Урок биологии "Строение и функции головного мозга". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Урок входит в общую тему: “Нервная система” и является составной частью модульного блока из шести уроков:

  • №1 “Значение и функции нервной системы”.
  • №2 “Автономная нервная система”.
  • №3 “Нейрогуморальная регуляция”.
  • №4 “Строение и функции спинного мозга”.
  • №5 “строение и функции головного мозга”.
  • №6 “Повторение темы, обобщение знаний”.

Урок апробирован и проведен в 2011 году в рамках семинара заверений по учебно-воспитательной работе Конаковского района Тверской области на базе Мокшинской средней школы.

План-конспект урока на тему: “Головной мозг. Строение и функции мозга”.

“Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.

И. П. Павлов

Цели урока:

  • образовательная: изучить функции и строение отделов головного мозга, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов
  • воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке, искусстве и литературе; профилактика травматизма; сплочение коллектива класса
  • развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, презентаций, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.

Тип урока: комбинированный, с использованием методики критического мышления.

Оборудование: таблицы, схемы, термины на магнитах, рабочие тетради №2, диск “Биология-9” №1, модели головного мозга (разборные), модели черепа человека и обезьян, влажные препараты мозга, книга А. Беляева “Голова профессора Доуэля”, статья из газеты “Аргументы и факты”. На каждом столике перед учениками: по одной “витаминке” (драже) и по две половинке чищенного грецкого ореха, складные листки “настроения”.

Оформление доски показано на рисунке №1.

В ходе урока принимают участие: группа экспертов – физиологов:

  1. Чирик Кирилл (“интересные факты”).
  2. Александров Леша (“лево и правополушарные люди”).
  3. Третьякова Лала (“гениальный Людвиг Бетховен”). Учащиеся имеют на груди таблички-бейджики.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута)

  1. Приветствие класса.
  2. Отчет дежурных об отсутствующих.
  3. Готовность к уроку, настроение.

II. Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания.

Таблица №1

Деятельность учителя

Способ и метод работы

Деятельность учащихся

– Какую систему органов мы сейчас изучаем? – Почему она является самой сложной в изучении? – Из каких двух отделов состоит нервная система? – Что такое “автономная нервная система”? – Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? От работы головного мозга? Фронтальная беседа, проверка Д/З Ответы на вопросы (с места)
– Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листовке с первым шаблоном – кружком в виде рожицы. Изображение подскажет, как вы сейчас себя чувствуете. Знакомит учитель с листком на парте у каждого ученика. (беседа, объяснение алгоритма действий) Знакомит с местом для синквейна и обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещё узнать”  
Отложите листок в сторону, он нам еще пригодится. Сейчас мы проверим вашу письменную работу, выполненную дома. Открываем рабочие тетради №2 на странице 28-29, отвечаем на вопросы по тексту. Фронтальный опрос, беседа. Репродуктивный метод. Ответы с места
– Участвует ли в рефлекторных дугах спинной мозг? А головной мозг? Частично-поисковый метод – в коленном рефлексе участвует спинной мозг, а не головной.
Изучение нового материала
– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? Зачем нам эти знания? Обращение к ученикам, актуализация работы – Головной мозг (формулировка целей, ответы с места )
– Перед нами на парте листок нашего настроения, но там ещё есть табличка с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”, “что узнал(а)” заполняем I и II графы этой таблицы Обращение к листку на карте

Инструктаж заполнения I и II графы

Заполняют, кроме III части “что узнал(а)”
(После заполнения – отложить в сторону, далее – рассказ с элементами лекции)

У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересное произведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Это произведение может кто – то из вас читал. Называется оно: “Голова профессора Доуэля”. Суть его сводиться к тому, что величайший профессор – нейрохирург Доуэль после своей смерти (физической)остался жить, правда, частично: была сделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек с питательным раствором и кислородом поддерживать не только физиологическое состояние головы, но и наблюдались обычные процессы: бодрствование, сна, эмоции. Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “за семью печатями?”

– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученное место.

Конечно, можно знать обо всех его извилинах, бороздах, знать рефлексы, но … как именно работает паять, мышление, где зарождаются эмоции, почему возникают особенности психики – всё это еще мало изучено. Кто знает, может среди вас, сейчас сидящих в классе, будут в дальнейшем медики, физиологи, хирурги!

Из реальной, не фантастической жизни известны случаи, когда человек, у которого парализован спинной мозг и не двигаются конечности, продолжают жить и заниматься умственным трудом.

Продолжение таблицы №1

– Как вы думаете, почему в такой ситуации сохраняется сознание, мышление, работоспособность? Частично-поисковый, эвристический метод – Так как остаётся работать головной мозг

Часто, приходя в кабинет биологии, ученик вашего класса Денисов Саша обращается к черепу человека со словами из произведения У. Шекспира: “Мой бедный Йорик!”. Почему – то именно череп так загадочно манит многих к себе. Передо мной на столе череп человека, шимпанзе и австралопитека. Как говорится: “почувствуйте разницу!”

(Демонстрация объектов)

На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека. Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “интересные факты” Кириллу. (выступление эксперта в приложении №1 к уроку)

Головной мозг состоит из 5 главных отделов:

Исходя из того, что в процессе эмбрионального развития головной мозг у всех позвоночных делится на 3 большие части, необходимо знать такую схему деления:

Продолжение таблицы №1

Обратимся к учебнику: на странице 190 в учебнике имеется схема расположений частей головного мозга, где все термины четко обозначены. Работа с текстом и схемой в учебнике Учащиеся рассматривают схемы, делают выводы.
– Какой отдел головного мозга наибольший у человека? Почему?   – Большие полушария, это – часть переднего мозга.

Человек в своей жизни иногда получается травмы головы, еще реже – мозговые травмы в результате толчка, падения, удара, ушиба и т.д. У подростков модно экстремальные виды спорта, такие как скейтборд, ролики, вело– и мотоспорт, где травматизма не избежать. Важно беречь при падении голову от ударов и травм, здесь нужны шлем или шапка, средства защиты на руки и ноги. Важно, чтобы кто– то старший в группе мог оказать помощь. Еще один акцент надо поставить на том, чтобы не купались люди в малоизученных местах, не ныряли с мостов и вышек. Увы, статистика свидетельствует, что только один удар головой о твердый предмет на дне способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращение сердца и работа дыхательной системы. Вдумайтесь в эту фразу: “маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения!”.

Продолжение таблицы №1

Итак, давайте работать и изучать головной мозг по – порядку. Первый – продолговатый мозг. Он является продолжением спинного мозга, длинна его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания. Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки – драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это – пример работы продолговатого мозга, с его рефлексом глотания и выделением на пищу слюны. Учитель показывает и объясняет опыт

Элементы практической работы, опыта и самонаблюдения.

Учащиеся слушают, участвуют с удовольствием и пользой в проведение опыта с “витаминкой”
Второй по нашему плану изучения головного мозга – мозжечок. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария и множество складок. Его главная функция – координация движений и ориентировка туловища в пространстве. Давайте проведем еще один эксперимент: закройте глаза, отведите руки вперед и указательным пальцем медленно коснитесь кончика своего носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Все действия были быстрые, точные. Но, к великому сожалению, алкоголь и наркотические вещества нарушают координацию движений, походку, мышление, это опаснее во много раз, когда за рулем пьяный водитель. Последовательный и частично-поисковый метод, эвристический.  
– Почему нельзя управлять транспортным средством даже после стакана пива?   – Нарушается ощущение реальности, можно совершить ДТП.
Рефлексы другого отдела головного мозга, среднего, мы ощущаем также постоянно. Это рефлексы ориентировочные. Представьте на мгновение, что в дверь кто-то постучал и ее открыли. У всех, я уверена в этом, голова повернется на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень трудную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно оборонятся?”    
– Почему этот ориентировочный рефлекс называют оборонительными?   – Потому, что часто приходилось человеку обороняться от неизвестных предметов.
– Каким образом изучают работу головного мозга?

– Верно, при помощи приборов, которые называют энцефералографом.

  – Специальные приборы-датчики на голове человека
На кафедре биомедицины в марте Тверского госуниверситета мы видели такой опыт с участием ученицы вашего класса Ольги Кабановой, у нее исследовали тоже головной мозг. Судя по графикам на приборах и объяснениям экспертов, работа мозга у Ольги вполне нормальная.   Ученица Ольга Кабанова рассказывает о своих ощущениях в качестве “больного”
Теперь мы переходим к изучению главной части головного мозга, простите за тавтологию, переднего мозга. Передний мозг состоит из двух частей: промежуточного (таламус и гипоталамус) и коры больших полушарий. В промежуточном мозге располагаются зрительные бугры, центры голода и насыщения, жажды. А большие полушария отвечают за высшую деятельность человека: помять, мышление, забывание, речь, коммуникативность. У взрослого человека масса больших полушарий примерно 80% всего мозга, это – “приобретение” человека в процессе эволюции.    
– Перед вами на столах в чашках лежат чищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они? Эвристический метод – Потому что они похожи на полушария большого мозга – Потому что они полезны и вкусны
– Да, действительно это так. Вы увидели сходства, а можно эти продукты еще, и съесть, кстати, весьма полезно для работы головного мозга, так как содержат много жиров, масел, витаминов и незаменимых аминокислот. Угощайтесь на здоровье! (Кушают орехи) – Вы хотите нас угостить орехами!
В работе мозга различают правое и левое полушарие. У основной массы людей они делятся на: аналитическую и художественную, хотя и бывают исключения. На нашем уроке присутствует эксперт – физиолог, специалист по работе полушарий, Александров Алексей. Ему слово.   Демонстрация двух полушарий на моделях мозга.  

(Выступление ученика; презентация по теме; опыты по выявлению ведущих полушарий: скрещивание пальцев двух рук, “поза Наполеона”, перекидывание ноги за ногу)

Кора больших полушарий состоит из серого вещества, а в глубине – белое вещество. Эвристический, исследовательский метод Ученики проводят опыты, делают выводы и диагностируют себя.
– Чем отличается белое вещество от серого? Что это такое? Репродуктивный метод Белое вещество это отростки нейронов с оболочкой, а серое – это ядра нейронов.
– В учебнике на странице 191 имеется рисунок, где обозначены 4 части больших полушарий, так называемые доли. Работа с учебником, частично поисковый метод    
– Перечислите их, указав функции каждой   – Лобная (двигательная функция, поведение, речь, письмо) – Теменная (кожно-мышечная деятельность) – Затылочная (зрение) – Височная (слуховая, обоняние, вкус)
– Недавно я узнала о таком случае, произошедшем в вашем классе: ученик Алексей получил травму, удар в область виска на тренировке по борьбе. После этого он перестал слышать ухом, находившемся на травмированной части голове. Почему пропал слух? Ведь ухо само не было повреждено? Отвечают на вопросы Повреждена височная часть коры полушарий, “отвечающая” за слух
– На странице 191 найдите рисунок 81, под буквой “Б”. Доли больших полушарий раскрашены разным цветом и обозначены разными цифрами. Какие это доли? Работа с учебником, наглядно иллюстративный. Отвечают на вопросы, используя обозначения.
– Попробуйте объяснить факт, почему при операции мозга больные совершают непроизвольные движения руками и ногами, если хирург только случайно дотрагивается до зоны №1? Эвристический метод (это двигательная зона)
– Наш урок близится к завершению. Хотелось бы выслушать еще одного эксперта – физиолога в области музыки. А рассказ пойдет о величайшем, гениальном композиторе Людвиге Бетховена.     Выступление ученицы Третьяковой Лады, презентация о том, что композитор был болен, а затем оглох, но музыку писал, воспринимая колебания через предметы: трость, стул. Звучит “Лунная соната”
– Пока звучит музыка, заполняем листок и графу “что я узнал (а) на уроке” Музыка продолжает звучать Ученики заполняют листок и графу “что я узнал (а) на уроке”

Первичное закрепление материала

– Что мы узнали на сегодняшнем уроке? – Что стало для вас самым интересным? – Достигли мы первоначальных целей? – Какой же главный вывод с нашего сегодняшнего урока? Учитель помогает, “корректирует” мысли учеников Ответы учеников самые разные Ответы: мозг человека очень сложен, функции его отделов разнообразны. Кора больших полушарий – самая сложная часть головного мозга.
– Действительно, все условные и безусловные рефлексы лежат в основе сложного поведения и психики человека. Это улучшает приспособленности к меняющимся условиям окружающей среды. Беседа  
– Почему большие полушария головного мозга “самые молодые” с точки зрения эволюции? – Почему древние греки говорили: “хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть умным – бегай”?   Ученики отвечают на вопросы
– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему? – Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе. Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.   – Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми

Рефлексия

Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – заполнить в листочке на парте 5 строчек синквейна и нарисовать рожицу вашего настроения. (Если время остается, можно зачитать вслух 1-2 творческих синквейна.) Объявляет оценки за урок   Дети рисуют, пишут, сдают работы учителю
– Комментарий по домашнему заданию   Записывают Д/з с доски: §50, доделать в тетради стр. 30-33.