Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав (Права ребенка)

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. На основе Конвенции о правах ребенка рассмотреть основные положения прав ребенка и их особенности.
  2. Показать необходимость защиты прав детей в современном мире.
  3. Проследить связь законодательства России в сфере прав ребенка с международно-правовыми стандартами.
  4. Развивать умение работать с документами, сравнивать и анализировать, аргументировано выражать свою точку зрения.
  5. Формировать навыки применения правовых знаний в повседневной жизни.
  6. Воспитывать понимание того, что ребенок является наивысшей ценностью государства, не только объектом заботы и опеки, но и субъектом права, человеком, имеющем обязанности.

Тип занятия: интерактивный.

Методы: «Мозговой штурм», работа в группах, презентация.

Участники: 6-7 класс.

Оборудование:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (сокращенный вариант).
  2. Конституция России ( ст.57,58,59).
  3. Презентация.
  4. Карточки с заданиями.

Подготовка к занятию:

За неделю до проведения занятия создаю из учеников экспертную группу в составе юристов и социологов, которые будут помогать в раскрытии темы. Во время проведения мероприятия они имеют право дополнять, отваечать, поправлять. Можно зарание сформировать 4 группы из учащихся класса и дать задание: выбрать название и главного юриста группы.

Ход занятия

«Обеспечение прав и благосостояния детей является ключом
к устойчивому развитию стран к миру и безопасности во всем мире»

Керолл Беллами (Исполнительный директор Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ))

1. Вступительная часть.

Мотивация учебной деятельности:

  • Сообщение темы и целей занятия.

План изучения нового материала:

  • Мировое движение по защите прав детей.
  • Работа с документом: Конвенция о правах ребенка.
  • Нарушение прав ребенка.
  • Работа с документом: Конституция РФ.
  • Составление обязанностей детей.

Работа по презентации. (Подготовленные учащиеся).

Знакомство с основными понятиями, которые встретятся детям на уроке (кадр №2,3).

Повторение: отличительные черты прав человека (кадр № 4,5).

Задания командам (по одному вопросу каждой):

  1. Почему права человека являются « неделимыми»?
  2. Приведите примеры прав человека.
  3. Чем ребенок отличается от взрослого?
  4. Какие существуют международные документы по защите прав детей?

Все задания записаны на карточках и раздаются группам.

Выводы (учитель):

Действительно, ребенка никоим образом нельзя приравнивать к взрослому человеку, в часности, и в правовых аспектах. Ребенок должен быть обеспечен особенной защитой, наделен особыми правами. Особые права ребенка - это «права роста», предопределенные его физической,умственной, духовной незрелостью. Эти права нуждаются в специальной защите, государствам должны быть созданы и обеспечены возможности для свободного и полноценного развития детей.

2. Основная часть.

Мировое движение по защите прав детей.

Работа по презентации (кадры номер 6-10) подготовленные учащиеся.

Задание группам: «Мозговой штурм» (за одну минуту придумать и написать слова и словосочетания, которые отвечают на вопрос: Что нужно всем детям, чтобы стать счастливыми?)

Работа с документом.

Резюме Конвенции о правах ребенка (на доске: резюме – краткое изложение основных положений документа)

У каждой команды – документ, идет знакомство.

Классификация прав (командам дается по одному вопросу).

  1. Права «заботьтесь обо мне» (права, которые дают доступ к определенным благам и услугам).
  2. Права «не издевайтесь надо мной» (права быть защищенными от определенных негативных действий).
  3. Права «я имею собственное мнение» (права на самовыражение).
  4. Права специальных потребностей (права детей, которые нуждаются в особенном внимании и беспокойстве).

Все задания записанны на карточках и раздаются группам.

Работа по презентации (кадры номер 11-18)

Нарушение прав ребенка (учитель):

Сложной проблемой современности является недостаточная защищенность прав детей во всем мире. Попробуем в этом убедиться. Подготовленный ученик демонстрирует таблицу «Современное правовое положение детей» по презентации (кадры 19-20), объясняя ее содержание.

Группам: Какие мысли вызывают у вас эти статистические данные?

Обязанности детей.

Кадр презентации-задание классу:

  1. Объяснить высказывание: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» (кадр номер 21)
  2. В каком документе записанны обязанности человека?

Кадр презентации номер 22 (Конституция РФ ст. 57-59).

Работа с конституцией — прочитать соответствующие статьи.

Задание группам: составить и записать обязанности детей, используя слова: беречь, соблюдать, учавствовать, бережно, с уважением.

Все слова записаны на карточках и раздаются группам.

Обобщить по презентации (кадр номер 23).

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Что нового узнали? Было ли интересно? Почему? И т.д

Итоги занятия.

Домашнее задание.