Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок биологии "Строение и функции головного мозга". 8-й класс

Разделы: Преподавание биологии


Урок входит в общую тему: “Нервная система” и является составной частью модульного блока из шести уроков:

  • №1 “Значение и функции нервной системы”.
  • №2 “Автономная нервная система”.
  • №3 “Нейрогуморальная регуляция”.
  • №4 “Строение и функции спинного мозга”.
  • №5 “строение и функции головного мозга”.
  • №6 “Повторение темы, обобщение знаний”.

Урок апробирован и проведен в 2011 году в рамках семинара заверений по учебно-воспитательной работе Конаковского района Тверской области на базе Мокшинской средней школы.

План-конспект урока на тему: “Головной мозг. Строение и функции мозга”.

“Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.

И. П. Павлов

Цели урока:

  • образовательная: изучить функции и строение отделов головного мозга, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов
  • воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке, искусстве и литературе; профилактика травматизма; сплочение коллектива класса
  • развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, презентаций, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.

Тип урока: комбинированный, с использованием методики критического мышления.

Оборудование: таблицы, схемы, термины на магнитах, рабочие тетради №2, диск “Биология-9” №1, модели головного мозга (разборные), модели черепа человека и обезьян, влажные препараты мозга, книга А. Беляева “Голова профессора Доуэля”, статья из газеты “Аргументы и факты”. На каждом столике перед учениками: по одной “витаминке” (драже) и по две половинке чищенного грецкого ореха, складные листки “настроения”.

Оформление доски показано на рисунке №1.

В ходе урока принимают участие: группа экспертов – физиологов:

  1. Чирик Кирилл (“интересные факты”).
  2. Александров Леша (“лево и правополушарные люди”).
  3. Третьякова Лала (“гениальный Людвиг Бетховен”). Учащиеся имеют на груди таблички-бейджики.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута)

  1. Приветствие класса.
  2. Отчет дежурных об отсутствующих.
  3. Готовность к уроку, настроение.

II. Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания.

Таблица №1

Деятельность учителя

Способ и метод работы

Деятельность учащихся

– Какую систему органов мы сейчас изучаем? – Почему она является самой сложной в изучении? – Из каких двух отделов состоит нервная система? – Что такое “автономная нервная система”? – Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? От работы головного мозга? Фронтальная беседа, проверка Д/З Ответы на вопросы (с места)
– Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листовке с первым шаблоном – кружком в виде рожицы. Изображение подскажет, как вы сейчас себя чувствуете. Знакомит учитель с листком на парте у каждого ученика. (беседа, объяснение алгоритма действий) Знакомит с местом для синквейна и обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещё узнать”  
Отложите листок в сторону, он нам еще пригодится. Сейчас мы проверим вашу письменную работу, выполненную дома. Открываем рабочие тетради №2 на странице 28-29, отвечаем на вопросы по тексту. Фронтальный опрос, беседа. Репродуктивный метод. Ответы с места
– Участвует ли в рефлекторных дугах спинной мозг? А головной мозг? Частично-поисковый метод – в коленном рефлексе участвует спинной мозг, а не головной.
Изучение нового материала
– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? Зачем нам эти знания? Обращение к ученикам, актуализация работы – Головной мозг (формулировка целей, ответы с места )
– Перед нами на парте листок нашего настроения, но там ещё есть табличка с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”, “что узнал(а)” заполняем I и II графы этой таблицы Обращение к листку на карте

Инструктаж заполнения I и II графы

Заполняют, кроме III части “что узнал(а)”
(После заполнения – отложить в сторону, далее – рассказ с элементами лекции)

У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересное произведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Это произведение может кто – то из вас читал. Называется оно: “Голова профессора Доуэля”. Суть его сводиться к тому, что величайший профессор – нейрохирург Доуэль после своей смерти (физической)остался жить, правда, частично: была сделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек с питательным раствором и кислородом поддерживать не только физиологическое состояние головы, но и наблюдались обычные процессы: бодрствование, сна, эмоции. Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “за семью печатями?”

– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученное место.

Конечно, можно знать обо всех его извилинах, бороздах, знать рефлексы, но … как именно работает паять, мышление, где зарождаются эмоции, почему возникают особенности психики – всё это еще мало изучено. Кто знает, может среди вас, сейчас сидящих в классе, будут в дальнейшем медики, физиологи, хирурги!

Из реальной, не фантастической жизни известны случаи, когда человек, у которого парализован спинной мозг и не двигаются конечности, продолжают жить и заниматься умственным трудом.

Продолжение таблицы №1

– Как вы думаете, почему в такой ситуации сохраняется сознание, мышление, работоспособность? Частично-поисковый, эвристический метод – Так как остаётся работать головной мозг

Часто, приходя в кабинет биологии, ученик вашего класса Денисов Саша обращается к черепу человека со словами из произведения У. Шекспира: “Мой бедный Йорик!”. Почему – то именно череп так загадочно манит многих к себе. Передо мной на столе череп человека, шимпанзе и австралопитека. Как говорится: “почувствуйте разницу!”

(Демонстрация объектов)

На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека. Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “интересные факты” Кириллу. (выступление эксперта в приложении №1 к уроку)

Головной мозг состоит из 5 главных отделов:

Исходя из того, что в процессе эмбрионального развития головной мозг у всех позвоночных делится на 3 большие части, необходимо знать такую схему деления:

Продолжение таблицы №1

Обратимся к учебнику: на странице 190 в учебнике имеется схема расположений частей головного мозга, где все термины четко обозначены. Работа с текстом и схемой в учебнике Учащиеся рассматривают схемы, делают выводы.
– Какой отдел головного мозга наибольший у человека? Почему?   – Большие полушария, это – часть переднего мозга.

Человек в своей жизни иногда получается травмы головы, еще реже – мозговые травмы в результате толчка, падения, удара, ушиба и т.д. У подростков модно экстремальные виды спорта, такие как скейтборд, ролики, вело– и мотоспорт, где травматизма не избежать. Важно беречь при падении голову от ударов и травм, здесь нужны шлем или шапка, средства защиты на руки и ноги. Важно, чтобы кто– то старший в группе мог оказать помощь. Еще один акцент надо поставить на том, чтобы не купались люди в малоизученных местах, не ныряли с мостов и вышек. Увы, статистика свидетельствует, что только один удар головой о твердый предмет на дне способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращение сердца и работа дыхательной системы. Вдумайтесь в эту фразу: “маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения!”.

Продолжение таблицы №1

Итак, давайте работать и изучать головной мозг по – порядку. Первый – продолговатый мозг. Он является продолжением спинного мозга, длинна его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания. Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки – драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это – пример работы продолговатого мозга, с его рефлексом глотания и выделением на пищу слюны. Учитель показывает и объясняет опыт

Элементы практической работы, опыта и самонаблюдения.

Учащиеся слушают, участвуют с удовольствием и пользой в проведение опыта с “витаминкой”
Второй по нашему плану изучения головного мозга – мозжечок. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария и множество складок. Его главная функция – координация движений и ориентировка туловища в пространстве. Давайте проведем еще один эксперимент: закройте глаза, отведите руки вперед и указательным пальцем медленно коснитесь кончика своего носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Все действия были быстрые, точные. Но, к великому сожалению, алкоголь и наркотические вещества нарушают координацию движений, походку, мышление, это опаснее во много раз, когда за рулем пьяный водитель. Последовательный и частично-поисковый метод, эвристический.  
– Почему нельзя управлять транспортным средством даже после стакана пива?   – Нарушается ощущение реальности, можно совершить ДТП.
Рефлексы другого отдела головного мозга, среднего, мы ощущаем также постоянно. Это рефлексы ориентировочные. Представьте на мгновение, что в дверь кто-то постучал и ее открыли. У всех, я уверена в этом, голова повернется на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень трудную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно оборонятся?”    
– Почему этот ориентировочный рефлекс называют оборонительными?   – Потому, что часто приходилось человеку обороняться от неизвестных предметов.
– Каким образом изучают работу головного мозга?

– Верно, при помощи приборов, которые называют энцефералографом.

  – Специальные приборы-датчики на голове человека
На кафедре биомедицины в марте Тверского госуниверситета мы видели такой опыт с участием ученицы вашего класса Ольги Кабановой, у нее исследовали тоже головной мозг. Судя по графикам на приборах и объяснениям экспертов, работа мозга у Ольги вполне нормальная.   Ученица Ольга Кабанова рассказывает о своих ощущениях в качестве “больного”
Теперь мы переходим к изучению главной части головного мозга, простите за тавтологию, переднего мозга. Передний мозг состоит из двух частей: промежуточного (таламус и гипоталамус) и коры больших полушарий. В промежуточном мозге располагаются зрительные бугры, центры голода и насыщения, жажды. А большие полушария отвечают за высшую деятельность человека: помять, мышление, забывание, речь, коммуникативность. У взрослого человека масса больших полушарий примерно 80% всего мозга, это – “приобретение” человека в процессе эволюции.    
– Перед вами на столах в чашках лежат чищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они? Эвристический метод – Потому что они похожи на полушария большого мозга – Потому что они полезны и вкусны
– Да, действительно это так. Вы увидели сходства, а можно эти продукты еще, и съесть, кстати, весьма полезно для работы головного мозга, так как содержат много жиров, масел, витаминов и незаменимых аминокислот. Угощайтесь на здоровье! (Кушают орехи) – Вы хотите нас угостить орехами!
В работе мозга различают правое и левое полушарие. У основной массы людей они делятся на: аналитическую и художественную, хотя и бывают исключения. На нашем уроке присутствует эксперт – физиолог, специалист по работе полушарий, Александров Алексей. Ему слово.   Демонстрация двух полушарий на моделях мозга.  

(Выступление ученика; презентация по теме; опыты по выявлению ведущих полушарий: скрещивание пальцев двух рук, “поза Наполеона”, перекидывание ноги за ногу)