Природа Антарктиды

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:  Знакомство с особенностями климата, рельефа, ледникового покрова, растительного и животного мира Антарктиды.

Задачи:

1. Формировать умения использовать научные методы познания природы, прививать навыки учебного труда

2. Развивать речь, логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения, способности к самостоятельному решению учебных задач

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: обучающее исследование

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Ход урока

1. Организационный этап.

"И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона пастели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытые сугробами с нега" (ученый-полярник А.М.Гусев) (Слайд 1-3).

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (Запись на доске)

Сегодня мы продолжаем знакомство с самым необычным материком Земли - Антарктидой. (Слайд 4)

Территория материка не принадлежит ни одному государству. Здесь нет постоянного населения. В 1959 году был подписан международный договор, ограничивающий хозяйственное освоение Антарктиды и запрещающий здесь любую военную деятельность. Ученые разных стран, в том числе и России, проводят на ледяном континенте исследования, позволяющие не только узнать о прошлом и настоящем нашей планеты, но и заглянуть в ее будущее. Полярникам нелегко выполнять свою работу в суровых условиях крайнего юга планеты. (Слайд 5)

В различной литературе множество других образных названий Антарктиды. (Слайд 6)

Проблемные вопросы:

- Нужны ли исследования Антарктиды?

- Зачем осваивают и изучают Антарктиду?

Это главный вопрос нашего урока. (Запись на доске)

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сегодня мы отправляемся в Антарктиду в качестве научных работников, которые изучат природу материка.

Будут работать научные станции: Морозная, Молодежная, Звездная, Солнечная.

Каждая группа исследователей получает рабочий пакет, в котором все рабочие документы. Научный центр расположен в городе Иваново в школе № 62, куда мы пошлем все отчеты о проделанной работе. В конце урока каждая группа должна представить пакет документов.

2. Этап исследований.

Начинаем наши исследования.

1.Антарктида - самый высокий материк. (Слайд 7)

Задача: доказать это утверждение и выявить причинно-следственные связи.

Но прежде послушаем, что нам скажут геоморфологи (Слайд 8)

Пользуясь учебником, картами, дополнительным текстом, заполните таблицу.

Подледный рельеф

Вопросы и задания Ответы
1. Дайте характеристику подледного рельефа

2. В чем различие Западной и Восточной Антарктиды

3.Чем объясняются различия в подледном рельефе Западной и Восточной Антарктиды

 

Давайте проверим (Слайд 9)

А теперь картографы подпишут формы рельефа на контурной карте.

Джеймс Кларк Росс и Фрэнсис Крозиер на своих кораблях "Эребус" и "Террор" 9 января 1841 года преодолели паковый лед и оказались на открытой воде моря Росса. Тремя днями позже они увидели величественную горную гряду. Корабли продолжили путь на юг. Путешественники были поражены видом потрясающего вулкана. Вулкан был назван гора Эребус. Активный вулкан посреди льда и снега застывшего континента. (Слайд 10)

- В чем причина размещения вулкана на этом материке (обсуждение в группах, выдвижение версий).

Поставьте его на контурную карту.

- Назовите специалистов, исследующих вулканы.

Давайте обратим внимание на расположение материка. Он расположен на самом юге планеты, подобно чаше, которая держит наш земной шар. Вулканологи и сейсмологи на антарктических базах по всему периметру континента отслеживают сейсмическую активность по всей планете.

Вернемся к нашему главному вопросу.

Какую роль в исследовании всей планеты играют сейсмологи и вулканологи, работающие в Антарктиде?

Выводы:

1. Изучение процессов, происходящих в земной коре

2. Отслеживание сейсмической активности по всей планете (Прикрепляются листы на доске)

На наших станциях работают геологи.

- Чем они занимаются?

Давайте послушаем, что они нашли.

- Почему есть сходство с Южной Америкой и Австралией?

Найдены полезные ископаемые магматического и осадочного происхождения.

- Объясните происхождение полезных ископаемых.

Поставьте значки полезных ископаемых на контурную карту.

- Какое значение имеют исследования геологов?

Вывод: Запасы минеральных ресурсов (Прикрепляется на доске)

Проблемный вопрос: Мы смогли доказать, что Антарктида - самый высокий материк?

Работаем дальше.

Давайте послушаем гляциологов. Может они нам помогут. (Слайд 11)

Лед в Антарктиде движется. Найдите в тексте доказательства движения льдов Антарктиды. Каковы последствия растекания льдов?

Ответом на этот вопрос будет заполнение схемы. (Слайд 12)

- Каковы ваши предположения?

Проверим правильность заполнения. (Слайд 13)

Обратите внимание на схему ледяного покрова (Схема подледного рельефа) Почему образуются разные по форме айсберги? (Слайды 14,15) Сползая, лед образует глубокие трещины, которые становятся очень опасными, из них очень трудно выбраться.(Слайд 16) Иногда огромные ледяные горы доплывают до 35°ю.ш.. Подтаивая, они могут неожиданно перевернуться, поэтому представляют большую угрозу для мореплавания. Большая часть айсберга находится под водой. (Слайд 17)

- Кто знает, почему?

Оставим этот вопрос открытым.

Мы изучили ледяной покров Антарктиды.

- Чем же еще богата Антарктида?

Вывод: Антарктида - это около 80% мировых запасов пресной воды. (Прикрепляется на доску)

Подведем итог первой части наших исследований. Теперь мы доказали, что Антарктида - самый высокий материк?

Тайн, связанных с материком много. Вот еще одна. В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит Кровавый водопад.(Слайд 18) Вода в них содержит двухвалентное железо, которое соединяясь с атмосферным воздухом, окисляется и образует ржавчину. Это и придает водопаду кроваво-рыжий цвет. Однако двухвалентное железо в воде возникает не просто так - его производят бактерии, живущие в изолированном от внешнего мира водоеме глубоко подо льдом. Эти бактерии сумели организовать жизненный цикл при полном отсутствии солнечного света и кислорода. Они перерабатывают остатки органики, а "дышат" трехвалентным железом из окружающих пород.

Оказывается подо льдом большое количество рек и озер.(Слайд 19) Особенно интересно озеро под научной станцией "Восток". Толщина льда здесь 4 километра. Были проведены анализы льда над озером. В результате была обнаружена бактерия, которая может жить лишь при температуре +55°. Значит, вода в озере когда-то была крайне горячей. А может быть, она остается такой и по сей день. Спутники измерили температуру воды в озере - от +10° до +18°

- Как вы думаете, каков источник возникновения воды подо льдом?

Попробуйте заполнить схему. (Слайд 20)

Давайте проверим. (Слайд 21)

Обратимся к главному вопросу нашего урока о значении изучения и исследования материка.

Какое значение имеет для всей планеты изучение подледного мира Антарктиды?

Вывод: Изучая подледный мир материка, ученые изучают историю развития всей Земли. (Прикрепляется к доске)

- Почему материк покрыт толщей льда?

Антарктида - самый холодный материк. (Слайд 22)

2. Следующая задача нашего урока - доказать это утверждение.

У нас работают климатологи. Им предоставим слово.

Работая с различными источниками, заполните схему

Проверим нашу схему (Слайд 23)

Главные показатели климата поставьте на контурную карту.

Итак, Антарктида - самый холодный материк.

Как вы думаете, влияют ли климатические условия Антарктиды на климат всей планеты?

Вывод: Воздействие на климатические условия всей планеты. (Прикрепляется на доску)

3. Такой суровый материк, а есть ли на нем растения и животные?

Давайте послушаем биологов. (Слайд 24-30)

Завершая работу с контурными картами, создайте вокруг ее коллаж из изображений животного и растительного мира

3 этап - закрепление изученного материала

Давайте подведем итог. Вернемся к теме нашего урока - Природа Антарктиды.

Давайте вспомним образные названия Антарктиды. Соберите, пожалуйста, таблицу, в которой к образным названиям необходимо подобрать характеристики, доказывающие эти положения.

Образные названия Антарктиды

Образные названия Характеристика
"Край Земли" Антарктида расположена на крайнем юге планеты и захватывает полярную область.
"Материк ученых В Антарктиде нет постоянного населения, но здесь работают десятки научных станций
"Ледяной континент" Почти весь материк покрыт ледяным панцирем
"Материк за облаками" Благодаря большой толщине льда по средней высоте Антарктида значительно превышает высоту остальных материков
"Производитель айсбергов" На побережье континента откалываются края ледяного покрова, образуя айсберги. Размеры этих огромных ледяных глыб иногда сравнимы с размерами настоящих гор
"Страна жестокого солнца" Антарктида - область постоянно высокого давления, небо здесь обычно безоблачное. В полярный день солнце не заходит за горизонт, поэтому продолжительность его сияния велика, некоторые районы континента получают больше энергии, чем жаркая Африка
"Королева холода" Средняя температура зимних месяцев от -40 до -60°С, летних от -25 до -35°С. Абсолютный минимум температур зафиксирован в районе станции "Восток", он составил -89,2°С
"Страна ветров" Прибрежные районы восточной части континента считаются наиболее ветряными районами Земли. Здесь, в результате охлаждения воздуха у поверхности ледника, образуются стоковые ветры. Они достигают ураганной силы, развивая скорость до 200 км/ час
"Холодильник Земли" Из-за низких температур материк оказывает огромное воздействие на климатические условия всей планеты. В первую очередь это заключается в охлаждении воздуха атмосферы
"Материк четырех полюсов" На территории Антарктиды находится Южный полюс Земли. На станции "Восток" отмечена самая низкая температура на планете. Этот район называют "полюсом холода Земли". В Антарктиде находится Южный магнитный полюс Земли. В районе мыса Денисон было отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/с. Это стало причиной того, что мыс Денисон называют "полюсом ветра Земли"

Ребята, сегодня мы побывали на самом таинственном материке планеты. Коснулись его тайн и загадок. Пришли к выводу о необходимости изучения и исследования материка. И вот наши основные выводы:

1. Изучение процессов, происходящих в земной коре

2. Отслеживание сейсмической активности по всей планете

3. Запасы минеральных ресурсов

4. Антарктида - это около 80% мировых запасов пресной воды

5. Изучая подледный мир материка, ученые изучают историю развития всей Земли.

6. Воздействие на климатические условия всей планеты

Все экспедиции хорошо поработали. Свои пакеты с работами вы сдаете в научный центр.

4 этап - задание на дом

1. Параграф 33, Тренажер, зад. 1,2,3, легкий экзамен

2. По желанию найдите ответы на следующие вопросы:

- Большая часть айсберга находится под водой. Почему?

- Почему из 17 видов пингвинов в Антарктиде обитают только 2 вида

Информационные ресурсы.

1. htt://ru.wikipedia.org/wiki/Антарктида

2. htt://images.yandex.ru

3. htt://wordmystery.ru

4. А.Г.Стадник. География 6-10 классы. Уроки - исследования, дискуссии, пресс-конференции. Волгоград, издательство "Учитель"

5. Н.А.Никитина "Поурочные разработки по географии" 7 класс. "Вако". Москва 2005.

6. О.В.Крылова. Уроки географии. 7 класс. Москва. "Просвещение", 1990 Информационные ресурсы: