Образовательные возможности социальных сетевых сервисов Интернет в эвристическом обучении

Разделы: Начальная школа


Современные технологии решительно вошли в каждый дом и перешагнули порог детской комнаты. Начало XXI века оправдало самые смелые ожидания — нормативы возрастных требований к различным умениям и навыкам с каждым годом все быстрее изменяются. Поэтому многие родители, едва успев обзавестись ребенком, уже серьезно озабочены тем, как развивать своего малыша, и сможет ли он стать полноправным членом общества сегодняшнего дня.

Онлайн-пространство день ото дня занимает все больше нашего времени. Взрослые и дети тратят значительную часть своей жизни на on-line, начиная с игр и заканчивая социальными сетями. А можем ли мы рассматривать образовательный потенциал социальных сетей и блогов (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») с позиций эвристического обучения, под которым понимается образовательная деятельность человека по конструированию им собственного смысла, целей, содержания и организации образования?

Социальные сети, Интернет-сообщества, блоги предлагают новые информационные и коммуникационные каналы, новые способы взаимодействия, специальные технологии общения и деятельности. При этом деятельность является исключительно добровольной, мотивированной и на этапе выбора социальной сети, и на этапах ежедневных действий пользователя. Ребенку предоставляется возможность двигаться по индивидуальной траектории в любых образовательных областях:

  • определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
  • ставить собственные цели в работе над конкретной темой или же разделом;
  • применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;
  • выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
  • осуществлять рефлексию своей образовательной деятельности.

Действительно, если рассмотреть сетевые социальные сервисы как образовательную среду, можно соотнести их возможности с принципами эвристического (открытого) обучения:

1. Личностное целеполагание ученика:

Участник сам выбирает, примкнуть к сообществу или нет; в зависимости от личных целей и собственных интересов он может выбрать различные сервисы Интернет.

2. Выбор индивидуальной образовательной траектории:

Каждый участник социальной сети или блога в индивидуальном порядке определяет степень своей активности, поддержку каких-либо сетевых проектов, формы и способы реализации своих мыслей, позиционирует себя, выбирает круг интересов, выстраивает контакты.

Выбирая пути продвижения в сети, каждый имеет возможность стать модератором, администратором, ведущим одной из тематических рубрик или дневников.

3. Метапредметные основы содержания образования:

Для личного успеха в социальных сетях участники должны владеть метапредметными видами деятельности, прежде всего, по работе с информацией.

4. Продуктивность обучения:

Этот принцип является главным в социальных сетях и блогах. Активность пользователя характеризуется теми продуктами, которые он представляет другим членами сети, начиная с созданного личного профиля, а далее — сообщениями, голосованиями, списками друзей и т.д.

5. Первичность образовательной продукции учащегося:

В социальных сетях все равны, нет заранее известных «правильных» образцов творчества, мыслей и т.п. Многие виды деятельности строятся на принципах сравнения собственного продукта с продуктами других участников (голосования, «перепосты» сообщений и т.д.).

6. Ситуативность обучения:

Ситуация постоянного самоопределения — норма деятельности в социальной сети. Профиль участника представляет собой уникальный контент, ждать подсказки или «списывать» не имеет смысла. Каждый отвечает за свою страницу, решая технические и организационные вопросы (надо ли сменить пароль; хочется ли добавить друга), творческие и этические вопросы (как ответить, чтобы заметили; как реагировать на посты других участников; какой стиль общения для себя выбрать).

7. Образовательная рефлексия:

Участники социальных сетей действуют публично в ситуации постоянной оценки со стороны других членов сообщества («нравится» — «не нравится»), вынуждены анализировать свою деятельность, выбирать наиболее оптимальные способы достижения результата (как привлечь больше одноклассников или друзей по интересам).

Воплотить в жизнь все образовательные возможности сети Интернет позволяют эвристические задания различных телекоммуникационных олимпиад, конкурсов и фестивалей, в основе которых лежит актуальная для учащихся проблема, апеллирующая к собственным интересам и личному опыту. Задания, в которых нет заранее известного результата выполнения, мотивированно выполняются каждым ребенком самостоятельно, позволяют проявить свой творческий потенциал и способность к нестандартному мышлению. Так, на одной из Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад участникам было дано такое задание: «Предложите темы для образовательных блогов, которые вы могли бы вести в качестве домашнего задания по предмету». Ответы не заставили себя долго ждать. Среди них были весьма интересные предложения:

  • блог как дневник наблюдений за природными явлениями;
  • блог экспериментальной, исследовательской работы;
  • поэтический блог — обсуждение и анализ стихотворений;
  • сетевой журнал от имени исторического персонажа.

Сами же участники объясняют свой интерес к образовательным сетевым проектам так: «Для моего участия в олимпиаде несколько причин: интерес, познание нового и, в некотором роде, развитие творческих способностей, логики».

Таким образом, школьники с развитым интеллектом, инициативные и мобильные, готовы обучаться в сети Интернет, образовательный ресурс которой уже не ставится под сомнение. Осталось только самим учителям признать качественный уровень этих сервисов, определить, в чем их польза и эффективность, чтобы предложить своим ученикам новые формы обучения, продемонстрировать просветительскую силу Интернет. И тогда каждый ребенок сможет самореализоваться не только в школьной реальности, но и в своей детской комнате — в реальности виртуальной.

Литература

  1. Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Основы применение ИКТ в учебном процессе. — Академия АЙТИ, www.academia.it.ru
  2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Учение с увлечением»). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — Москва. Издательский центр «Academia», 2003.
  4. Скрипкина Ю.В. Телекоммуникационная составляющая дистанционных эвристических олимпиад // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. — М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ, 2008.
  5. Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Интернет-журнал "Эйдос". — 2005. — 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0901.htm.
  6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М.: Издательство МГУ, 2003.
  7. Телекоммуникации, 2010. Комплект эвристических заданий и работы призёров олимпиады. [Электронный ресурс]. Версия 1.0./ Сост. Хуторской А.В. — М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2011

Презентация.