой процарапанный слой открывал предыдущий нижний слой. Это отдаленный аналог техники сграффито, используемой в монументальном искусстве и представляющей собой способ декоративно-художественного решения отделки стен, при котором рисунок процарапывается в верхнем слое штукатурки; открывающийся нижний слой отличается по цвету. Таких слоев может быть несколько.

Полученные причудливые изображения (суггестивные формы) прорабатываются различными способами и дополняются деталями до получения определенного впечатления.

Освоение методов получения изображений с частичной информацией при помощи технических приемов и многообразия фактур позволяет получать не только спонтанные изображения, но и запланированные, с частичной или неполной информативностью завуалированного изображения, при котором один предмет видоизменяется, перетекает в другой. Силуэты этих изображений организуются при последующей доработке в определенные ассоциативно-образные структуры. Это могут быть графические или цветовые очертания с задуманным эмоциональным воздействием. Ассоциативное мышление активно включается при узнавании полученных изображений, и эти возможности расширяются по мере накопления практического опыта. При выполнении упражнений целесообразно следовать образно-содержательной стороне композиции с выбором соответствующих цветовых сочетаний в целях получения различных качеств формы.

Творческий процесс представляет собой преобразование, интерпретацию зримых форм мира, в том числе и локального объекта изображения, за счет создания изобразительных параллелей и пластических метафор, смысл которых сводится не только к воспроизведению форм предметов, но в первую очередь – к воспроизведению духовного мира, связанного с индивидуальным видением и переживанием художника.

Изобразительное искусство, воздействуя на наше воображение путем пробуждения ассоциативных мыслей и чувств, связанных с представлениями о реальной действительностью в процессе зрительного восприятия, способствует возникновению художественного образа. Живопись может вызывать в нашем сознании не только изобразительные , зримые образы, но и не изобразительные (у них есть другое название: выразительные), не имеющие конкретной пластической формы. Такие образы выражают душевное состояние человека, например грусть и радость, умиротворение и восторг, полет и падение и т.д. такое деление, конечно, условно, но оно позволяет достигать определенной полноты изобразительного решения.

Зрительные иллюзорно-пространственные ассоциации

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств, и самым важным из них является зрение. Окружающий нас мир многоцветен. Являясь свойством поверхности любого предмета, цвет всегда связан в памяти с представлением его сущности.

Холодные, отступающие в глубину оттенки синего, сине-зеленого, фиолетового цвета перестраивают пространство в сторону открытости, в противовес теплым оранжево-красным цветам, стремящимся к сжатию и замкнутости пространства. Холодные цвета пассивны и статичны, они легко ассоциируются с гладью водных пространств, необозримой глубиной, в которой все растворяется и исчезает. При переключении нашего внимания с теплых цветов на холодные происходит плавное перетекание ощущения физического пространства в иллюзорное, в котором формы приобретают ассоциативный оттенок и эмоциональную окраску.

Фактурно-осязательные и обонятельные ассоциации

Материальным носителем и источником эмоционального воздействия является живописная фактура картин, например, при комбинации гладкого и фактурного письма. В этом смысле нас покоряют выразительность и страсть, выраженные не только в живописной манере, но и в фактуре мазка.

Механизм воздействия запахов на сознание человека еще недостаточно выявлен, но различные эксперименты показали, что запахи обладают исключительной силой вызывать ассоциации.

Вкусовые ассоциации

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как различные виды рекламы эксплуатирую инстинкты человека. Например, в рекламе пищевых продуктов искусно приготовленные блюда являются прямым обращением к чувству голода, вкусовым ощущениям, то же касается и рекламы жвачки, зубной пасты. Многие люди выбирают определенный вид товара из-за приятного вкуса, который косвенно апеллирует к чувству голода.

Говоря о воздействии цвета – он может вызывать вкусовые ассоциации.

Слуховые ассоциации

Важнейшим информационным каналом для человека, вторым после зрения, является слуховой канал. Образно выражаясь, наши глаза и уши – это окна, распахнутые в мир. без них невозможно восприятие живописи и музыкального искусства. Способность человека сопоставлять и сравнивать информацию, поступающую по зрительным и слуховым каналам в виде возникающих при этом звукозрительных ассоциаций и впечатлений, называется синестезией. А так как ассоциации являются продуктом творческого мышления, то речь пойдет о кажущихся, воображаемых вещах. Например, при прослушивании музыкальных произведений многие люди “видят” музыку в виде графических цветовых и пластических образов.

Обратимся к В.Кандинскому. в основе его творческой философии лежало представление о музыкальных и эмоциональных эквивалентах цвета и о строгом взаимодействии форм. “Слышание цвета”. Он утверждал, что “цвет – это клавиши, глаз – молоток, душа – многострунный рояль”. Композитор А.Н. Скрябин эмпирическим путем составил параллельную таблицу звуковых и красочных тонов (он применил этот принцип в симфонии “Прометей”). Главными в музыка являются чувства, эмоции, настроение, тончайшие нюансы которых доступны выражению музыкальными средствами. Зрительный и слуховой аппараты человека тесно взаимодействуют между собой в чувственном понимании мира. Многие звуковые впечатления могут вызывать соответствующие им зрительные ассоциации, например крик петуха ассоциируется с ранним утром, с восходом солнца. А великолепный некрасовский образ “идет, гудет зеленый шум” ассоциируется по своему значению с ветреной погодой. На ассоциативных свойствах нашего мышления, на способности сопоставлять и соединять зрительные и слуховые впечатления основываются изобразительные возможности музыки, выражаемые мелодией, ритмом, тембром. Так, четкий музыкальный ритм ассоциируется с энергией и силой, а прерывистый – с растерянностью. Взаимодействие высоких и громких звуков позволяет выразить раскаты грома и блеск молнии, а низкие и негромкие звуки могут стать выражением тишины и спокойствия.

В многообразных живописных произведениях часто прослеживается музыкальная направленность изображения. При этом художники руководствуются двумя мотивами. Для первого характерным является подражание музыке по содержанию; художник стремится передать специфическими живописными средствами впечатления от конкретного музыкального произведения, т.е. здесь налицо общее эмоциональное воздействие, ведущее к возникновению ассоциаций “чувство – цвет”. Для второго характерным является подражание музыке по форме, языку и способу мышления, в условном метафорическом смысле – это “музыкальная живопись”. Косвенное заимствование живописью языка музыки – движения и выразительности – придает изобразительному произведению музыкальность. При различии материала и языка музыку и живопись объединяют закономерности композиционного построения, цветовой строй, симметрические или асимметрические приемы построения формы произведений и т.д.

Цвет – это музыка, в которой всего лишь одна фальшивая нота может испортить все произведение. Каждый отдельно взятый цвет может звучать самостоятельно, а может, в сочетании с другими цветами и их оттенками, образовывать единую полифоническую цветовую систему. По убеждению выдающегося швейцарского живописца А. Бёклина, “каждая картина должна рассказывать о чем-то, заставлять зрителя думать, подобно поэзии, создавать у него впечатление музыкального аккорда”.

На практических занятиях по ассоциативной композиции в живописи, при выполнении цикла формальных упражнений на выражение определенных эмоций или визуального эмоционального строя музыкального произведения (представить в цвете его настроение).

Необходимо отметить, что в тех случаях, когда цвет связан с абстрактными понятиями и эмоциональными впечатлениями, принято говорить о цветовом мышлении и цветовой символике. Если в нашем сознании “окрашиваются” слуховые впечатления – музыкальные произведения, тембры музыкальных произведений и т.д., - то мы имеем дело с так называемым цветовым слухом.

Упражнения на представление звуковых явлений (колокольный звон, шорох, журчание, крик и т.д.) позволяют осмыслить и воплотить их в визуальную субстанцию. Подобные упражнения способствуют раскрепощению ассоциативных возможностей воображения, развитию абстрактного мышления и навыков визуального воплощения различных явлений в условной форме за счет выразительных средств линии, пятна, цвета.

Упражнение на представление звуковых явлений: звон, мелодия, настройка, тарелки, пробка, пружина, вибрация, тишина.

Экспериментально установлено, что при прослушивании классической музыки возникают состояние комфорта, душевного равновесия, ощущение легкости и тепла, тихой грусти или радости. В то же время появляются различные воспоминания, становится легче фантазировать и размышлять. Это говорит о высоком уровне ассоциаций и абстрактного мышления, об обобщенности понятий, что характерно для активации правого полушария мозга. Поэтому обращение к музыкальным аналогам построения художественной формы не является случайным. Прослушивание музыкального произведения – это своего рода источник, вызывающий абстрактные или изобразительные ассоциации. Музыкальные впечатления определяют различные изобразительные средства. Кроме того, на цветовую форму изображение оказывает влияние эмоциональный мелодический строй музыкального произведения, который определяет местонахождение линий, фигур и пятен цвета в композиции.

Если принять во внимание современную ритмичную музыку, то она вызывает, прежде всего, желание двигаться, ни о чем не думая. Палитра эмоций у нее ограничена: либо безудержное веселье, либо тоска, тревога и одиночество. Возникающие ассоциации при этом носят приземленный, бытовой характер. Это объясняется тем, что при функциональном лидировании левого полушария (в данном случае) облегчаются двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Классическая и современная музыка активизируют разные полушария головного мозга и вызывают разные по глубине и эмоциональности чувства.

Развитие способностей к творческому воображению с помощью музыки показывает поступательный путь от создания простейших абстракций до сложных полифинических произведений. В этом нас убеждает творчество испанского архитектора А. Гауди, непревзойденные шедевры которого действительно представляют собой “застывшую музыку”.

Цветовые ассоциации

Восприятие цвета – сложный процесс, обусловленный не только физическими, физиологическими, но и психологическими факторами. За долгий путь развития человеческого зрения, психологическое воздействие цвета совершенствовалось от элементарного цветоощущения до высоко развитого чувства цвета современного человека.

В психологии чувство цвета, в отличие от простого ощущения, понимается сложное, обогащенного восприятие цвета, когда возникают определенные образы, связанные с ними воспоминания, эмоции, психические состояния. То есть появляются ассоциации, связанные с цветом.

Эмоциональные ассоциации могут быть позитивными, негативными или нейтральными. Например, веселые, грустные, безразличные.

Цвет может возбуждать кроме органов зрения и другие органы чувств – осязание, слух, вкус, обоняние. То есть цвет может вызывать такие физические ассоциации, как легкий, холодный, тихий, гладкий, отступающий, тяжелый и т.д.

Возникающие при восприятии цветов ассоциации – несобственные качества цвета. Собственные качества цвета – это такие основные характеристики, как цветовой тон, светлота, насыщенность. Несобственные качества, отражающие тесную связь цвета с предметом, всегда были очень важны для всех видов искусств, так как благодаря им можно усиливать выразительность и эмоциональный настрой художественного произведения, пространства в интерьере и т.д.

Пространственные свойства цвета были замечены и использовались еще художниками эпохи Возрождения, которые в своих работах пользовались как линейной перспективой, так и воздушной, и цветовой. Передние планы на своих полотнах они изображали в теплых коричневатых тонах, а дальние – в прохладных, высветленных, сине-зеленых, голубых тонах.

В основе различий цветов лежат вековые ассоциации с теплыми и холодными предметами и явлениями окружающего человека природного мира. например, красный цвет воспринимается как теплый, потому что он ассоциируется с огнем. Синий же цвет воспринимается холодный, потому что он ассоциируется с водой, льдом, небом и, естественно, вызывает у нас чувство прохлады и свежести. Данные “природные” ассоциации легли в основу принятого в цветоведении разделения спектрального цветового круга на теплую и холодную части.

Темные цвета будут казаться теплее, чем соответствующие им светлые. Явления последовательного контраста будут давать “температурные” оттенки. Например, чистый красный цвет на фиолетовом фоне будет казаться теплее того же красного на оранжевом фоне. Умение видеть относительные качества цветов – изменение их “температурности” - служит прекрасным подспорьем для создания цветовых гармоний.

Ассоциативная композиция

Ассоциация – психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом. Фактически каждый предмет вызывает какую-либо ассоциацию, каждая форма выражает определенный характер (эскимос – снег, север; ночное небо – бесконечность; пантера - изящество и коварство). Очень простая ассоциация у слова “карнавал”. Это яркие краски, динамика, огненные вспышки, контрасты. А если взять более тонкие связи, например звуки скрипки, стихи Маяковского, то мы вступим в тот раздел композиции, который потребует дополнительного процесса, чистого творчества, идущего дальше технического мастерства. Творчество – процесс почти неуправляемый; если стихосложению можно научится, то поэзии научиться нельзя. Но все же…

Попробуем чуть снизить, приземлить проблему, может быть, тогда наши рассуждения смогут принести ощутимую пользу. Обратимся к тем формам и средствам композиции, которые наиболее тесно связаны с внешней стороной изображения, то есть сами по себе материальны: цвет, контраст, симметрия, текстура и т.д. Эти средства активно ассоциируются с предметами и абстрактными понятиями, легко применимы и, главное, легко перекладываются на слова. Перечислим наугад несколько понятий, совершенно не связанных друг с другом, просто первыми пришедшими в голову:

- эмоция;

- страна;

- писатель;

- музыка.

Каждое из понятий можно конкретизировать, сделать названием композиции.

Эмоция:

страх;

печаль;

радость;

нежность.

Страх. Это чувство можно выразить мятущимися, динамичными, темными мазками, а можно показать зловеще-темной поверхностью со вспышками темно-красного цвета. Цвета могут быть в диссонансе друг с другом.

Печаль. Изобразительным аналогом этого чувства видится сдержанная по цвету и несколько статичная композиция. Нейтральные серые тона с тенденцией к холодной гамме, нечеткие границы цветовых пятен, нет резких контрастов.

Можно ли для выражения печали пользоваться описательной, фигуральной композицией, к примеру, изобразить грустную девушку у окна, за которым идет унылый дождь? Конечно, можно, но ассоциативная композиция по своей глубинной сути не иллюстративна, а эстетически формальна, то есть не требует литературы, рассказа. Ассоциативная композиция является уже произведением искусства, но в реалистическом искусстве ассоциация – это общий замысел, основная идея, требующая дальнейшей разработки, наполнения конкретными образами.

Радость. Разливы теплых, ярких, чистых тонов, многоцветная светлая гармония. Композиция открытая, динамичная, свободная.

Нежность. Нечто голубовато-розовое, неяркое, спокойное. Поверхность нефактурная, гладкая, без резких контрастов и темных тонов.

Здесь уместно отметить, что перечисленные композиционные замыслы необязательно должны быть такими, какими их видит автор, у каждого художника свое видение предмета, своя эмоциональная палитра. Но в основных своих характеристиках ассоциативные композиции разных авторов все-таки не будут сильно отличаться друг от друга, как говорится, пойдут в одну страну. Кстати попробуем определить словесно ассоциативный ряд, связанный с характерными странами.

Страна:

Египет.

Япония.,

Русь.

Индия.

Египет. Ассоциативный образ Египта – желто-коричневые тона, гармония геометрических форм, прямых линий, ощущение величественного спокойствия. Построение картины видится плоским.

Япония. Сдержанные тона зеленовато-охристой группы, тонко-орнаментальная основа композиции настраивают на два уровня восприятия: с дальнего расстояния воспринимается изысканная гармония целого, вблизи взгляд последовательно перемещается от детали к детали, втягиваясь в расшифровку изобразительного ребуса.

Русь. Прежде всего это нечто яркое, широкое, раздольное, как русская песня. Краски не знают строго определенной гаммы, их многообразие и открытость дают сочность колорита, свободно соединяют противоположные цвета. Русская палитра больше любит красное, белое, зеленое, чем фиолетовое, синее, серое.

Индия. Яркость чистых красок, оранжево-желтое на темно-синем, присутствие золотистых тонов ассоциируются с синевой моря, ослепительным солнцем, густыми тенями.

Обратимся теперь к третьему слову из случайного перечня.

Писатель:

Л.Н. Толстой.

А.П. Чехов.

Фамилии, в общем-то, на уровне поверхностного подсознания, но так как они первыми приходят на ум при слове “писатель”, то именно они олицетворяют собой типичные ассоциации.

Л.Н. Толстой. Образ беспокойный, тяжелый, многоплановый. композиционный замысел сразу отвергает тонкое изящество, филигранность, бесплотность. Краски коричневой группы, земляные, насыщенные.

А.П. Чехов. Экономность языка, изящество, интеллигентность, мягкий юмор дают ключ для ассоциативной композиции. Гамма светло-серебристая, меланхоличная, уравновешенная.

И, наконец, еще одна группа композиций на тему весьма абстрактного понятия – музыки. Как ни странно, музыку художникам легче выразить в предметной форме, чем сугубо ассоциативно, тем не менее попытаемся найти словесный эквивалент беспредметной композиции.

Музыка:

Симфония.

Романс.

Фортепианный концерт.

Симфония. Это торжество строгих, сложных красок, колорит мощный, насыщенный. Композиция видится вертикальной, взлетающей, заполняющей всю плоскость.

Романс. Нечто серебристо-синее, композиция с движением вверх, цветовые пятна нежестки, несколько скруглены, может быть даже расплывчаты.

Фортепианный концерт. Вписанная в квадрат черно-белая ритмическая композиция, подчеркнуто четкая градация тонов. Яркий спектральный цвет в этой композиции, скорее всего, не участвует. Композиция сдержанна и строга, динамична и свободна.

Как видим, тип и форма ассоциативной композиции диктуются не только общей темой произведения, но и его душой, сущностью. Разомкнутость и парадоксальность Кафки, целостная гармоничность Тургенева, искрометность гения Пушкина, основательность Бальзака, романтическая странность Грина, мужественность Джека Лондона, светлая лиричность Пришвина – все это вызывает вполне определенные и совершенно разные ассоциации. Здесь особое значение приобретает новое качество композиции, которое не могло напрямую появиться среди формальных средств. Это качество – художественная выразительность.

Свойство произведения, в котором проявляется способность ярко и точно, в прекрасной внешней форме и с внутренней глубиной выразить идею, замысел художника, - это и есть выразительность композиции. Это качество нельзя вычислить, перевести на формальный язык, оно или есть, или его нет. Категория сугубо творческая, выразительность рождается всеми средствами композиции, и в то же время никакое средство не гарантирует художественной выразительности. Она проявляет себя только в законченном произведении и в огромной степени зависит от “чуть-чуть”. Никто из художников никогда не задумывает маловыразительного произведения, и если оно таковым получилось, художник может только посетовать и… начать все заново.

Художественная выразительность – конечный продукт композиции, ее цель и вершина.

Соответствие, совпадение восприятия произведения с тем, что хотел выразить автор, - непременное условие правильной оценки ассоциативной композиции. Не читавший Чехова просто не имеет в своем сознании его обобщенного образа и не сможет понять, насколько точно или неточно выражает композиция сущность произведений писателя. Адекватность предполагает соответствие уровней образования художника и зрителя, воспитание на общих духовных ценностях, на общей литературе, на общем понимании юмора, на общности взглядов на жизнь. Люди своего круга – так можно определить коллективного зрителя, на которого художник рассчитывает, создавая свое произведение.

Здесь уместен контрвопрос: а разве искусство одной страны непонятно зрителям другой? Разве разные социальные слои общества не могут одинаково глубоким чувством воспринимать признанные шедевры и совершенно новые произведения? Разве ассоциация радости не одинакова в эпоху Ренессанса и в двадцатом веке? Да, все это так, но мы должны ясно понимать, что ассоциативные композиции представлены двумя большими семействами.

Семейство первое отражает вечные и всем близкие понятия: любовь, радость, тревогу, смерть и т.д. , которые не требуют никакого объяснения, они направлены непосредственно к чувству. Семейство второе несет в себе сюжетность и определенный культурный слой: все композиции, связанные с мифологией и библией, историей, литературой, в своей ассоциативной форме требуют знания и понимания культурных процессов, иначе это будут просто ребусы. Например, если назвать ассоциативную композицию “Серебряный век”, то мы изначально должны предполагать, что зритель знает, когда и по какому поводу возникло это словосочетание, каковы черты поэзии того времени и какие поэты были в эту эпоху. Или ассоциация “Египет”: если зритель совершенно не знает истории, эта композиция ничего не будет значить для невежды.

Адекватность восприятия – разговор на понятном языке.

Ассоциативная композиция может создать полнокровную художественную ткань, нередко более тонкую и изысканную, чем образы в сюжетной композиции, но эта ткань не обладает конкретностью, она допускает субъективное толкование, произведение как бы не имеет последнего слова, последнего мазка художника, превращающего композицию в законченный образ. С другой стороны, любая композиция несет в себе элемент ассоциативности – будь то сугубо формальная композиция на ритм или динамику, сюжетная ли картина с тщательно разработанными персонажами и предметами. Нам важно было очертить круг задач, вычленить на каком-то этапе эту творческую субстанцию - ассоциацию, чтобы особо обратить на нее внимание, а на самом деле расчленение целостного композиционного процесса – весьма искусственное и насильственное явление.

Ассоциация является связующим звеном между инструментальной, рационально-рабочей стороной композиционной деятельности и высокими духовно-чувственными задачами художественных произведений. Так уж случилось (и это, скорее всего, закономерность), что самые первые художники в своих наскальных рисунках изображали вполне конкретные предметы: копья, стрелы, животных, охотников. Искусство зарождалось как подражание реальности, и до наших дней оно продолжает развиваться на почве предметного подражания, хотя духовно-ассоциативное наполнение приобретает главенствующее положение.

Проще говоря, почти все изобразительное искусство предметно. Это совсем не отменяет ассоциативности, опосредования образа.

Задания по ассоциативной композиции

1. Цветопортрет души.

2. Мой характер (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник).

3. Эмоциональные ассоциации (страх, печаль, радость, нежность, грубость, активность, спокойствие)

4. Вкусовые ассоциации (кислое, сладкое, острое, соленое, горькое)

5. Ассоциации страны (Египет, Япония, Русь, Индия, Америка, Испания, Африка)

6. Ассоциация писателя (Толстой, Чехов, Носов, Лермонтов, Пушкин)

7. Музыкальные ассоциации (симфония, романс, фортепианный концерт, марш, рэп, хип-хоп, диско)

8. Аромо ассоциации запаха (цветов, духов, нашатыря, хлорки, зелени, всевозможных запахов)

9. Ассоциация “Времена года” (весна, лето, осень, зима)

10. Ассоциация стихий (земля, вода, огонь, воздух)

11. Темы станковых композиций на эмоциональных ассоциациях:

“Негромкий разговор”   “Последняя встреча”
“Строгий выговор”   “Романтический ужин”
“Печальное настроение”   “Школьная радость”
“Неожиданное событие”   “Удивительный сюрприз”
“Спокойная старость”   “Неудержимая молодость”
“Злая шутка”   “Веселый танец”

Задание по ассоциативной композиции (графика)

Графические ассоциации времени суток:

Завтрак
Обед
Ужин
День
Ночь
Утро
Вечер

Графические ассоциации движения:

Веселый обед
Страстный ужин

Графические ассоциации эмоций:

Удивление
Восторг
Настороженность
Прямолинейность

Графические ассоциации звуков:

Звон
Мелодия
Настройка
Тарелки
Пробка
Пружина
Вибрация
Тишина

Графические музыкальные ассоциации:

Танец с саблями
Реквием
Аве Мария

Задание-игра по ассоциативно-формальной композиции

Преподаватель заготавливает карточки со словами (прилагательные, существительные, словосочетания), учащийся вытаскивает 3-4 карточки - составляет предложение и иллюстрирует ситуацию.

Например:

Ночь, кукла, комната, грустная;

Дорога, длинный, горы;

Неприятный, школа, утро, разговор;

Свидание, неожиданное, девушка;

Любовь, животное, рынок.