Приемы педагогической техники на уроках биологии в 7-м классе

Разделы: Биология


Каждый из нас начинает урок с целеполагания. Какую цель ставим мы на уроке? Конечно, первое, что мы хотим, – это усвоение знаний, выработка умений в пределах учебной темы. Но для меня одновременно главное, чтобы ученикам было интересно. Именно это – залог прочных знаний обучающихся и нашего общего успеха. Без интереса никакие знания не будут прочными.

Как сделать урок интересным? У многих обучающихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того, чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.

Почему обучающиеся не хотят учиться? Что влияет на формирование школьной мотивации в XXI веке?

Проблема познавательного интереса впервые была рассмотрена с точки зрения педагогической науки выдающимися психологами ХХ века Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, В.Н. Мясищевым и др., исследовав этот научный феномен, они раскрыли его психологическую сущность. Но именно Г.И. Щукина, а позднее и ее ученики, разработали теорию познавательного интереса в педагогическом плане. Научная школа Г.И. Щукиной, в которую входили Ф.К. Савина, В.Н. Максимова, А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.Н. Липник и др. исследовали многие вопросы проблемы познавательного интереса установили его связь с ценностями личности, с мотивами деятельности, раскрыли модификации познавательных интересов в связи с его предметным содержанием и возрастом детей. Коллективными усилиями было доказано, что познавательная активность и познавательная самостоятельность – это сущность познавательных интересов. Современные технологии, методики, приемы, средства позволяют включить школьника в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. Ценность познавательного интереса как мотива учения для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в естественнонаучной области под влиянием интереса активизирует все психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует возникновению положительных эмоциональных состояний личности. Но ведь именно этого хочется всем творчески работающим учителям – вызвать у ученика интерес к учению, к познанию нового, воспитать у него стремление к преодолению трудностей, к обретению в учении личностного смысла, благодаря чему возможно достижение максимальных вершин в естественнонаучной области познания и переживание удовлетворения от достигнутого успеха. Всё это позволяет повысить самооценку учащихся, углубить их желание открывать для себя новые горизонты знаний, не боясь трудностей, веря в собственные силы.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости обучающихся. Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). Если систематически применять разнообразные приемы педагогической техники, то это повысит интерес к биологии, а это залог прочных знаний и успешности обучающихся. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения обучающихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний обучающихся. Каждый учитель биологии, работая в школе, создает собственную систему работы. Существует комплекс педагогических методик, приемов, средств, которые позволяют эффективно излагать курс биологии.

В процессе своей педагогической деятельности нашла среди множества приемов те изюминки, которые позволили мне усовершенствовать свою творческую систему. Хорошая методика развивает не только детей, но и самого учителя, делает работу приятной и успешно-результативной. Хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, применяемыми на уроках биологии в 7 классе. Так, к уроку по теме: “ Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение” формирую творческие группы за две недели до изучения темы. При подаче домашнего задания провожу дифференциацию с учетом интересов обучающихся. Ставлю перед учениками вопрос: “ Какой вид домашнего задания вам бы захотелось выполнить? Каждый выбирает ту, область в которой он будет более успешен. Первая группа обучающихся, руководствуясь дополнительной литературой, учебником, Интернет – ресурсами готовит рассказы о ели, сосне, лиственнице, кедре, пихте. Для отыскивания сведений, о каком либо объекте обучающиеся используют ключевые вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: как – когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. У каждого выступающего ученика есть возможность представить необычное хорошо продуманное сообщение о пихте, сосне, лиственнице, кедре, ели. Оформляют дома слайд к презентации, который вставляют в общую презентацию. Результат работы: самостоятельно добытые знания, информирование одноклассников, создание мультимедийной презентации. Задания креативного типа: разработка учебных пособий является приемом технологии критического мышления. Ребятам очень нравится прием: “А знаете ли вы что…”. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное “Удивляй!”. Биология – наука, где всегда можно найти удивительное в мире природы. В этом обучающимся второй группы помогает коллекция ЦОР по биологии – галерея различных рисунков и анимаций при создании заданий к презентации. Созданные обучающимися творческие работы так же находят свое место в общей презентации. Игра, наряду с трудом и учением, – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов. Третья группа учеников работает над рубрикой познавательные биологические задачи, которые использую для разминки перед началом урока. Это очень хорошо организует и мотивирует обучающихся на дальнейшую работу. Ответы держатся в тайне, так как группа обучающихся сама представляет свою работу и оценивает своих одноклассников. В презентации используем анимационные слайды с изображением веселых, задумчивых комичных животных для создания положительного настроя на решение задачи, которые подбадривают, хвалят, благодарят за проделанную работу. Данный прием педагогической техники “Настроение” делает работу приятной и успешно-результативной. Обучающиеся четвертой группы по желанию составляет кроссворды, пишут синквейны на заданную тему В результате применения компетентностных форм и методов обучения, у обучающихся повышается познавательная активность, их знания и в особенности умения становятся более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста, обученности и качества знаний. При закреплении изученного материала на уроке предлагаю закончить записанные на доске предложения: а я и не знал … , на будущее мне надо иметь в виду …, самым сложным для меня сегодня было..

Это прием учит детей анализировать свою деятельность, материал закрепляется путем многократного повторения. Не обойтись современному учителю и без творческого домашнего задания. Домашнее задание предлагаю следующего типа: Д.И.Менделеев считал, что существует связь между лесистостью страны, её климатом и “способностью к хлебной культуре. Продолжите слова ученого и предложите мини-лекцию для своих одноклассников. Хотелось бы процитировать педагога Н.Е. Щуркову: " Роль педагога при восхождении ребенка по ступеням культуры не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказывающего за отклонения от нормы, она очерчивается широко: он – соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в нелегком движении вперед и выше. Думаю, что у каждого учителя в арсенале множество различных педагогических приемов, чтобы сделать урок приятным и результативным, чтобы создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, интереса к учению. Эффективное сочетание уже существующих приемов, новых средств обучения умелое их использование – это решение проблемы формирования школьной мотивации обучающихся в XXI веке.