Построение здоровьеориентированного образовательного пространства через систему комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы


Организация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы педагогов – процесс достаточно сложный, однако педагоги готовы работать качественно и целеустремленно, если их исследования действительно внедряются в практику школьной жизни, популяризируются среди членов педагогического коллектива.

В основополагающих документах Министерства образования Российской Федерации («Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование» (одобрена Правительством РФ 01 октября 2008 года, протокол №36)», «Основные направления Правительства РФ на период до 2012 года (от 17 ноября 2008 года

№ 1663-р)», «Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию» (05 ноября 2008 года, 12 ноября 2009 года), ПНП «Образование», президентская инициатива «Наша новая школа») сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях: воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития детей.

Известно, что эффективность обучения детей во многом зависит от состояния здоровья как учителей, так и школьников, позволяющего быть человеку творчески активным, самостоятельным, работоспособным, но, к сожалению, современная статистика говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья. Только у 15% новорожденных могут быть не установлены те или иные заболевания. Многочисленные социальные и материальные проблемы, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье ребенка и в дальнейшем. И только 5%-7% выпускников школ считаются практически здоровыми. Среди различных причин, неблагоприятно влияющих на здоровье молодежи, особо следует выделить социальные пороки, калечащие физическое и психическое здоровье людей: бездуховность, наркоманию, алкоголизм, эколого-генетические факторы, обусловленные изменением условий среды и питания, а также малоподвижный образ жизни.

Анализ полученных результатов опроса педагогов по теме «Использование современных методов и приемов в работе учителя по воспитанию культуры здоровья школьников» показал, что составляют программу воспитания культуры здоровья школьников только 61,0% респондентов, 32,0% ведут календари планирования дел по воспитанию культуры здоровья, 46,3% педагогов активно применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии, 51,2% применяют изредка и 2,4% не применяют никогда. К сожалению, большой процент педагогов не видят связи между культурой здоровья школьников и своей профессиональной деятельностью. Из перечисленных методов, форм и приемов воспитания культуры здоровья школьников чаще всего педагоги применяют: беседы - 100%»; воспитывающие ситуации - 87,8%; классные часы - 85,4%; объяснения - 78,1%. Наименьшее применение в работе педагогов находят: лекции - 9,8%; круглые столы и дискуссионные клубы - 12,2%; исследовательские, творческие, информационно-просветительские проекты - 19,5%.

Анализ полученных результатов позволил нам выявить следующие тенденции состояния отношение педагога к здоровью как к ценности. Видно, что доминирующее первенство занимает ценность физического и психического здоровья: на первое место её поставили 66,7% респондентов; на второе место - 11, 9% и на третье - 7,1%.

Все это говорит об актуализации решения проблемы здоровьесбережения и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Поэтому необходимо планировать образовательный процесс так, чтобы в нем приоритетным стало формирование культуры здоровья обучающихся, духовности, нравственности и создания здоровьесберегающих условий.

Наблюдая за работой педагогического коллектива, анализируя результаты мониторинга показателей здоровья школьников, выявлено, что в современной системе образования имеют место информационные перегрузки обучающихся; чрезмерное нервно-психическое напряжение; недостаточная двигательная активность; неподготовленность педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий, обучению культуры здоровья обучающихся.

Актуальность построения здоровьеориентированного образовательного пространства через систему комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников мы видим в преодолении следующих противоречий:

  1. Между объективными потребностями общества в сохранении и укреплении здоровья школьников и особенностями организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, влияющими на ухудшение здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности.
  2. Между потребностью в концептуальном, технологическом и методическом обеспечении модели здоровьесберегающей среды и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике образования.
  3. Между потребностью в применении педагогами эффективных здоровьеформирующих технологий и недостаточным уровнем профессиональных умений педагогов в использовании данных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность выбранной темы и возникшие противоречия определяют ведущую педагогическую идею: формирование человека, здорового физически, психически и нравственно, адекватно оценивающего своё место и предназначение в жизни.

Представленный опыт работы является единой системой комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в образовательном учреждении.

Новизна опыта заключатся в том, что выявлены и систематизированы предпосылки формирования готовности педагогического коллектива к здоровьесбережению; определен комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования здоровьесбережения подростков: наличие общегосударственной идеологии и ценностей, имеющих направленность на здоровый образ жизни; учет социальных условий в педагогической практике; гуманизация отношений в системе образования; сформированность мотиваций здорового образа жизни; минимизация негативных влияний среды; моделирование компонентов системы здоровьесбережения с учетом состояния внешней среды; прогрессивное управление системой здоровьесбережения; разработана и апробирована модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья.

Цель педагогической деятельности заключается в создании оптимальной модели здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего социальное, психическое и физическое здоровье обучающихся,достижение максимального уровня развития активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой личности, ориентированной на здоровый образ жизни.

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

  • моделирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
  • организация мониторинга состояния здоровья школьников;
  • организация непрерывного образования педагогов по вопросам здоровьесбережения;
  • оценка эффективности воздействия здоровьесберегающей среды на различные аспекты и характеристики образовательного процесса;
  • создание необходимых условий для обучения и воспитания, основанных на принципах здоровьетворения;
  • совершенствование психосоциальной компетенции обучающихся (жизненных навыков и умений);
  • использование современных методов и приемов, нацеленных на формирование долговременных здоровьесберегающих ориентаций школьников.

Каркасом здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения являются следующие принципы: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентативность, методическое единство, наличие обратной связи.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности обучающегося.

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей, но и (причем – в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Системный подход в процессе мониторинга реализуется на основе применения современных методов компьютерной обработки данных и привлечения к анализу материалов мониторинга квалифицированных экспертов – ведущих специалистов в области возрастной физиологии, школьной гигиены, психофизиологии, теории и методики физического воспитания.

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных мониторинга, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования. Только в том случае, если мониторинг в каждом учреждении будет охватывать все информационные блоки, можно будет проводить полноценный содержательный системный анализ его результатов.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год - осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одного и того же контингента обучающихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представительность)обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно большого контингента.

Методическое единство– непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах научно-исследовательской работы.

Наличие обратной связи– одно из важных условий проведения мониторинга. Педагогический коллектив заинтересован в получении сведений о результатах мониторинга.

Разработанная базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении состоит из шести блоков:

I блок – создание здоровьесберегающей инфраструктураы образовательного учреждения: состояние здания и помещений школы, их содержание в соответствии с гигиеническими нормативами; оснащенность учебных классов и кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; наличие и необходимое оснащение школьной столовой; организация качественного питания школьников; необходимый (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

II блок – рациональная организация учебного процесса: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов (педагогов, врачей, психологов); строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства); рациональная и соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития.

Во все предметы общеобразовательного цикла в рамках отведенного количества часов базисным учебным планом вводится здоровьеформирующий компонент.

Организуя включение здоровьеформирующего компонента во все предметы общеобразовательного цикла в рамках отведенного количества часов базисным учебным планом, педагоги разработали календарно-тематическое планирование с учетом рекомендаций, предложенных В.Н. Ирхиным, доктором педагогических наук, профессором Белгородского государственного университета.

При подготовке уроков с использованием здоровьеформирующего компонента педагог:

  1. Анализирует содержание конкретной темы учебного предмета с точки зрения его возможностей формировать ценности здорового образа жизни школьников.
  2. Подбирает (в соответствии с профилем учебного предмета) конкретные факты, задания, задачи, упражнения, направленные на формирование культуры здоровья школьников.
  3. Разрабатывает сценарный план урока в соответствии с задачей приобщения обучающихся к культуре здоровья.

Моделируя урок здоровья, педагог учитывает различия между традиционным уроком и уроком здоровья.

Традиционный урок Урок здоровья

Тема урока

Тема урока (имеет отношение к ребенку)

Знаешь ли ты свое тело?

Цели и задачи урока

образовательные

развивающие (память, речь, мышление)

воспитательные (любовь к …, патриотизм, коллективизм)

Цель урока (имеет отношение к ребенку):

научить чувствовать собственное тело, формировать способность конструктивного взаимодействия с близкими людьми

 

Уровни усвоения:

- отношение (сформировать убеждение о необходимости бережного отношения к своему организму);

- представления (сформировать убеждение о важности слаженной работы различных частей тела, их назначении и функции);

- способы поведения (привить привычку соблюдать правила личной гигиены, режима дня, закаливаться)

Организационный момент

Мотивация (детям сообщается цель урока)

Проверка домашнего задания

Ритуал приветствия

Мотивация (на протяжении всего урока прослеживается связь того, о чем говорится с потребностями детей)

Проверка домашнего задания (рефлексия, эмоции детей)

Подготовка к объяснению нового материала (устный счет, разбор предложения)

Объяснение нового материала

Вводная часть (актуализация представлений обучающихся, их отношений, стратегий и технологий)

Основная часть (формирование представлений; методы: игра, беседа, аукцион идей)

Первичное закрепление (упражнения на новую тему)

Самостоятельная работа на новую тему

Итог урока (чем мы занимались? что изучили?)

Домашнее задание

Заключительная часть (отработка личной стратегии)

Итог урока (обобщение)

Домашнее задание (с привлечением к выполнению близких взрослых)

При интегрированном подходе в основу организации учебного занятия заложены характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).

  1. Условия проведения учебного занятия соответствуют гигиеническим нормам и требованиям (освещенность, режим проветривания, мебель, дизайн, санитарно-гигиеническое состояние классного помещения)
  2. Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.
  3. Организованы действия обучающихся по принятию целей учебного занятия.
  4. Созданы положительный эмоциональный настрой и рабочая обстановка в классе; организованы действия обучающихся по мобилизации на учебное занятие.
  5. Обеспечен высокий уровень мотивации учебной деятельности обучающихся в течение всего учебного занятия.
  6. Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.
  7. Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья обучающихся.
  8. Методы и формы обучения соответствуют:
    • учебному содержанию;
    • целям учебного занятия;
    • психофизиологическим и учебным возможностям обучающихся.
  9. Используемые учителем методы и формы обучения обеспечивают:
    • адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
    • достаточную двигательную активность обучащюихся на уроке;
    • учет индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся;
    • учет реальных учебных возможностей обучающихся, дифференцированность обучения;
    • включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
    • дозированную помощь обучающимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
    • обратную связь;
    • объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
    • контроль и оценку знаний обучающихся, способствующие сохранению их психического здоровья;
    • профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения обучающихся;
    • доброжелательное и продуктивное сотрудничество обучающихся, а также учителя и обучающихся.
  10. Педагогическая техника учителя обеспечивает создание благоприятного психологического климата, способствует раскрепощению ученика.
  11. Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности обучающихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям обучающихся.
  12. Средства обучения используются в соответствии с гигиеническими нормами и требованиями.
  13. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями обучающихся.
  14. Уровень достижения целей учебного занятия.

III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы – включает: полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); организацию занятий со специальной медицинской группой; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе; организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; создание условий и организацию работы спортивных секций, привлечение к секционным занятиям широкого круга детей основной медицинской группы, организацию специальных занятий для детей подготовительной медицинской группы; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, внутришкольных и межшкольных соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

IV блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений о состоянии здоровья обучающихся для каждого педагога; регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями; создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.

V блок – просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни: внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни; лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; Дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники и т.п.

VI блок – организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями: лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.; приобретение необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.