Развитие и поиск одаренных детей

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями


"...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся?
Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации"

Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист

В настоящее время выявление и развитие одаренных детей является актуальной проблемой современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны.

Что же понимается под термином “одаренность” и “одаренный ребенок”?

“Одаренность” происходит от слова “дар” и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное   своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды (игровой, учебной, трудовой).

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” — “одаренные дети встречаются крайне редко”. Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Многолетние исследования психологов дают основание для вывода о том, что выявить одаренного ребенка очень сложно.

Для этого необходимо знать основные признаки одаренности, которые проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “могу” и “хочу”, поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный (могу) и мотивационный (хочу).

Инструментальный аспект поведения

Мотивационный аспект поведения

Характеризует способы деятельности ребенка. Выделяются три основных уровня успешности деятельности: – быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; – использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; – выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений. Особый тип организации знаний одаренного ребенка:
  • высокая структурированность;
  • способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;
  • свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени;
  • представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению.
Характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Признаки: Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности; высокая увлеченность каким-либо предметом или деятельностью; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов; высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. Наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Мотивация является “запускным механизмом” всякой человеческой деятельности. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

 Однако поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание и ориентировать на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Итак, выделяют следующие критерии видов одаренности:

  1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
  2. Степень сформированности.
  3. Форма проявлений.
  4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
  5. Особенности возрастного развития.

Соответственно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями – интеллектуальная сфера.
  2. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями – сфера академических достижений.
  3. Дети с высокими художественными способностями – сфера художественной деятельности.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада – творчество.
  6. Дети демонстрируют хороший уровень двигательных навыков – двигательная сфера.

Рассмотрим виды одаренности по степени ее сформированности и по форме проявления.

По степени сформированности выделяют актуальную одаренность и потенциальную одаренность

Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности, в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети, или вундеркинды.

Потенциальная одаренность— это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенный потенциал для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По форме проявления можно судить о явной одаренности или скрытой.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому учителю с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить “зону ближайшего развития” и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким “перспективным ребенком”.

Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить необходимой помощи и поддержки. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п.

По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить

— общую одаренность;
— специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Таким образом, многообразие сторон одарённости свидетельствует о том, что выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Такой процесс невозможен без сотрудничества с родителями. Только в процессе взаимодействия можно успешно решить проблему развития личности, особенно личности одарённой

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать “на глазок”, ориентируясь только на интуицию. Необходимо знать особенности каждой семьи, её отношение к школе, переменам в образовании.

Поэтому подготовку к построению индивидуального маршрута развития ребёнка начинаю задолго до поступления его в школу.

В ходе бесед с воспитателями, изучая документы дошкольников, я опосредованно знакомлюсь с семьями моих будущих учеников. Анализируя полученную информацию, составляю “Социальный паспорт” каждой семьи, где указываю состав и возраст родителей, количество детей, каким по счёту является мой будущий ученик, сферу занятости родителей, образовательный и социальный уровень. В совокупности эти данные предсказывают уровень развития ребёнка.

Часто родителями одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Параллельно во время посещения занятий, праздников, концертов знакомлюсь с будущими первоклашками.

Второй шаг – первые встречи с родителями в школе. Собеседования в неформальной обстановке способствуют установлению доверительных отношений. Я даю возможность родителям рассказать всё то о своей семье, с чем бы хотели они меня познакомить, выясняю необходимые сведения для своей дальнейшей работы:

– особенности здоровья ребёнка;
– особенности характера;
– образ жизни семьи;
– микроклимат семьи и т.д.

Такая форма работы позволяет установить особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Хотя такое внимание впоследствии может мешать развитию самостоятельности, однако именно оно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.

До первого родительского собрания у первоклассников, а у родителей на собрании, провожу анкетирование “Палитра интересов”.

Анкета включает вопросы, направленные на выявление способностей и склонностей детей в различных сферах деятельности – двигательной, творческой, интеллектуальной и лидерской. У одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам, в этом случае следует рассматривать определенную направленность интересов младшего школьника.

Анализируя ответы в анкетах, условно выделяю следующие категории одарённых детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада.
  6. Дети с высокой двигательной активностью.

Для родителей провожу конференцию “Одарённые дети. Степень влияния педагогов и родителей на их развитие”.

В заключение совместной работы прошу родителей отнести своего ребёнка по имеющимся у него способностям к одной из шести сфер одарённости.

Серьёзный разговор заканчиваю пожеланием: родители, которые желают своим детям достичь больших высот в жизни, хотят, чтобы их дети были успешными, необходимо постоянное сотрудничество с ними и их учителями, положительное отношение ко всем начинаниям детей. Если они, родители будут ответственно относиться к своим родительским обязанностям, то ребёнок действительно станет таким, каким вы (родители) его себе представили, внимательно проанализировав способности в разных сферах деятельности.

Совместно с родителями ставим цель: Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также – одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии.

Для достижения цели определили задачи:

  1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед.
  2. Создать благоприятные условия для исследовательской, проектной деятельности учащихся, для участия в олимпиадах, дистанционных конкурсах, викторинах познавательного характера.
  3. Организовывать и проводить вместе с детьми внеклассные школьные мероприятия эстетической и спортивной направленности.
  4. Развивать творческие и лидерские способности учащихся посредством проведения в классе общих с родителями мероприятий, участия в творческих конкурсах разного уровня.
  5. Создать условия для благоприятного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, учащихся и родителей.

Таким образом, подготовленные родители становятся полноправными участниками учебно-воспитательного процесса в классе.

Следующий шаг – создание вместе с детьми маршрута для развития способностей и его реализация.

Презентуются следующие формы работы с детьми по категориям одарённости.

1. Интеллектуальная категория

  • Занятия по свободному выбору — факультативные (организация малых групп).

Такая форма организации позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей:

  • “Логика”, “Очумелые ручки”, “Почемучки”, “Заниматика”, “Грамматейка” (родители помогают детям выбрать занятие, которое можно по желанию поменять).
  • Детское научное общество, конференция “Первые шаги в науку” – на первом этапе работа проводится с родителями по изучению создания исследовательской работы или реферата, затем только постепенно обучение написанию работ проходят дети.
  • Участие в конкурсах, олимпиадах за пределами школы.

2. Творческая и художественная категория

  • танцевальный кружок
  • театральные постановки с родителями
  • конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков
  • выставки, музеи

3. Общения и лидерства — особый дар свойственной далеко не всем людям, умение общаться, умение завладеть вниманием окружающих.

Это проявляется через работу органов ученического самоуправления в классе:

  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны – воспитание патриотических чувств, чувства сострадания к ближним и родным;
  • Литературные гостиные – способствуют развитию творческого воображения, уважительное общение со взрослыми;
  • Выступления в детских садах – формируют доброжелательное отношение к младшим.

4. Двигательная или спортивная категория

  • занятие по выбору “Быстрые, смелые, ловкие”,
  • соревнования в классе, между классами – развивают двигательные навыки
  • “Малые олимпийские игры”

2 этап. Выбор занятий по интересам и склонностям

Обучение детей в системе дополнительного образования предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

В начале года приглашаю для детей и на родительские собрание представителей из спортивной школы, художественной, музыкальной, центра дополнительного образования детей и как результат 93-95% учащихся обучаются дополнительно.

Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке.

Вместе с родителями продумываем разумную систему поощрения успехов одарённого ребёнка. У учащихся важно сформировать понятие: результат – не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Одаренность—конечно, дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
Чаще всего, ещё трудный ребенок.

Остается проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечение грамотной педагогической поддержкой его гармонического развития и социализации.