Интерпретация стихотворения М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу"

Разделы: Литература


Цели:

Образовательная: попытаться раскрыть силу и глубину чувства и мысли, ее художественное воплощение в стихотворении;

Развивающая: помочь учащимся подняться до миропонимания гения. Развивать навык вдумчивого чтения, внимательно и бережного отношения к слову; развивать ассоциативно-образное мышление, наблюдательность, память, расширять лексикон;

Воспитательная: воспитывать интерес и уважительное отношение к личности поэта и его духовным поискам; Помочь извлечь из знакомства со стихотворением вечно ценное и крайне необходимое для нравственного возрастания учащихся.

Оборудование:романс на стихотворение «Выхожу один я на дорогу», портрет Лермонтова, «Анализ лирического стихотворения» (таблица).

Эпиграф: ...в поэзии Лермонтова резко изумительное присутствие мысли в художественной форме. В.Г. Белинский

Ход урока

Учитель читает первые строки стихотворения:

«Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит...»

Этот «выход» уже свершился, когда в ранних поэтических пробах определились и ум, и сметливость, и характер, сила и свобода духа, жажда борьбы и подвига.

Этот «выход» свершился тогда, когда.. (Обращаюсь к ученикам с предложением продолжить мою мысль)

  • Лермонтов, потрясенный гибелью Пушкина, напишет стихотворение «Смерть поэта» («Воззвание к революции», так оценил Бенкендорф), а И. Золотусскии назовет за смелость и гражданское звучание «его 14 декабря».
  • Когда Лермонтов, защищая честь мундира, принимает вызов на дуэль Баранта. «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде».
  • Когда в боевых действиях на Кавказе проявлял отчаянную храбрость и отвагу и был представлен к награждению.

Учитель продолжает диалог.

В короткие перерывы между ожесточенными боями и изнурительными переходами поэт создает несколько превосходных стихотворений и в их числе «Выхожу один я на дорогу».

Не перестаю восхищаться тому, как в условиях военных действий, походов поэт продолжает тщательно работать над словом.

Стихотворение датируется маем – началом июля 1841 года. Что вам известно о последнем годе жизни Лермонтова?

  • Предчувствует конец.
  • Мечтает об отставке, страстно хочет посвятить себя только литературной деятельности, а царь дает строжайшее предписание, «чтобы начальство отнюдь не осмеливалось ни под каким предлогом удалять его, Лермонтова, от фронтовой службы в своем полку».

Учитель: Сейчас прозвучит стихотворение. Какие советы вы бы дали чтецу?

(дома учащиеся готовили выразительное чтение стихотворения). Что влияет на чтение?

  • Необходимо учитывать размер стихотворения.
  • Не все части звучат одинаково; мысль поэта получает развитие.
  • Нужно учитывать жанр и композицию стихотворения.

Учитель: Определим композицию стихотворения (если понимать под композицией лирического высказывания организацию, расположение словесных образов, стихов, строф, элементов пейзажа).

В чем особенность чтения каждой части?

  • Можно найти 3 части. Строки первой части рождают ощущение светлого и ясного покоя, умиротворенности, тишины. Выразительность и музыкальность стихам первой части придает повтор звуков [у], [а] – ассонанс.
  • Поэт испытывает восторг от созерцания красоты.
  • Торжественно, возвышенно звучат строки «торжественно и чудно спит земля в сиянье голубом».
  • В мире гармония, поэт ощущает блаженство.

Учитель: Один из тех людей, кому не раз доводилось видеть нашу планету с борта космического корабля, вспоминает, что, когда он впервые взглянул в иллюминатор, ему вспомнилось с детства знакомые строки: «В небесах торжественно и чудно...»

«Как мог он это написать?! – удивленно восклицал космонавт, – ведь только с той высоты, оттуда можно увидеть, что зеленый шар окружен голубым ореолом...»

Видимо, глаз гения видит все сокрытое для людских глаз, и он увидит землю именно такою, какою она увиделась его душе, возвысившейся до Космоса, – в торжественном и чудном голубом сиянии.

вторая часть начинается с вопросительных предложений:

«Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем? »

При чтении необходимо передать боль страдания, отчаяние.

  • Как вопль, как надрыв, звучат стихи второй части.
  • Грусть, трагизм одиночества слышатся в этих стихах.

Учитель обращает внимание на то, что третья часть стихотворения – это одно большое предложение.

Вводится понятие периода Напевность заключительной части обусловлена повтором звуков

[л], [л ] – аллитерация,
[е], [и] – ассонанс

Учащиеся определили жанр стихотворения. Это элегия (жалоба, выражение печали, результат философского раздумья над сложными вопросами жизни). Это исповедь Учитель. И. Андроников: «Это мысли, произнесенные тихим голосом про себя»

Выразительное чтение стихотворения. Учитель называет цели урока: попытаемся раскрыть силу и глубину чувства и мысли, ее художественное воплощение в стихотворении.

В.Г. Белинский относил стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское»: это итог многих исканий, тем и мотивов.

Кто-то из современных лермонтоведов назвал этот шедевр «визитной карточкой поэта».

Так ли это? «Wir den Dichter will verstehen, muz in Dichters Lande qehen»

Гете

Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.

Учитель. Какие мотивы, образы, характерные для Лермонтова, воплотились в стихотворении?

  • Мотив одиночества. «Выхожу один я на дорогу» в первой части стихотворения.
  • Мотив дороги, пути, странничества. «Кремнистый путь» во втором стихе, восхищавший Л.Н. Толстого как метко схваченное впечатление кавказского пейзажа.

Учитель: Это ведущий мотив. Ключевое слово у поэта ставится в начале строки. «Выхожу…»

Как называется такой художественный прием?

  • Изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели называется инверсией.
  • Мотив песни «сладкий голос» (третья часть).
  • Мотив любви.
  • Мотив неба и Земли.

«В небесах торжественно и чудно
Спит земля в сиянье голубом».

  • Мотив сна-мечты «Я б хотел забыться и заснуть» 3 часть
  • Мотив свободы и покоя. «Я ищу свободы и покоя …»

Какому из художественных методов соответствуют эти мотивы?

(Романтизм).

Итак, уже 1 стих задает широкий круг проблем.

Что представляете вы, когда слышите первый стих?

  • Странник идет по дороге вдаль.

Учитель: Странник – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье. (Словарь Ожегова).

  • Человек, наблюдающий жизнь и нравы людей,

Учитель: (а значит, вступающий в контакт с окружающим миром).

  • Путник – путешественник – странник).

Учитель: Пилигрим (кн. уст.) – паломник, путешественник-богомолец, ищущий спасения и истины (контакт с Богом). Скиталец – бродяга – человек, вручивший свою судьбу неведомым силам.

Чем отличается странник от бродяги?

  • Идущий по дороге продвигается к цели, а бродяга ее не имеет.

Поэтический словарь стихотворения состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблемантичных слов, каким является слово «дорога».

Сообщение ученика. «Значение слова дорога в поэтике М.Ю. Лермонтова».

Учитель: Образ «идущего» имеет и другой устойчивый смысл.

Это знак не только контакта, но и знак внутреннего изменения.

Движущийся герой или возрождающийся, или погибающий. Дорога не отделима от движения во времени.

Но «один я» – противоречит состоянию контактности. «Я» изолировано от всего мира.

Лирическое «Я» не включено в поток временного развития – оно отвергает и прошлое, и будущее:

«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.»

Герой вне времени.

Значит, вопрос о развитии снимается, а тем самым снимается и мотив дороги.

Дорога – это не мир лирического героя, а антимир.

Движение не есть форма бытия лирического героя.

Звуковой повтор – палиндром

один я на дорогу

одна – надо

закрепляет эту антитезу.

Итак, если говорить о горизонтальной организации художественного пространства, она снята.

Горизонтальное измерение сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость – в символическое пространство всей Вселенной.

Вертикальная организация пространства предполагает соотнесенность с образом неба, Бога или прикрепленность к земле.

Перечитаем первые 6 стихов, выделим наиболее характерные для Лермонтова приемы изображения природного мира.

  • Здесь нет сложных тропов.
  • Олицетворения «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» усиливают впечатления тишины и покоя.
  • Предметные эпитеты «кремнистый путь», «сиянье голубое» помогают увидеть величие и красоту ночи.

Учитель: Стремление к расширению поэтического словаря побуждало Лермонтова обновлять эпитеты, жертвуя созвучными, но избитыми определениями – «кремнистый путь».

А может быть, что-то другое хотел сказать поэт эпитетом «кремнистый»?

В. Брюсов. «Стихи пишут затем, чтобы больше сказать, чем в прозе»

Поэтическое слово живет не за счет своего основного значения, оно преобразуется в контексте. Сообщения. Значение слов «пустыня», «звезда» в лирике М.Ю. Лермонтова, (материал для сообщения почерпнут в книге Т.Г. Кучиной «Контрольные и проверочные работы по литературе», стр. 49-50, газете «Литература» 1994 г. №18).

С чем ассоциируется пустыня, которая «внемлет богу»? Вспомним пушкинские строки: «Духовной жаждою томим, в пустыне, мрачной я влачился».

  • Образ пустыни нарисован как возвышенный и одухотворенный, как символ величия и красоты мира.
  • Пустыня – место праведной, отшельнической жизни, где происходит духовное очищение человека, преодоление искушения.

Учитель: Обращение к иллюстрации. Крамской «Христос в пустыне». Христос сам пошел в пустыню. Зачем?

  • Чтобы укрепить себя в вере. И только потом пойти проповедовать новое учение. 40 дней и ночей дьявол искушал Христа.
  • Лицо Христа измучено постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира.

Учитель: Действительно, слово «пустыня» ассоциируется с возвышенными библейско – евангельскими мотивами. Это безмерное расширение значения слова и является его поэзией: безлюдье, одиночество, Бог.

Учитель: Уточним цветовую характеристику и вызываемые ей ассоциации.

Сема (единица смысла) слова голубой. Голубой, золотой, белый – эмблемы Бога, христианства. Синий цвет – небесный цвет.

Звучит песня «Синий цвет» (С. Никитин – Н. Бараташвили, перевод Б. Пастернака)

  • мечты
  • нежности
  • удаленности, недостижимости.

«Голубое сиянье» (любимый цвет Лермонтова) сообщает земному пейзажу космическую широту.

Мы видим грандиозную картину мироздания. И эта космическая картина никак не может быть бессмысленной и случайной.

Зачем она? Что хотел сказать этим поэт?

Ваши версии.

  • Небо и земля пребывают в вечной гармонии, и, может быть, на фоне этого еще острее ощущается одиночество лермонтовского лирического героя, мир его тревожных, мятежных чувств?

Величественный пейзаж не рассеивает душевные тревоги, а напротив, красота природы вызывает острее мучительный вопрос почему человек не знает покоя.

Если в настоящей литературе нет мелочей, то каждое слово и каждый знак нужны. Первая часть стихотворения заканчивается на 6 стихе. На что указывает многоточие?

  • Незаконченность высказывания (тема природы резко и внезапно останавливается).
  • На многочисленность размышления.
  • Природа восхищала и притягивала Лермонтова, и вместе с тем он мучительно ощущал свою оторванность от нее.

Чье это мироощущение? (Романтиков)

Учитель: А. Розанов: «Лермонтов – раб природы, ее страстный любовник, совершенно покорный ее чарам; и как будто вместе – господин ее, то упрекающий ее, то негодующий на нее... Бог, природа, «Я» (сам Лермонтов) клубятся в нем, и уже где вы этот ком не тронете – получите и Бога, и природу вслед за «я», или вслед за Богом является его «я»...

Вл. Соловьев: «...при всем своем демонизме, всегда верил в то, что выше а лучше его самого, а в иные светлые минуты даже ощущал над собою это лучшее:

И в небесах я вижу Бога...

Это религиозное чувство, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда в нем не умирало.

Откроем страничку «Лермонтовской энциклопедии» «Частотный словарь языка Лермонтова» (запись на доске была скрыта от учащихся)

  ч с д п
Бог 589 168 274 126
Дорога 146 47 19 68
Путь 139 99 15 23
Пустыня 91 79 49 2
Звезда 124 106 3 13
Свобода 83 55 12 12
Покой 75 53 12 5
Борьба 51 29 12 9

ч – частота употребления слова
с – стихи
д – драматургия
п – проза

(не учтена частота употребления слова в письмах, планах, набросках).

Учитель: Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины.

Это чутко воспринял и точно выразил Н.А. Бердяев. Он заметил, что вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла и ужаса жизни для человеческой личности.

Самые лучшие из нас с детских лет одержимы страстным желанием охватить вширь и ввысь, и вдаль все человеческое бытие. Самые лучшие из нас вмещают в себя весь мир и отзываются трагическим звучанием на боль в этом мире. Страха не знало сердце поэта, но оно постоянно испытывало боль.

Перечитаем 7-12 стихи.

Отчего поэту «так больно и так трудно»?

Припомним еще раз лермонтовские болевые вихри.

  • Гибель любимого поэта Пушкина и жесточайшее наказание за справедливый протест против этого убийства.
  • «Ужасная судьба отца и сына:
    Жить розно и в разлуке умереть
    И жребий чуждого изгнанника иметь».
  • Чувство бездомья. Этого не могла преодолеть даже преданная любовь бабушки Е.А. Арсеньевой.

Учитель: Ощущение бездомья, трагедия поруганного и более на земле невозможного Дома, оборачивается космичностью Лермонтова.

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен...

Отыщите ключевые слова этих стихов.

  • В мире поэта нет свободы и покоя. Это главное. Это нужное, искомое состояние.

Учитель: В одном из вариантов стихотворения было: «Я прошу свободы и покоя!»

В окончательном тексте поэт заменил его глаголом «ищу».

Сравним, как изменилось звучание строк.

  • Перед отъездом на Кавказ весной 1841 г. Лермонтов просил отставки. Слово «прошу» употреблено бы было в узкобнографическом значении: свобода – отставка.

«Ищу» – это слово придает более широкий и глубокий смысл слову «свобода».

«Уж не жду от жизни ничего я...»

Когда и в какую минуту жизни могли вырваться из груди такие слова?

  • Страшно одиноко человеку.
    «И скучно, и грустно, и некому руку подать».
  • Нужно было много выстрадать, многое понять.
  • Поражает печальная безысходность и какое–то отчаяние.

Учитель: Сознание бесполезности существования, вынужденного бездействия целого поколения (вспомните стихотворение «Дума») расширяется до космических границ.

Могло ли подобное горчайшее откровение вырваться у Пушкина даже в самые тяжелые минуты?

  • Нет. Пушкин – певец жизнеутверждения, счастья и любви.
  • Мир стихов Пушкина полон гармонии, и свет в его мире побеждает тьму.

Хоровое чтение:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись –
В день уныния смирись.
День веселья верь настанет.

Учитель: Согласны ли вы с высказыванием Белинского по поводу стихов «Уж не жду от жизни ничего я...»

«...в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувств. Нет нигде пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу»?

  • «Я ищу свободы и покоя». Пока человек ищет, он должен и может надеяться. Сомнения в возможность обретения внутренней свободы допустимы.
  • Со второй частью высказывания можно согласиться.

Идея свободы – центральная в философии романтизма. Воля и покой в ранней лирике – взаимоисключающие друг друга понятия.

В зрелой лирике ситуация изменяется: ищет покоя уставший от странствий листок.

В чем преодоление трагического разрыва лирического «я» с природой?

Перечитаем 3 часть стихотворения.

Как вы понимаете смысл стихов в этой части?

«Свободный микрофон» (свободный обмен мнениями)

  • При всей тяжести существования («так трудно»), при всех ударах судьбы («так больно») лирический герой противиться «холодному сну могилы». Еще дремлют силы жизни в его груди, еще дорог ему сладкий голос песен.
  • Это не сон-смерть, а «сон-отдых». Если внимательно перечитать, то увидишь, что признаки «покоя» не загробные, фантастические, а земные, понятные: шум дуба, песня любви.

Учитель: Обращаю ваше внимание на удивительную симметрию: вначале говорится о высоком космическом сне, в который погружена земля. К концу монолога – исповеди лирический герой стихотворения, трагически оторванный от земли, выражает желание приобщиться к этому сну спящего мира «Я б хотел забыться и заснуть...»

Стихотворение сцеплено и окружено с нами.

Как называется такая композиция?

Здесь зачаток, зародыш кольцевой композиции.

Учитель: В первоначальном варианте стихотворения было: «Беспробудно я б хотел заснуть, а в окончательном – «Я б хотел забыться и заснуть». Снят мотив смерти.

Хотя... Какие еще есть мнения?

Как вы понимаете значение слова «забыться»?

  • уйти от внешней суеты;
  • впасть в состояние отрешенности, освобождения от жизненных забот;
  • освободиться от рефлексии.

Но «навечно» так заснуть?

Вот как отвечает на этот сложный вопрос известный ученый-литературовед М.Ю. Лотман:

«Я», ведущее жизнь, похожую на смерть, мечтает о смерти, похожей на жизнь. Это будет состояние, не имеющее ни прошедшего, ни будущего, лишенного памяти («забыться»), выключенное из цепи событий земной жизни («свобода и покой» – перефраз пушкинского «покой и воля»). И вместе с тем это будет смерть («навеки...заснуть»), не отнимающая полноты внутренней жизни («в груди дремали жизни силы»),, внутреннего движения («дыша, вздымалась тихо грудь»). И именно эта полнота устремленной в себя внутренней жизни превратит «я» в подобие мира, а не в инородное ему тело, и наделит его главным свойством природы – способностью к контактам. Именно здесь появляется голос, поющий о любви (а «я» «внемлет» ему, как пустыня богу), и символ бессмертия – дуб, соединяющий микрокосм – могилу – со вселенной.

Стихотворение дает, таким образом, сначала несовместимость «я» и живого мира, затем уничтожения «я» и идеальное возрождение в новом виде внутренней полноты и органичности, подобной миру и поэтому способной вступить с этим миром в связь.

Лермонтовед Максимов пишет: «Лермонтов дает» тему романтически универсального избавления – фантастическую грезу о блаженном состоянии полужизни-полусна-полусмерти.

В этой мечте снимается антагонизм возвышенного мира природы и горькой человеческой жизни...

В мечте поэта соединяется счастье непосредственного ощущения жизни («чтоб в груди дремали жизни силы») и вечный образ природы. («Надо мной, чтоб вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел»).

И этот неосуществимый в злом мире союз человека и природы освещается «третьей силой» – любовью.

«Про любовь мне сладкий голос пел».

Ваше понимание этих стихов.

  • Поэт, произнося слово «любовь», не определяет ее точнее: любовь к женщине, к миру, людям.
  • Возможно, что Лермонтов имел в виду любовь к женщине, наиболее традиционное и обычное в поэзии.

Учитель: Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться в посмертном сне.

Поэтому еще здесь, на земле, сновидческий взгляд поэта силится различить в облике смертной женщины ангельские знаки: «сладкий голос пел».

Как реализована в стихотворении сема слова «зеленый», «дуб»?

  • Зеленый цвет традиционно – эмблема весны, возрождения, надежды, вечной молодости, жизни.
  • Дуб символизирует вечность, бессмертие.

Учитель: Дуб соединяет микрокосм «я» со Вселенной, Высшими Мирами.

Вечность – освобождение от земного времени, это и бессмертие (неумирание, подобно постоянно зеленеющему дубу), и приобщение к вечной жизни Вселенной.

Анализ стихотворения дает ответ на вопрос, поставленный Дм. Мережковским: «Нет никакого сомнения в том, что Лермонтов идет от богоборчества, но куда – к богоотступничеству или богосыновству?..»

Весь пафос лермонтовского стихотворения «Выхожу один я на дорогу» состоит в поиске высшей гармонии, в стремлении преодолеть одиночество через восстановление утраченного единства с Богом. Этот пафос духовного восхождения пронизывает все творчества поэта.

И. Золотусский: «Что такое Лермонтов? Раненый ангел. Лермонтов, который пишет всю жизнь поэму «Демон». Он борется с демоном в самом себе. И как в поэме побеждает Ангел, который уносит душу Тамары, так и в Лермонтове в конечном счете побеждает Ангел.

Вспомните его «Выхожу один я на дорогу». Это его финал».

(«Звезда Вифлеема» №6, 1997)

Зачитывается эпиграф урока.

Это высказывание В.Г. Белинского подводит итог нашей работе. Мы попытались подняться до миропонимания гения, попробовали дать истолкование стихотворению.

Домашнее задание: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» (Письменный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу».)

Звучит романс «Выхожу один я на дорогу».